Зачастую йоги употребляют слово «осознанность» (mindfulness) к месту и не к месту – а что это за зверь? – его почти никто не видел! Этим термином легко злоупотребить – не хуже, чем словами «вера», «любовь» и «справедливость». Поэтому маргиналы от йоги могут утверждать, что их тренинги «повышают осознанность»; это слово может неожиданно «выныривать» из «трудностей перевода» санскритских и палийских текстов то тут, то там – а потом опять теряться, погружаюсь в пучину недоверия переводчика. Потому что, правда – если с некоторыми словами все ясно (ср. термин «вытяжение икроножной мышцы» - о чем тут говорить и спорить?!) то, как определить, повысилась у меня осознанность после воскресного интенсива в Подмосковье или нет?
К счастью, все не так уж и сложно. Ведь вообще-то в йоге слово «осознанность» используется в очень узком, подрывает даже сказать – «профессиональном» смысле. Причем интересно получается - если разобраться с этим заковыристым термином, то не только в йоге, но и любых других практиках саморазвития – да и в «обычной жизни» - все вдруг становится так кристально ясно, что с непривычки иногда бывает даже страшновато.
Свойство человеческого ума – каталогизировать информацию, составляя всевозможные списки, «хит-парады» и градации: приятно-неприятно, прошлое-будущее, важно-неважно. Несмотря на то, что вообще-то все мы живем в постоянно меняющемся Сейчас (если проанализировать с точки зрения банальной логики – человек не может жить ни в прошлом, ни в будущем), специфика работы ума такова, что он постоянно обращается к обширному архиву воспоминаний или строит воображаемые проекции в будущее. Ум не беспокоит то, что хранящаяся в «архиве» памяти информация постоянно подвергается жестокой цензуре (смотря по настроению), а для построения сколько-нибудь достоверного прогноза на будущее у человека никогда не бывает достаточно информации. Фактически, ум озабочен только двумя возможностями – вспоминать и прогнозировать. И это не так плохо, на определенном этапе развития человека – так как позволяет эффективно добывать себе средства к пропитанию и более-менее комфортному существованию.
Но в силу определенных обстоятельств мы иногда замечаем, что на самом деле ум наш – отличен от «нас истинных», от глубинного наблюдателя, и даже имеет собственный характер – который нам может нравиться или не нравиться. Например, когда человек замечает: «я очень подозрительный», «я легко выхожу из себя», «я беспокойный, мнительный, обидчивый», «я не нахожу себе места, ни минуты покоя у меня нет даже на отдыхе» - все это довольно справедливые наблюдения, относящиеся к природе ума. Хотя средний человек живет в иллюзии «я есть мой ум» (как сказал один мудрец – «я мыслю, следовательно, я существую») – очень просто разотождествиться с умом.
Приведенная ниже практика была модернизирована и оформлена в книгах С.C.Сарасвати ("Тантрические медитации", "Тантрические практики Йоги и Крии" и др.) по Крия-йоге - фактически, практике Раджа-йоги, пригодной для ума современного человека. Ее аналоги встречаются и в книгах Экхарта Толле (например "Сила Настоящего" и "Практикуя Силу настоящего").
Практика «Поиск Себя»:
- Cядьте удобно – так что бы в течение 15-20 минут вы могли позволить себе не менять положения тела. Если возможно – замрите, не шевелитесь, однако тело должно быть при этом как можно более расслаблено. Поэтому изначально надо сесть удобно и устойчиво – пусть даже в кресло или на стуле. 1-3 минуты просто посидите, расслабляясь и наблюдая свое спокойное, естественное дыхание.
- Посмотрите вокруг себя. Тщательно исследуйте интерьер комнаты и предметы, которые там находятся. Если есть возможность – не вставая, посмотрите в окно. Практикуйте, не отвлекаясь ни на что другое, в течение 3-5 минут. Затем скажите себе мысленно: «Это отдельно от меня – этой пейзаж, это вещи, это стены и т.п. Все это – не я! Я продолжаю поиск». Почувствуйте, что вы – не то, что вы видите за окном или в комнате. Все это (хотя возможно и принадлежит вам и воспринимается вами) вами не является, не правда ли?
- Обратите внимание на свое тело – на свои ощущения от тела. Мысленно как можно отчетливее почувствуйте разные участки кожи, ощущения тепла-холода на коже. Почувствуйте контакт с полом (или креслом, стулом и т.п.). Понаблюдайте ощущения, которые дает вашему телу сила гравитации, прочувствуйте вес и тяжесть конечностей и корпуса, головы, таза. Почувствуйте ощущения внутри корпуса – биение сердца и ощущения в желудке. Мысленно представьте или почувствуйте суставы, мышцы, легкие, почувствуйте язык, глаза, уши… Держите связь с телом как можно ярче, воспринимайте все сигналы тела как значимые. Делайте так в течение 3-5 минут. Теперь скажите себе мысленно: «Конечно, я не мое тело. Ведь все это – органы, ощущения, ткани – воспринимается «мной», а значит, не является этим воспринимающим. Как фонарик высвечивает объекты в темноте, но не является ими – так и мое внимание не является ни сердцем, ни желудком, ни легкими, хотя все это я привычно чувствовал «собой». Что же – «я»? Я продолжаю поиск!»
