Андрей Рукавишников-Радонежский - переводчик, журналист, поэт. Моя фамилия в настоящий момент, по матери – Радонежский. Рукавишников – это фамилия отца. Однажды мне захотелось носить фамилию моей мамы, но потом я стал скучать по фамилии отца, поэтому, если надо представиться полно, то я представляюсь обеими фамилиями, к тому же я считаю несправедливыми, что в зачатии участвуют двое, а фамилия даётся только по отцу. Кстати, есть страны, где это не так.
- Вы перевели на русский средневековый трактат, который в оригинале, если не ошибаюсь, состоит из шестнадцати томов. Расскажите, пожалуйста, что представляет собой это произведение.
- Это произведение позднего Средневековья, написанное в Дании в 12-ом веке датским священником Саксоном Грамматиком. На долгое время забытое, а потом переизданное лишь в 16-ом во Франции, оно получило большую известность и заслуженные высокие похвалы просвещённых людей Европе того времени. Этот труд, написанный в жанре исторической хроники, состоит из множества историй, взятых как из древнескандинавского эпоса, народного устного творчества, саг, сказаний, легенд, так и из исторических документов того времени, в том числе и из рассказов свидетелей тех или иных исторических событий. Этим и ценен этот труд, который, кстати, до сих пор так и не был издан в России. Одно питерское издательство уже много лет готовит его к изданию, но никак не может подготовить.
Кстати, именно оттуда Шекспир взял свой сюжет «Гамлета, принца датского». Но английский классик, конечно же, внёс в произведение свои идеи, хотя основа истории осталась неизменной. Мне захотелось перевести именно это произведение, потому что мне интересна история, мифология, мне интересны документы, источники, литературные памятники, которым и является «Деяния Данов», написанное Саксоном Грамматиком в средние века.
- Андрей, расскажите, пожалуйста, над переводом какой книги Вы работаете сейчас?
- Я продолжаю работать над переводом книг по истории и следующей книгой будет «Датские крестовые походы в Прибалтику». В ней имеется немало интересных сведений, в том числе и по российской истории. Но это современная книга, написанная датскими историками. Думаю закончить эту книгу в этом году.
- Вы активно участвуете в общественной жизни. Могли бы Вы рассказать об этом?
- Да, трудно остаться в стороне от общественной жизни, живя в России, где так много проблем и общество ещё далеко от своего равновесного состояния, далеко ещё ему до благополучия, много в нём недостатков, которые не могут не затрагивать – так или иначе. Поэтому в меру сил и возможностей участвую как в политических, так и – в основном – в общественных, практических акциях и движениях.
Я очень чувствую красоту Природы, её невозможно не чувствовать, ведь мы её часть, мы её дети. Достойно сожаления, что многие впали в заблуждение, считая, что мы стоим над природой, мы сильнее её и человек может использовать её по своему разумению. Это не так и раз за разом великая сила природы показывает нам наше место. Но гордость и неразумность человека всё ещё слишком велики, чтобы наконец-то понять, что даже мысли о Природе должны быть чистыми и исполненными любви. Ведь мы – существа, живущие на Земле, части Вселенной, которая непознаваема и это признают даже сами учёные, расходясь во мнении, есть ли у неё конец. Человеческий разум теряется в глубинах Вселенной, не в силах постичь её величины. Это поистине непостижимо, а значит – божественно. Я верю в то, что Вселенский разум всё же направит людей к пониманию своего места в мире и образумит неразумных и возгордившихся людей. К счастью, на инстинктивном уровне это понимают почти все люди. Осталось только родиться наконец новой, планетарной религии, которая бы объединила всех людей, как братьев и сестёр, рождённых одной планетой, одной природой. Я верю, что это настанет довольно скоро.
Если чисто практически, то вместе с единомышленниками мы занимаемся как раз городскими зелёными зонами. Идея в том, чтобы сделать города более пригодными для проживания, улучшить их инфраструктуру, отвратить их приближающуюся гибель… Иногда я думаю, что это напрасно, но, живя в городе, невозможно не любить то или иное место его, и приходится подниматься на его защиту от угроз извне.
- Вы – активный борец за сохранение Лопухинского сада в Питере. Расскажите, пожалуйста, что грозит саду, какие действия предпринимаются в его защиту и насколько они действенны.
- Часть жителей города активно встаёт на защиту того, что им дорого; нам пока не хватает умения организоваться, сплотиться, но мы преодолеваем эти слабости. Нас становится больше и мы приобретаем ценный опыт. Так формируется общественное сознание. У нас в Петербурге в отношении к архитектурным и исторически значимым местам и зданиям за годы правления прежнего губернатора было много сделано плохого, что нанесло ущерб душе и внешнему виду Петербурга. Но не всё потеряно и новый губернатор, мы надеемся, более интеллигентен, больше любит и понимает Петербург, чем предыдущий. Поэтому мы действуем и рассчитываем на успех в том, чтобы отстоять Лопухинский сад, часть которого изъяли для строительства там современной гостиницы - идея полностью дикая и разрушительная. Мы противопоставляем этому созидание и любовь к тому, что нам дорого.
