Денис Грицкевич – преподаватель, кандидат биологических наук, вегетарианец более 20 лет. Впервые попав на пару, которую он вел в Педагогическом колледже фитнеса, я сразу поняла, что он очень глубокий человек и из той категории преподавателей, которые обладают талантом донести и заинтересовать, найти общий язык с разными людьми и направить. Спустя почти год мы встретились, чтобы поговорить о том, какое место в жизни должно занимать вегетарианство, как совместить научную деятельность и творчество, что может сделать каждый человек для сохранения окружающей среды и о вечных вопросах смысла жизни.
Денис Иванович, вы вегетарианец уже 25 лет. Расскажите, как вы пришли к этому, ведь тогда это было достаточно необычное явление.
Дело было в 1991 перестроечном году, когда на рынок хлынула эзотерическая литература. Первое, что я прочитал – это книжка А.И. Клизовского «Основы миропонимания новой эпохи». Это все было так свежо и интересно, что я одновременно бросил много разных глупостей, в том числе есть мясо. Вегетарианство для меня стало спонтанной духовной практикой, которая закрепилась и реализуется до сих пор.
То есть не было никаких срывов, откатов, которые так волнуют людей, встающих на путь вегетарианства?
Нет, ничего подобного не было. Сейчас я бы назвал это эзотерической лихорадкой, подъемом в связи с переоценкой ценностей, переосмыслением жизненной позиции и места в мире. В итоге все произошло легко и естественно. Видимо, решение приходит мгновенно, как нажатие кнопки «вкл»-«выкл» в нервной системе, а вот готовность к этому решению формируется некоторое время.
Но, в целом, вегетарианство в это время было не очень популярно, и шансов увлечься чем-то условно не очень хорошим было больше.
Разное было, это время нельзя назвать однотонно окрашенным. И тогда возможность выбирать была гораздо больше: сейчас есть некие тренды, тенденции, типовые явления, а тогда был абсолютный калейдоскоп интересов и возможностей. Кто-то начал красить и продавать вареные джинсы, стал миллиардером, а кто-то пошел колокольчиком звенеть с кришнаитами и застрял в Тибете, в высших сферах. Как откликнулось в душе, туда и стрельнуло. Думаю, этими вопросами человек не особенно управляет. В конечном итоге, и творческая, и научная часть моей жизни реализовались благодаря тому времени, прочитанным книгам. Параллельно шла научная деятельность, я старался не терять голову, подходить ко всему не вдохновенно-эмоционально, а прагматично разбираясь в процессах.
Вы говорили про науку и творчество. Как они уживаются в одном человеке? Какие у вас интересы и увлечения, кроме основной, преподавательской, деятельности?
Есть песни, которые рождаются спонтанно, когда вдруг скапливаются слезы. Мальчишкам плакать негоже, поэтому они поют. Я человек импульсивный, отпускаю поток, и он несет меня в творческое русло. Это помогает мне проще относиться к происходящему. Цитируя Будду, «не я иду, происходит движение». Так я стараюсь жить. Еще я обожаю волейбол, долгое время даже играл в студенческой команде, а когда работал в школе, вел волейбольную секцию у детишек. Сейчас с удовольствием играю с младшим сыном, учу его технике волейбола. Так что и в колледже фитнеса я появился по зову определенной части своей души. Движение – это жизнь, и моя жизнь тоже. Всегда в моей жизни были походы: горы, которые нужно покорять, рюкзаки, палатки… Я долго жил в Хабаровском крае, мы покоряли не слишком высокие, но абсолютно непроходимые вершины. К тому же, приходилось набирать материал на диссертацию (прим. ред.– «Экология насекомых»). Но как только я защитился, в 98 году, сразу распрощался с темой убийства любых животных, поскольку моему внутреннему этическому содержанию это претит. Важная тема в моей жизни – это «зеленые» движения.
Про зеленые движения давайте подробней.
Я участвовал в организации экологических акций и международных конференций по экологии безопасности жизнедеятельности на базе Государственного Технического Университета Комсомольска-на-Амуре. В течение 7 лет, с 2006 по 2011 годы, был менеджером научно-практической конференции «Дальневосточная весна»: мы издавали научные сборники, собирали залы по 400 человек, к нам приезжали китайцы и японцы. Это был незабываемый опыт научно-просветительской деятельности, творчество, которое происходило в относительно инертной среде. Нам приходилось менять сознание людей, подход и восприятие множества важных вопросов. В то время в Хабаровском крае пытались построить АЭС, алюминиевый завод возле Комсомольска-на-Амуре, что по экологическим соображениям было невозможно. Кроме того, была Цзилинская авария, когда в Амур вылилось ошеломляющее количество химикатов, и мы били во все колокола.
Как вы считаете, что могут сделать те, кто не готов поучаствовать в решении экологических проблем столь глобально?
