Процесс генного модифицирования забрался и в нашу тихую обитель. Скрещивание постигло страдалицу-экологию и горделивое искусство. Получился гибрид: неуклюжий, громоздкий и злобный. В русских сказаниях Глиняшей зовётся.
Экологическое искусство – вот тот новый вид организма с мощной пищеварительной системой, что способен поглощать и переваривать дома, города, бетонно-железные конструкции, стекло, шины, пластиковые бутылки, картон и дуст, наверно...
Страшноватое дитя, должна заметить. Вот, малыш экоискусство предлагает нашему взору дерево: ржавое, металлическое, из кусков чего-то отжившего, спаяно, сварено, и аромат идёт калёного железа. Дитятко радостно напевает. Помните, у Виктора Цоя: «Я сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле!»
Но мне почему-то жутковато! Разве эти бездушные растения могут напомнить о липах во дворе, покосившихся и полузаваленных в результате неумелых строительных раскопок.
Пришло время педагогического вмешательства! Экоребёнка пора отдать на воспитание приёмным родителям! А вот и история одного такого «усыновления»: о том, как мама- литература и папа-фотография создали проект экоискусства «Сквозь зеркала!»
Итак, знакомьтесь, мама-литература. Её роль исполняет филолог, переводчица и журналистка Надежда Феденко. Надежда родилась и выросла в Таганроге, и Чехов в ней, можно сказать, с молоком матери. С горящим взором Надежда начинает свой рассказ о «Дяде Ване», об Астрове, единении природы и человека. О героях, живущих не внутри окружающей среды, а в диалоге с ней, в задушевной беседе. Говоря о русской литературе, как её отделить от природы – это экологическая литература, если так можно выразиться. Это та любовь к Родине, что ощущается в трепете от шороха каждой травинки и барабанной мелодии дождевых капель. Разве любовь к Родине не начинается со своей улицы, тополя у окна, клумбы и кошки соседской, что разлеглась на твоём балконе?
А вот и папа-фотография. В роли фотографа житель Салерно, фотохудожник Энцо Розамилья. Следуя порыву сердца, пылкий итальянец в 2013 году приезжает в Россию, в Таганрог. Чтобы... да, именно, чтобы побывать в доме-музее А.П. Чехова, пройтись по улочкам, где расхаживал любимый писатель, окунуться в Азовское море и увидеть цветущий вишнёвый сад. И затем два года создавать коллекцию фоторабот, посвящённых Таганрогу, Чехову и любви к России. Итальянцы патриотичны. Но Энцо не скрывает, что любовь к Родине у русских его потрясла, и он проникся большим уважением к тому чувству, которое он заметил у россиян.
Дитя.
Встреча Надежды и Энцо, соединивших литературу и фотографию, привела к рождению выставки, в которой отрывки из произведений А.П. Чехова подобраны к каждой фотокартине бережно и скрупулёзно. Не так, как мы подписываем фото в соцсетях, не так, как их выбираем. Это искусство передать атмосферу, окунуть зрителя в мир Чехова сквозь зеркало его произведений и зеркальную камеру итальянского фотохудожника. Дать возможность перенестись, очутиться на перекрёстке эпох, ощутить ветерок чеховской грусти и неразрывности жизни и любви к земле...
«По нашей задумке, – добавляет Надежда, – о писателе должны говорить его тексты. Эти цитаты – не иллюстрация изображения, это, прежде всего, попытка создать настроение, почувствовать пространство чеховского текста, создать некую новую реальность, где зритель сам станет соавтором».
Энцо как мыслитель и философ добавляет, что его работа – это «не воспроизведение реальности, но это интерпретация её!». А Надежда продолжает: «Зеркало здесь – это то время, которое стремительно меняется, а зрители – и участники, и наблюдатели одновременно!»
Почему «Сквозь зеркала» проект экологического искусства?
Как говорит Энцо Розамилья: «Мы, художники, должны донести до людей любовь к природе и животным, научить уважать окружающую среду! Я люблю природу: для меня она источник вдохновения, и я против убийства растений и животных! Я несу это через своё искусство! Я показываю людям, как прекрасна природа в своём естественном величии, без вторжения человека!»
Кому-то покажется, что экологического искусства тут вовсе и нет: нет кичливости, пропаганды, обращений и грозящего кулака. А вот я вижу здесь ту тихую любовь, которая не рвётся обнародовать себя, которая струится ручейком. Именно такой и может быть истинная любовь к Родине, своим заросшим бурьяном полям, дорогам и домам с палисадниками... И это, по-моему мнению, настоящее экологическое искусство – мягко подвести человека к своему дому и напомнить ему о том, как и где он живёт.
Энцо рассказывал, что в Италии существует Лига Окружения, которая объединяет всю территорию страны для защиты окружающей среды от загрязнения. Несколько лет назад итальянцы провели референдум против атомных электростанций и выиграли его! Сейчас то время, когда даже политикам приходится понимать, что некоторые их решения могут разрушить и без того хрупкий мир и окружающую среду.
«Объединение людей и понимание важных, вечных ценностей могут помочь миру. А мы, художники, должны сделать всё, зависящее от нас, чтобы помочь людям понять: окружающая среда и есть наша жизнь, мы неразделимы от природы!», – заявляет Энцо Розамилья.
А, если нет, то Глиняша из сказки поест и своих родителей – искусство и экологию, да и мало ли что ещё может попасть к нему на зубок...
Есть время изменить его, воспитать.... А иначе, как в финале той сказки, напорется Глиняша на острый сучок, упадёт. Лопнет тогда его безразмерный живот, и покатятся на нас старые колёса, начинки ноутбуков, пластмассовые контейнеры и ураган из пакетов...
Пока есть время... можно посмотреть «Сквозь зеркала» и разглядеть что-то важное...
Выставка проходит в Москве в библиотеке им А.П. Боголюбова в часы работы библиотеки с 20 по 30 мая 2017 года.