Мы поговорили с известным преподавателем дживамукти-йоги Анной Лунеговой о практике, познании себя, погружении в санскрит, слабостях йогов и открытии собственной студии в центре Москвы.
Анна, как начался ваш путь в йоге?
Мой путь в йоге начинался с интереса к собственному телу и его усовершенствованию. На тот момент я была в составе труппы современного танца балета «Москва» и физических экзерсисов, казалось бы, было предостаточно. Но при знакомстве с асанами я поняла, что моё тело – непаханое поле.
Почему дживамукти, как вы пришли к этому стилю?
Я не верю в случайности: для меня судьбой лично был заготовлен данный метод. Он обладает определённым артистизмом. Шэрон Ганнон и Дэвид Лайф, создатели дживамукти йоги – творческие, ищущие люди. Это явно проявляется в самом стиле. А я – человек, сформированный театральной средой. Мама, тётушка, их окружение с детства приучали меня смотреть на мир объемно, драматично. Я училась в Академии Культуры и Искусств в Самаре, когда студенческий билет был свободным пропуском во все театры и музеи страны. Поэтому, приезжая на каникулы в Москву, с жаждой каждый вечер смотрела спектакли в театрах города, а днём студенческие работы в театральных ВУЗах. Сейчас я очень рада видеть на классах представителей театральной среды, понимаю, как занятия могут быть полезны для их творческой деятельности. Пожалуй, это и послужило выбором направления, через которое делюсь своими наработками.
Вы входите в топ-6 лучших преподавателей России. Преподавателем йоги нужно родиться или этому всё же можно научиться?
Я потомственная учительница: бабушка, мама, тётя, сестра – педагоги. У каждой была и есть своя дисциплина. Я выросла в условиях, когда мама постоянно готовилась к урокам, так что это в крови. Безусловно, только этого недостаточно. Любой навык, умение важно развивать каждодневным вовлечением. Поэтому анализ происходящего, нескончаемый интерес и ежедневный труд никто не отменял. Я до сих пор готовлюсь к занятиям, выискиваю мысль, наблюдаю за процессами, происходящими на классах, прошу отклика у присутствующих преподавателей. Во сне веду классы, в нем же и говорю себе: «Лунегова, сейчас ночь, заканчивай, спать пора». За всем стоит страстная увлечённость. Если она есть, то она и ведёт вас.
Какие преимущества дживамукти имеет перед другими стилями йоги?
Дживамукти – потоковая практика. Дыхание является основой, на него накладываются движения тела в соединении со вниманием. Это включает тебя изнутри: разогревает тело, убирает поверхностные мысли, усиливает концентрацию. В стиле есть определенные асаны, которые должны присутствовать в каждом классе, а дальше у преподавателя свобода для импровизации. Также в начале класса задается намерение, оно ведёт и даёт определенную значимость происходящего. Теперь, когда я прихожу на класс любого другого направления, то сама себе задаю намерение. Конечно, есть и другие моменты, но вы узнаете о них, придя на класс.
Расскажите про своих наставников на этом пути.
Судьба. Она распорядилась так, что мои родители, друзья, педагоги в школе, академии, коллеги по труппе и наставники по йоге, Гуруджи – лучший учительский состав для меня! Большое и сердечное спасибо каждому!
Самые частые заблуждения новичков по поводу йоги?
У каждого из нас свой опыт, от этого и заблуждения разные. Одно из них заключается в том, что йога – это религия. Йога – познание себя, будь ты атеистом или верующим в определенной традиции.
Какими главными качествами должен обладать грамотный преподаватель йоги?
Человечностью, вовлеченностью более чем на 100% в происходящее, щедростью, собственным опытом, харизмой и сердечностью. Признавая, что на классе ты служишь тем, перед кем стоишь.
Как вам удаётся совмещать личную практику с практически ежедневными классами в студии?
Расставляя приоритеты и силой воли. Либо её отсутствием (улыбается).
Вы открытый человек? Способна ли йога изменить умонастроение людей, зажатых и неуверенных в себе, как думаете?
