Анна Дубровская – психолог-практик, поэт, композитор, сценарист, преподаватель танцев и пилатеса.
- Анна, с чего мы начнем нашу беседу?
- Прежде всего, я бы хотела поблагодарить журнал «VEGETARIAN» за интерес, проявленный ко мне. Как психолог-практик, я работаю с самыми разными категориями людей, от детей и беременных до пожилых: взрослые приходят ко мне на разнообразные занятия (пилатес, танцы, актерское мастерство), на психологические семинары и тренинги раскрытия творческого потенциала, а детям я посвящаю свое время, будучи воспитателем в детском саду. Как творческая личность, я пишу тексты, стихи, песни, а также сценарии для нашей с мужем продакшн-студии «Video Quest». «Разве может один человек успевать так много – и делать это профессионально?» ,– подумаете вы. Может. И заслуга здесь в первую очередь принадлежит современной психологии: ее методам и теориям, великим учителям-психологам, чьи труды я с благодарностью прочла и применила в своей жизни, и, конечно же, психологам-практикам, с которыми я имела счастье оттачивать свое мастерство, как ученик и продолжатель. Я не делаю ничего, на что не был бы способен любой, - и я видела много удивительнейших превращений и человеческих свершений. Но давайте поговорим обо всем по порядку.
- Аня, Вы – носительница фамилии, в России хорошо известной благодаря Пушкину, фамилии звучной и красивой. Ваш город детства - Сергиев Посад. Если не ошибаюсь, существует своего рода «гимн» Сергиева Посада, а в нём такие слова: «Сергиев Посад – сердце России». Живёте Вы в подмосковной Черноголовке. Это всё старинные, очень «русские» города… Пожалуйста, расскажите о свои корнях, о семье…
- На самом деле, городу Черноголовке пока только 56 лет – с тех пор, как в 1956 началось строительство филиала института химической физики и посёлка при нём, хотя первые упоминания об этом месте относятся к периоду правления Ивана Калиты. Это замечательный маленький наукоград на окраине Подмосковья: чистейшая вода в озерах и источниках, чистейший воздух, лес, который видно почти из каждого окна, доброжелательные образованные жители. В Черноголовку я приезжала на лето еще в детстве – к тете. Мои родители и родственники – из научной среды, как и муж, которого я встретила много позже. Я очень рада, что мое семейное окружение заложило во мне прочные научно-исследовательские основы. Я никогда и ничему не верю просто так, на слово – обязательно проверяю, провожу наблюдения и изучаю исключения.
Выросла я в Сергиевом Посаде – православном центре России. Я училась в Сергиево-Посадской гимназии, основанной еще при царской династии и восстановленной во время перестройки. Мне посчастливилось учиться у замечательных педагогов, которые и по сей день работают в СПГ, и в школе дополнительного образования «НИВА», детище моего отца (в 90-х было сложно заниматься наукой, семья у нас многодетная, да и педагогический талант мой отец унаследовал у предков – сельских учителей и священников). Именно в «НИВЕ» еще в 14 лет я получила безлимитный доступ в Интернет и стала осваивать русскоязычные и англоязычные информационные просторы.
А в гимназии я впервые познакомилась с настоящими психологами: у нас открылся психологический факультатив, где с седьмого класса мы начали впитывать практические наработки арт-терапии, гештальт-психологии, процессуальной работы, и делать собственные исследовательские работы. В гимназии мы были обязаны каждый год защищать «курсовые». Требования, конечно, были крайне высокими. Но именно этот бешеный темп вкупе с техниками психологической саморегуляции, которые мне заложили еще тогда и которыми я обогатила свой арсенал во время университетского образования, дают мне возможность сегодня многое успевать, а что еще важнее – не тратить силы на лишнее.
Фамилия у меня, конечно, звучная – Дубровская, по мужу. И растительная одновременно. А с мужем я познакомилась на свой восемнадцатый день рождения: я нашла его веб-сайт и несколько дней подряд читала. Вот это был подарок! Я написала ему после этого – так все и началось. С тех пор, как мы встретились, мы фактически не расставались и большинство психологических тренингов и других жизненных приключений прошли вместе. Это очень важно для семейного согласия – всегда быть рядом, даже если и не всегда быть согласным. Важно каждый день учиться друг у друга и заботиться. Мы вместе почти девять лет и до сих пор можем целую ночь напролет разговаривать о том, что волнует каждого из нас. У нас совместный бизнес, связанный с созданием видео-контента и музыки. Муж – музыкант, журналист. Благодаря ему я познакомилась со многими интересными деятелями современного искусства, пока мы жили в Москве. И если институт дал мне теоретические знания и опыт тренингов, то жизненную практику я получала на творческих проектах мужа. Мои собственные психологические наработки не раз помогали и ему: мы даже вместе выступали на конференциях, посвященных трансперсональной психологии и созданию кино. Это был удивительный опыт!
