Данный материал подготовлен по итогам недавно прошедшей в Москве федеральной отраслевой выставки Veg Life Expo, на которой были представлены более 80 компаний, чей ассортимент и услуги объединены идеей вегетарианства, веганства и сыроедения.
Прошедшая выставка в который раз показала, что интерес к этичному бизнесу растет, как со стороны предпринимателей, так и со стороны потребителей. Положение мировой экономики, сельского хозяйства, а также тревожная (мягко сказано) экологическая ситуация на планете диктуют свои условия для развития бизнес-проектов. В сфере ритейла, пищевой промышленности, предприятиях общепита сегодня четко прослеживается тренд на неизбежную веганизацию планеты, о чем красноречиво свидетельствует опыт США и Европы.
В России спрос на этичные товары растет, пусть и более скромными темпами, нежели у наших соседей. Тем не менее, желающих не упустить волну и первыми запустить на рынок востребованный продукт либо услугу все больше. Как не прогадать в этом непростом деле, на чей опыт ориентироваться? Практические советы дает Евгений Ходченков, веган, известный предприниматель, бизнес-коучер и блогер. Его выступление на Veg Life Expo стало одним из самых востребованных, поэтому мы решили поделиться тезисами его выступлениями с нашими пользователями.
Евгений – фигура интересная, веган с многолетним стажем, его семья – жена и дочь – также придерживаются растительной диеты. Евгений живет в эко-поселении в Краснодарском крае, где запрещено есть мясо, пить алкоголь и курить. Он 7 лет прожил в США, Европе и Азии и считает это огромным преимуществом, в частности, для понимания особенностей ведения эко-бизнеса в России.
«Цель моего приезда сюда – поделиться с вами работающими советами, как хорошо и быстро запускать вегетарианские стартапы, – начал свое выступление Евгений. – Я верю в эко-тренд, в вегетарианство. Кто думает, что Европа и мир не готовы покупать наши продукты, ошибается. Я знаю огромное количество продуктов питания, включая кедровые, которые отлично поставляются на Запад и приносят доход в долларах и евро.
В 21 веке социальных сетей и информационного перегруза бизнес борется за то, чтобы завоевать ваше внимание, поэтому в основе моей формулы успеха – научиться получать внимание. Это первая составляющая формулы успеха. Если вы это не умеете, то все остальное бесполезно. Если в СССР достаточно было сделать классный продукт и написать о нем статью в «Комсомольскую правду», чтобы вся страна его шла покупать, – сейчас это не работает».
По мнению, Евгения сегодня один из эффективных способов раскрутки стартапа – создание площадки в соцсети или лояльной аудитории (или спроса), а затем – предложение продукта этой самой аудитории.
«Начинающие предприниматели делают ошибку – производят супер-продукт, но вообще не разбираются со спросом. Но никто не готов его покупать, потому что ничего про него не знают, – говорит Евгений. – Другими словами, решается вопрос с продуктом, но не решается вопрос со сбытом. А вот здесь важна вторая составляющая моей формулы успеха – доверие. Третья составляющая – ниша. И здесь я всегда рекомендую прочитать книгу «Стратегия голубого океана» Ким Чана и Рене Моборна. Она про то, как первыми находить продукты, которых нет на рынке, вводить в обиход и оставаться вне конкуренции».
5 советов для этичного бизнес стартапа от Евгения Ходченкова
Совет №1
Окружение – это 50% успеха начинающего предпринимателя
Сложно стать вегетарианцем в тундре, где все вокруг едят рыбу и мясо. Окружение решает очень многое. Именно подобные выставки – глоток свежего воздуха для тех, кто планирует начать свой этичный бизнес. Сюда приходишь, и над тобой не шутят! Ты не должен спрашивать, есть ли в еде мясо или яйца, ты по умолчанию можешь съесть практически все. Очень удобно создавать сообщества и делать общие чаты в мессенджерах. Главное – не скатиться до пустой болтовни.
Совет №2
Создавайте свою платформу
Это ваше присутствие в интернете: сумма ваших собственных изобретений, сайтов, рассылок. Приведу пример: у 8-летней девочки в США 3,5 млн подписчиков: она делает обзоры детских игрушек. Опять прослеживается схема: сначала спрос, потом – продукт. Если у вас уже будет готовая раскрученная платформа, на ней легко будет запустить бизнес.
Совет № 3
Изучите Концепцию Голубых океанов
Если вы найдете свою уникальную идею, то маржа всегда больше, работать будет проще, а конкуренты не смогут демпенговать, так как у вас их просто не будет.
Пример «голубого океана» – надувные диваны, которые появились этим летом. До этого были просто диваны, но их сложно увезти на природу; были коврики, на них неудобно. Этот же диван можно даже в горы брать. Или другой пример – спортивное веганское либо сыроедческое питание.
Совет 4
Используйте краудфандинги финансирования на старте
Народное инвестирование или краудфандинг: люди дают вам деньги, потому что ваш продукт их впечатляет, и они хотели бы получить первый экземпляр раньше всех.
Совет 5
Берите на вооружение опыт Востока и Запада
Отличный пример «Невероятная еда» – новый продукт Билла Гейтса, куда он вложил 120 млн долларов. Это веганские гамбургеры, идентичные обычным, в них есть веганский сыр и веганское мясо, не отличимые от настоящих. Есть множество других примеров: веганская пицца, веганский сыр, который плавится, колбаса, которая похожа на колбасу, индейка на день благодарения и в которой нет ни капли мяса.
Интервью с представителями этичного бизнеса России, которые рассказали Vegetarian об особенностях, трудностях и перспективах своего дела, читайте в ближайших публикациях.
Светлана Зотова