- Теперь закройте глаза и понаблюдайте наполнение своего ума. Просто ждите, какая следующая мысль появится – и когда она появляется, рассматривайте ее как бы со стороны, не начиная специально «думать» ее – ведь это нарушит состояние «охоты на мысль». Наблюдайте и отпускайте свои мысли в течение 3-5 минут, бдительно следя за тем, чтобы не «задуматься». Если появляются мысли о дискомфорте в теле – можете поменять положение или продолжить наблюдать мысль дискомфорте (но не ощущения – иначе вы спуститесь обратно на ступеньку ниже).
- А теперь оставьте в стороне «охоту на мысли» и попробуйте почувствовать самого «охотника». Что это за ощущение внутри ума, которое может наблюдать самое сокровенное – мои мысли? Есть некое ощущение или облачко внимания, которое может наблюдать мысли – не отождествляясь с ними, не думая их. Благодаря этому облачку внимания мы можем «отказаться думать» ту или иную мысль – потому что она нам правда не интересна, или потому что мы делаем сейчас это особое упражнение. Постарайтесь познакомиться с этим Наблюдателем, – который как танкист сидит в танке вашего тела и наблюдает за ситуацией на поле боя ума из башни вашей головы (или – как чувствуют некоторые – из центра груди). Если вы проанализируете ситуацию – вы обнаружите, что Танкист, Наблюдатель – и есть вы! Ведь вы не мысли, которые сменяют друг друга в уме! Каждая из этих мыслей по отдельности – просто волна, импульс – и даже сумма этих волн в какой-либо период времени – не является вашей истинной личностью – это просто ваш характер, поведение, настроение, роль – то, что в йоге называют «ложной идентификацией с эго».
- Если у вас аналитический склад ума, вы можете даже самостоятельно прийти к поразительному выводу: хотя кажется, что мысли обладают собственной жизнью и ум как бы живет в вашей голове – на самом деле, если вы не обращаете внимания Наблюдателя на что-либо, это сразу пропадает, как будто и не было. То есть, ни мысли, ни даже ум не обладают собственной сущностью. Это то, что Будда называл пустотносью всего. Без вашего внимания в вашей жизни ничего не появляется – и вы не можете проявляться в мире – то есть, жизнь, и движение всему дарует именно Наблюдатель, точка вашего присутствия, внимания.
- Это конечный результат практики – чувство «стояния в стороне», покой, беспристрастное наблюдение. Понимание того, что вы – облачко или точка наблюдения, а не тело и не мысли и даже не сам ум - является осознанностью, практика такой медитации тренирует осознанность. Закрепление такого состояния в качестве постоянного называется Просветлением или Пробуждением или Реализацией.
Состояние Пробуждения – каким бы коротким или длинным оно не было в этот раз – всегда Здесь и Сейчас. Когда вы чувствуете что вы – точка внимания, сразу отпадает нужда в таких надуманных категориях, как «прошлое» и «будущее», «хорошо» и «плохо», «близко» и «далеко». Вы осознаете что на самом деле Вы не участвуете ни в каких процессах – даже не в процессе медитации – ведь вы ничто из того что кажется действующим и существующим субьектно-объектно – вы не воспринимаемое и не воспринимающий – а сам процесс или суть Наблюдения.
Даже если практика удастся вам на несколько секунд – будет замечательно. Такая техника позволяет эффективно побороть стресс, преодолеть любые депрессии и эмоциональные конфликты, при регулярном использовании дает контроль над ощущениями удовольствия и боли и собственным мышлением (позволяет «отключать» боль и «останавливать» ум). Йогатерапевты (такие как Свами Шивананда и Свами Сатьянанда Сарасвати) отмечали, что такая медитация помогает быстрее вылечивать и не эмоциональные, вполне ощутимые физические заболевания – процессы регенерации и восстановления баланса идут быстрее в теле, которым руководит спокойный светлый ум.
Эффекты такой йогической практики в обычной жизни велики. Практикуя указанным способом даже 10-15 минут в день (с опытом этапы можно проходить и быстрее), мы можете стать гораздо более уравновешенным и наблюдательным, чутким к поведению и чувствам других людей и стрессоустойчивым, а в спорте или йоге добиваться лучших результатов за счет более мощного контроля над телом и эмоциями: это и называется – стать более осознанным.
Да, и еще одно: осознанность не значит – скука и окостенение, это не безразличие и холодность и тем более не отвращение к жизни, себе, природе, людям. Осознанность – это радостно, легко и полезно – так же как вегетарианство!