- Ваши занятия и увлечения многочисленны - психолог-консультант, воспитатель в детском саду, Вы пишите тексты и сценарии, Вы преподаёте танцы (и являетесь танцевально-двигательным психологом), пилатес, детский фитнес, проводите занятия для беременных, а изучали практическую психологию. Пожалуйста, расскажите о своей работе в детском саду «Росинка». Это какой-то особенный детский сад?
- Вовсе нет – самый обыкновенный. А я в нем – самый обыкновенный воспитатель. И работаю там недавно. Вы знаете, это очень специфическая деятельность. Приходится над собой трудиться, это обязанность, я не имею права срывать свою усталость или раздражительность на других – ведь на мне лежит ответственность за безопасность и развитие доверенных жизней, а жизненные сценарии закладываются в основном до шести лет, хотя и поддаются существенной корректировке в период взрослости. Более того, работа воспитателя требует необусловленного принятия индивидуальности каждого ребенка без исключения. Это очень интересно. Это очень сложно, если ты сам не принимаешь своего внутреннего ребенка. Мне очень нравится философия педагога Марии Монтессори о естественном развитии в обогащенной среде. Я стремлюсь именно к этому и замечаю, что такая педагогика применима ко взрослым в не меньшей степени. При помощи этих методов на настоящий момент я вырастила несколько ярких танцоров, не имевших, как и я, базового танцевального образования, но ставших финалистами московских и общероссийских чемпионатов (в акробатическом жанре pole dance), инструкторами и владельцами собственных танцевальных студий.
- Какие направления в психологии Вам близки? С какими из них Вы работаете?
- Вообще, я разделяю позицию гуманистической психологии. Ее основной тезис – все мы бессознательно стремимся к раскрытию своего потенциала. И, чтобы избежать стагнации (заморозки развития), такие известнейшие психологи, как Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, а также философы-гуманисты и другие деятели культуры, воспевающие возможности человека, оставили нам маячки-напоминания, чтобы мы всю жизнь стремились к лучшему, высшему – искреннему творению самого себя. Чтобы из человека разумного мы стали Человеком. И это не так уж сложно, с нашим сегодняшним уровнем развития научной мысли.
Направлений психологии и других наук о человеке сегодня очень много. Многие люди не знакомятся с исследованиями только потому, что в этом океане информации можно с легкостью утонуть. И все же, как никогда прежде, сейчас мы знаем достаточно, чтобы констатировать: каждый из нас способен быть счастливой личностью, преодолеть трудности, связанные с культурным программированием, и вырваться за рамки ограничений, которыми нас снабдила прежняя эпоха. И моя жизнь, жизнь моего мужа, моих друзей и коллег – тому свидетельство.
Из практических методов психологии я в первую очередь использую танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники. Наше тело не умеет лгать, в отличие от разума. Просто знайте это. Просто поверьте. Тело не знает словесных ограничений. У него свой язык – язык эмоций, переживаний, состояний сознания. Разум, слова – инструменты сознания, не более. Но тело, как сказал один из основателей телесной психологии Моше Фельденкрайз, – «это не то, что у вас есть, это и есть вы». Вы, конечно, не только тело… Знаете, это очень длинный разговор: о теле, о душе…
- Пилатес, система физических упражнений, разработанная Джозефом Пилатесом, - явление в нашей стране пока малоизвестное. Мне оно где-то напоминает йогу – например, «выполнение упражнений пилатес сопровождается концентрацией на дыхательном ритме, правильности выполнения упражнения и осознанием действия каждого упражнения на ту или иную группу мышц». У Вас были учителя в этой системе? Кто Ваши ученики и ученицы в пилатесе?