Открытой я себя не считаю. Специфика профессии вытаскивает моего интроверта. Мне хорошо с близкими людьми, наедине с собой, но вовсе нет потребности в приятном общении за ужином в большой компании. Помню случай, когда пришла на день рождения к другу из моего уважения к нему, хотя предпочла бы поехать домой, в свою норку. На протяжении всего вечера общалась с окружающими мимикой, жестами, ближе к концу празднования кто-то задал вопрос, который предполагал развернутый ответ. Когда я заговорила, одна девушка вскрикнула со словами: «Я думала ты немая!». Йога – это познание себя. Мы разные, и находимся на разных этапах развития. Поэтому кого-то практики раскроют, кого-то наоборот развернут внутрь. Конечно, когда ты начинаешь уделять внимание себе, работая с физическим телом, настроение поднимается, жизненные силы прибавляются и т.д. Если вы погрузились в созерцательные техники, то этот процесс затягивает внутрь. То, что йога трансформирует, это точно. Дальше наблюдайте за собой и помните, вы не один на планете.
Я знаю, что вы уже много лет изучаете санскрит. Как знание древнего языка помогает в практике?
Да, в санскрит я погрузилась в 2010 году. Санскрит – самостоятельная практика. Он считается мертвым языком и все же обладает определёнными вибрациями, которые воздействуют на ментальные, эмоциональные и даже физические состояния. Одно из значений слова «мантра» – секрет. При регулярном чтении мантр открываются новые секреты и знания про устройства себя и мира. С моей точки зрения, как преподавателя, это уважительно – знать значение названий асан. Ведь они исходно даны на санскрите. Поэтому следует корректно произносить названия йоговских терминов. Хотелось бы и читать йогические тексты в оригинале, а не комментарии к ним, и самой видеть и понимать написанное. К этому я пока не пришла. Погружение в язык даёт столько знаний и понимания!
Как вы думаете, можно ли заниматься йогой без духовного аспекта, просто как физкультурой?
Сегодня понятие «йога» очень размыто. Йога-Сутры Патанджали описывают восемь ступеней йоги. Одна из этих ступеней – асана. С помощью асан практикующий добивается устойчивости тела и ума. Поэтому да, йога про физкультуру. Но не только, ведь остаётся ещё семь ступеней.
У вас своя студия «Материал» в центре Москвы. Легко ли было открывать это дело?
Наличие или отсутствие опыта многое определяет. У меня абсолютно не было понимания устройства всего этого процесса. Кровь стынет, когда вспоминаю сколько всего пришлось проделать и преодолеть. Создание студии далось сложно, очень. Многое проявилось во мне, в окружающих людях, и эти открытия не всегда были приятными, зато многому научили.
Дизайн вашей студии отличается от привычных йога-центров. Почему вы решили остановиться на минималистском дизайне?
Это сознательное решение. Хотелось чистоты, воздуха и света. В студии есть всё необходимое для комфортной практики, остальное наполнение происходит самим процессом и той энергией, что генерируют практикующие.
Без чего невозможна гармоничная практика?
Любая практика невозможна без её наличия и регулярности.
Как расслабиться жителю большого города после тяжелого рабочего дня с точки зрения йога?
Как советует мастер-йогин Патанджали, сначала нужно определить центр своего напряжения, направить туда своё внимание. И понять, что же вас напрягает. Это позволит снять, хотя бы частично, напряжение, а, следовательно, даст вам возможность хоть немного расслабиться. Опять же, далее Патанджали советует повторять эту процедуру до тех пор, пока вы с лёгкостью не сможете находить свои центры напряжения и расслаблять их.
Какие блюда у вас самые любимые? Чем вы перекусываете, когда нет времени на полноценный прием пищи?
Любимое блюдо – это блюдо, приготовленное добрыми руками. С перекусами же дело обстоит не очень: зачастую – это шоколад, конфеты… И у меня есть недостатки (смеётся).
Часто ли вы едите вне дома? Какое у вас любимое заведение в Москве?
Сегодня эпицентр моего дня – «Материал», поэтому и питаюсь здесь. У нас вкусно. Любимое место за пределами студии – кафе КМ20. Качество продуктов, рецептура, атмосфера самого места – разгул души. У них сейчас новое осеннее меню, и я на старте: срочно нужно попробовать его!
Беседовала Анастасия Баранова