- Андрей, мне очень нравится Ваше стихотворение:
Роса на нитях паутины…
В прозрачной капле – солнца свет,
Мы с каплей этою едины…
Другого мира в мире – нет…
Я вижу в бусине прозрачной
Всю Землю и себя на ней…
Лежу былинкою невзрачной,
В зелёном шорохе полей…
Весь этот мир так мал и хрупок…
В нём – мирозданья вечный свет
В нём – ожиданье и поступок,
Он – и вопрос наш, и ответ…
Гляжу на мир свежо и просто,
Я – часть его, и плоть, и кровь
В нём нет ни лжи, ни благородства,
А есть лишь вечной жизни новь.
Расскажите, пожалуйста, о своем восприятия мира. Это нечто вроде «мистического единения с природой»?
- Это стихотворение я написал под впечатлением одной фотографии, которую я увидал в Интернете. Там на фото была паутина очень крупным планом, и капельки росы на ней. Мне показалось, что это модель Вселенной, которая и вдохновила меня написать эти строки. Единение с природой? Да, я с ней никогда и не разъединялся. Никто не может разъединиться с природой, если понимать под ней общую связь всех живых и кажущихся неживыми существ. Вся Вселенная едина, как организм. Мы - часть этого организма. Каждый из нас – частица Вселенной. Атом может думать, что он независим от целого, но он ошибается, просто не видя целого. Мистики здесь нет особой, здесь как раз всё довольно научно и обосновывается в том числе экологией. Но разумом этого не постичь, пока нет поклонения, мистического преклонения перед Природой, её красотой и величием.
- Расскажите, пожалуйста, как и когда Вы отказались от употребления мяса.
- Потребление мяса – это заблуждение, за которое приходится довольно дорого платить его носителям. Когда-то я не считал мясоедение заблуждением, теперь считаю. Это началось ещё давно, в юности, на каком-то подсознательном уровне. Так или иначе, но мысль о том, что поедать мёртвую плоть – это во многих отношениях дурно, а с точки зрения морали просто неэтично, меня давно посещала. Я не мясоед, а вегетарианец уже довольно много лет. Я не фанатичен, считаю фанатизм в любом деле вреден. Просто следует понимать, что «мы – то, что мы едим». И, кстати, недавно я посмотрел интересный фильм; в нём был упомянут один из переводов Евангелия, обнаруженный Эдмондом Бордо Секей. Так вот, в 1923, во время учёбы в Ватикане, Секей перевел несколько малоизвестных текстов, написанных на арамейском. Они доказывали, что что вегетарианство было предписано людям Иисусом Христом. И сам этот человек был вместе с Роменом Ролланом основателем Биогенического общества, идеи которого мне лично очень близки.
- Есть ли у Вас любимые вегетарианские блюда?
- Нет, пожалуй, нет особых блюд. Меня устраивает простота, поэтому я готовлю просто, да и сам по себе фрукт или овощ – это уже готовое блюдо. Приготовление пищи не является моим приоритетом, поэтому пока что я обхожусь очень простыми блюдами. Но надеюсь, что со временем я дойду до того, чтобы внести разнообразие в кухню. Может, меня кто-то или что-то вдохновит…
- Вы – коренной петербуржец? Что для Вас этот город?
- Нет, я родился в небольшом городке на Волге, рядом с Нижним Новгородом. Когда мне было 9 лет, мы переехали в Ленинград. Поэтому нет, корни мои не в болотистой питерской почве, а в почве приволжских просторов. Но я люблю этот город, понимаю его, и, может быть, сильнее, чем многие коренные жители, ощущаю его дух. Мне интересна его история, он обладает неповторимой аурой, которая образуется сочетанием особенностей расположения и европейской архитектуры. Самое лучшее время в Петербурге – это июньская пора белых ночей, она недолгая, но ничто не сравнится с её очарованием. А потом – короткая вспышка золотой осени и - мрак ноябрьских ночей и длинная, бесконечная зима. Бррр…. У Петербурга есть один недостаток – климат. Он здесь тяжёлый из-за длинной тёмной зимы. Есть города другие, в чём-то лучше, в чём-то хуже. Петербург – особенный, такого больше нет. И, как и всё на свете, он имеет свои теневые стороны. Поэтому лучше всего, живя в нём, иметь возможность куда-то ездить. Это вообще всегда полезно, - освежает разум новыми впечатлениями.