- Пилатес сегодня наиболее известен как направление фитнеса. Но как ни странно, системе Джозефа Пилатеса я училась не как фитнес-инструктор, а как телесно-ориентированный психолог. Нам его преподавали на факультативе в институте. Я практикую пилатес около семи лет, и он не устает меня приятно удивлять. Изначально это была реабилитационная система для раненых во время Первой Мировой войны. Затем ее взяли на вооружение профессиональные танцоры, так как она здорово координирует тело и корректирует функциональную работу мышц. Представьте, до восемнадцати лет я танцами толком не занималась, а в двадцать три года становлюсь финалисткой Всероссийского Чемпионата Miss Pole Dance 2008, где мне удалось достойно выступить рядом с настоящими гимнастками. Это о чем-то да говорит. Сегодня я преподаю пилатес, растяжку и танцевальную импровизацию в стиле трайбл-фьюжн в черноголовском Центре физической и духовной гармонии «Золотой лотос». Я учу слушать тело, понимать его, выражать истории, которые оно готово рассказать. Этому я начала учиться на тренингах по танцевально-двигательной психологии и импровизации еще в школе, но позже прошла специальные курсы повышения квалификации МИИП (Международный Институт Интегративной Психологии).
- Что представляет собой танцтерапия? О каких танцах идёт речь – современных, классических? От каких недугов можно вылечиться танцем?
- Сегодня немногие знают о танцтерапии. Это молодое направление практической психологии. Однако это мощный метод самораскрытия и раскрепощения. Он может помочь любому, у кого здоровое тело, ведь если вы можете ходить – вы можете танцевать. Танец как старейший вид искусства прочно внедрен в коллективное бессознательное и в наше культурное наследие. А изначально он являлся сильнейшей техникой избавления от стресса, налаживания групповой коммуникации в примитивных обществах, способом выражения индивидуального и группового «я». Сейчас мы вновь открываем танец – танец, идущий из глубины нашего естества. Через спонтанное движение мы восстанавливаем душевное равновесие, выпускаем невыраженные чувства, которые, наконец, обретают форму и возможность стать осмысленными.
Танец – это всегда история. Эти истории живут в нас, а танцтерапия позволяет нам их высвободить. По принципу психофизического параллелизма, танцтерапия оказывает позитивное влияние на состояние здоровья, хотя, в первую очередь, это способ самореализации. Мы, танцевально-двигательные психологи, также можем использовать методы современного и классического танца, чтобы расширить танцевальную лексику занимающихся, но это не обязательно. Хотя как профессионалам нам необходимо самим постоянно тренироваться и совершенствоваться хотя бы в одном танцевальном направлении. Сама я люблю женские танцы и художественную гимнастику. Мои маячки здесь: величайший импровизатор начала 20-го века Айседора Дункан, неподражаемая Алина Кабаева, уникальная и гипнотизирующая Рейчел Брайс, фантастическая Мэрилин Монро и ее подражательница соблазнительная Дита фон Тиз.
- Аня, Вы сочиняете замечательную музыку. В создании композиций участвует Ваш муж Денис? Вы создаёте музыку, которая имеет исцеляющий потенциал, – Ваша идея такова?
- Спасибо за комплимент. Я пишу не так много музыки, как мой муж, например, и не стремлюсь получить известность в этом виде искусства. Но моя душа поет, и когда она поет, я записываю эти песни. Все они о любви. Я благодарна, что испытала много любви. Хотя сейчас уже знаю, что любовь – это то, что мы сами создаем, сами взращиваем. Любовь делает жизнь выносимой, при той боли, что выпадает на долю человеческой жизни. Например, музыка Баха и Моцарта, моей любимой группы Clannad, - это любовь в действии. Поэтому она имеет целительный потенциал. И только поэтому.
- Пожалуйста, расскажите о своей работе в качестве сценариста и автора текстов.
- Кто ясно мыслит, тот ясно говорит и пишет. Словами мы передаем послания, причем не только вербальные, но и эмоциональные. Мы с мужем познакомились через наши веб-сайты, где делились мыслями о творящемся вокруг нас хаосе. Потом мы создали успешный творческий проект «Переход», посвященный психологии творчества. Был у меня еще полностью авторский проект танцевальной on-line школы «Scarlet». Все это дало неплохой опыт для экспериментов с мультимедиа. В нашей с мужем продакшн-студии «Video Quest» мы постоянно готовим репортажи, рекламу и озвучку видео-контента. Кроме того, у нас в работе сейчас документальный фильм по моей идее и сценарию – о танцевальной импровизации. О выходе фильма пока рано говорить, но работа идет.
- По Вашим словам, Вы вегетарианствуете ещё со школьной скамьи, а недавно стали веганом. Как девочка-подросток пришла к мыслям о необходимости растительной диеты? И как вегетарианка решила, что от молочных продуктов лучше воздерживаться?
- О, на вегетарианство я перешла благодаря смешному случаю! На меня повлияла моя учительница по биологии. Она так красочно рассказывала о развитии червей в мясе животных и о том, как паразиты попадают к человеку, что мое бурное воображение быстро нашло спасение – вегетарианство. Во время учебы в институте я возвращалась к мясоедению, учитывая, как вкусно готовит мой муж. Но с прошлого года этому настал конец. Все сильно изменилось из-за случая, когда я чуть было не погибла. В результате этой стрессовой ситуации я начала чувствовать то, чего не чувствовала прежде. Меня стало мутить от мяса, от молочных продуктов, даже от меда. Послание тела незамаскированно гласило: «Эта еда боли, страданий, смерти. Просто перестань это есть!» Я по привычке вышла в интернет, чтобы проверить свои «глюки», и нашла все эти фильмы о скотобойнях и прочих жестокостях над животными. Звучит, конечно, как какая-то фантастика, но я уже привыкла к тому, что когда исследуешь глубины психики, то будь готов к неожиданностям. И здесь важно не потерять контакта с реальностью, а всегда проверять и сомневаться, искать альтернативные объяснения и консультироваться со специалистами.
- Как Вы чувствуете себя, перейдя на веганский рацион? Мне кажется, Ваш опыт ценен для многих вегетарианцев, которые склоняются к веганству, но ещё не решились сжечь мосты…
- Веганство сильно изменило мою жизнь в быту. Я наконец-то смогла сделать все то, к чему долго шла: перестала употреблять все эти готовые продукты с химическими добавками и сомнительными составами, сахар, некоторые другие продукты, которые веганы едят. На фигуре это фактически не сказалось. Я просто стала более внимательна к деталям. Перестала мыться продуктами нефтехимии. Но, с другой стороны, это мелочи.
Я не делю людей на своих и мясоедов, как многие веганы. Веганство очень естественно для людей, которые хотят сделать мир добрее. При этом оно доступно каждому. При переходе на веганство не стоит переживать насчет привычек и перестройки биохимии тела – просто нужно внимательно слушать себя. У меня, к счастью, уже был большой опыт слушания потребностей тела, а оно становится настоящим союзников, когда даешь ему действительно нужное и ограждаешь от чуждого.
Мой муж продолжает есть мясо, как и остальные члены семьи и друзья. Мы позволяем друг другу быть такими, какие есть. При случае обсуждаем фильмы о скотобойнях, о жестокости, но каждый остается при своем. Хочу еще сказать, что благодаря веганству испытываю сейчас такой мир в душе, какого не испытывала раньше. Ушло ощущение подвоха от продуктов питания. Ушло постоянное чувство вины из-за употребления нездоровых продуктов. Я знаю, что живя в деревне, не стала бы ради мяса убивать животных, а только ради выживания и самозащиты. Поэтому не хочу перекладывать ни на кого эту «обязанность». И раз мое тело само подсказало такой выход - веганство, значит, это для меня подходит.
Я верю, что при нынешней экономике и возможностях транспорта большинство людей могло бы быть веганами, если бы захотело. Это, в первую очередь, вопрос заботы о нашем общем доме, который сейчас находится в плачевном состоянии. Вообще, веганство – это активная позиция. Благодаря тому, что веган исключает пищу из животных компонентов, он начинает потреблять больше злаков, овощей и фруктов, а значит, при радужной перспективе заметного сокращения потребления мяса (рисую идеальную картину) именно веганы создают дополнительные рабочие места для тех, кто до этого мог работать на скотобойнях и был уволен.
Также веганство обязательно включает в себя решение вопроса об этичности употребления тех или иных товаров и о защите окружающей среды. Благодаря клубу «Развитие» в Черноголовке за последнее время везде появились специальные контейнеры для макулатуры. Сдать батарейки, лампы и стекло у нас уже можно давно. Не могу не радоваться тому, что в магазинах появились биоразлагаемые пакеты и экологически чистая бытовая химия, хотя за косметикой и некоторыми продуктами питания приходится ездить в Москву. А вот вопрос одежды для меня до сих пор стоит довольно остро. И если старую неэтичную одежду я легко могу передать через клуб помощи нуждающимся, который действует при черноголовском православном приходе, с покупкой новой дела обстоят сложно. На данный момент не нахожу возможным покупать даже хлопковые и синтетические ткани, так как знаю, сколько вреда природе доставляет их производство. Донашиваю старое, ищу коллекции из этичных тканей (повезло заполучить пару футболок ограниченной серии Banana Republic), поддерживаю идею reuse секонд-хэндов.
- Традиционный вопрос – о Ваших предпочтениях в еде, любимых блюдах и кухнях.
- Именно веганство открыло для меня вкус настоящих растительных продуктов. За первый месяц вкус перестроился. То, что раньше казалось безвкусным, теперь стало деликатесом: груши, авокадо, сухофрукты... Какие тортики!? Они же пахнут химическими добавками! Какие замороженные овощи?! Они же несъедобны и разрушены. И если груши или клубника в магазине немного подгнили, то по запаху я пойму, что сегодня лучше от них отказаться. Я выбираю то, чего просит мое тело, здесь и сейчас. Экспериментирую. Готовлю мало, больше люблю свежие продукты. Иногда для ощущения праздника хожу с мужем в рестораны восточной кухни – японской и китайской. Но мы оба готовим вкусную интуитивную кухню, поэтому рестораны для нас не являются чем-то важным. А в детский сад я всегда приношу еду с собой.
- Аня, Вы формулируете своё жизненное кредо как «служение детям», а источником вдохновения называете Господа. Как Вы чувствуете – какой Он, этот Господь? И почему Он создал мир, в котором одни живые существа поедают других (даже веганы выживают ценой убийства растений…)? Мне интересно знать Ваше мнение – не теолога, не профессионального философа, а человека, который искренне верит в Высшее Начало…
- Да уж, я не гуру и совсем не хочу им быть. У меня есть лишь багаж научных знаний и опыт заглядывания смерти в лицо. Однажды все мы оставим свои тела для поедания другими живыми существами. Не переживайте из-за этого. А если хотите узнать, почему так все устроено, спрашивайте свое сердце. Спрашивайте свое сердце до тех пор, пока не найдете ответ, может быть, через много лет. Будьте готовы открыться этому ответу, чтобы изменить свою жизнь в соответствии с ним. Не лгите самим себе, и то, чего вы не любите, – не делайте этого. В этом я вторю многим учителям древности и современности и в особенности отсылаю вас к поэзии суфия Джалаладдина Руми. А если вас беспокоит страх смерти, почитайте исследования гипнотерапевта Майкла Ньютона («Путешествие души», «Предназначение души»), Кристофера Бейча (в другом переводе – Кристофера Баха «Круги жизней»), Раймонда Моуди («Жизнь после смерти»).
Руми писал: «Мы редко слышим музыку, идущую изнутри, но, тем не менее, мы все под нее танцуем. Если вы превзойдете форму, о друзья, это будет рай и сады роз в садах роз. Разбив и уничтожив собственную форму, вы научитесь разбивать формы всего».
Когда я слушала свое сердце, бешено колотящееся в груди после встречи со смертью, оно мне пропело: «Я плачу оттого, как мир прекрасен. Здесь все напоминает мне о Господе. Куда ни взгляну - везде Он оставил напоминание о Себе. Он накрыл свое совершенство вуалями иллюзий боли и страдания. Когда я стала болью и страданиями, они пали. Когда я смирилась со смертью, шагнув ей навстречу, иллюзия смерти также пала. Меня оглушила музыка Господа - теперь я слышу ее повсюду»...
Прислушайтесь к этой музыке: «Все надежды, желания, привязанности и любовь, которые люди испытывают по отношению к другим - отцам, матерям, друзьям, небесам, земле, садам, дворцам, наукам, занятиям, пище, напиткам, - все это желания Бога, а все упомянутые объекты - покрывала. Когда люди покинут этот мир и узрят Его без этих покрывал, они узнают, что все это были завесы, что объектом их желания на самом деле был только Он. Все их трудности будут разрешены, на все вопросы и недоумения, которые они таят в груди, будут даны ответы. Они увидят все лицом к лицу» (Руми).
- Анна, что бы Вы хотели пожелать читателям нашего журнала?
- Друзья, стремитесь к созидательной жизни, начинайте изменения с простых вещей, с себя, со своей семьи. Ничего не бойтесь. Не бойтесь смерти. И будьте совершенными, как ваш Отец совершен. Спасибо, дорогой журнал, за эту беседу.