Убрать пыль под кроватью. Совершенствование среды обитания начинается с совершенствования той среды, за которую ты отвечаешь. Бесполезно говорить о качестве воздуха, окружающей среды, если человек курит, пьет, если у человека беспорядок дома. Всем известна фраза Экзюпери: «Проснулся поутру, наведи порядок на своей планете». Это экология в чистом виде – совершенствование среды обитания, которая тебе доступна. Мне недоступна Африка, мне доступно мое ближайшее окружение, отношения с моими друзьями, куда я могу плеснуть кружку дегтя или наоборот. Точно также мы не отвечаем за весь город, мы отвечаем за то, чтобы остановиться и бросить бумажку в урну или поднять ту, которую бросил на пол кто-то другой. Это не касается загрязнения Арктики или других проблем. Экология – наука о доме, а дом – это пространство, за которое ты отвечаешь, в котором живешь. И если каждый человек наведет там порядок, то он наступит на всей планете. В чистоте вырастут дети, появится иная культура. Высокая культура – это то, что нас спасет. Это отношение к земле-матушке, друг к другу, к женщине, детям, пище, воспитанию, ко всему на свете.
Воспитание детей – это вообще сложный вопрос. Мне близка теория о том, что воспитывать их надо личным примером.
Я бы сказал, что воспитывать их надо искренностью. Потому что когда ты отжимаешься и говоришь ребенку – смотри, вот так надо, это некая показуха, ведь мы это делаем специально для детей, чтобы они выросли теми, кого мы хотим видеть. Надо меньше врать своим детям и делать из них кого-то. Пусть хорошим человеком вырастет, а кем ребенок будет – не важно, ведь хороший человек будет хорошим специалистом и не суть, врачом, преподавателем или электриком. Сколько он будет зарабатывать денег – это вторично и навязано социумом. Мы всегда хотим больше, но зачем?
Денис Иванович, расскажите про свою преподавательскую деятельность.
Моя основная работа – это преподавание. После переезда в Петербург я работал в общеобразовательной школе, потом в школе Горчакова в Павловске. Это был великолепный опыт, мне очень нравится работать с детьми. Теперь я преподаю в «Педагогическом колледже фитнеса». Здесь ребята мотивированные, хотят знать. В школе надо «поплясать» перед учениками, чтобы схватить их внимание, гормоны пляшут, осознанность минимальная и на это надо тратить энергетический ресурс. Я люблю и умею преподавать, делаю это с удовольствием. Но если бы я мог делать все, что я хочу, то взял бы гитару и играл бы джаз или блюз.
А что останавливает?
Пока я полезнее здесь. Чтобы нести музыкой что-то, нужно быть музыкантом такого же качества, какой из меня преподаватель. Для этого надо много часов трудиться. Сейчас у меня нет такой возможности, а халтурить я не хочу, что бы я ни делал.
Давайте вернемся к вегетарианству. Сейчас это настоящий тренд, мода. Как вы считаете, в чем плюсы и минусы таких тенденций?
Мода быстротечна, она проходит, как проходит все, что декларировано и напоказ. Нельзя сказать, что мода – это хорошо или плохо. Это рябь на воде, не затрагивающая глубин. Все-таки вегетарианцами если становятся, то из двух соображений. Первое – я никого не ем. Это этический принцип, принцип сострадательный в чистом виде: я не хочу участвовать в убийстве животных. Из этих соображений никакой декларации быть не может: я не могу это декларировать, это мое личное. И такой вегетарианец вряд ли будет кичиться этим, он будет это хранить, за это держаться, как за одну из моральных ценностей. До такого варианта вегетарианства нужно созреть. Второй элемент – это элемент духовного роста, пост, урезание себя в материальном ради духовного. Это один из аспектов, который делает человека вегетарианцем, но совершенно отключает его от моды вегетарианства. Когда его спрашивают: «Что ты с чем смешиваешь? А кладешь ли ты семена чиа куда-то? Тофу режешь в салат кубиками?», – такому человеку нечего сказать. Для него элемент еды на 16 месте по сравнению с духовным аспектом. Все остальное – из соображений моды, здоровья, похудения – это игра, элемент тщеславия, эгоцентризм в чистом виде: «вот я и моя еда». Кто имеет неврозы, связанные с пищевым поощрением и наказанием, тот в это играет. Наказание себя через урезание чего-то, слишком пристрастное отношение к уровню подкожно-жировой клетчатки из соображений здоровья, а потом срыв… В общем, это возня, на которую не стоит обращать внимание. Мода скоротечна: раньше были одни каблуки, теперь другие. Кто-то поверхностно воспринимает окружающую действительность, а кто-то на этом деньги зарабатывает. Смысл в этом вегетарианстве? Это просто игра, одна из страничек нашей пестрой жизни.
То есть давать какие-то рекомендации человеку, который хочет стать вегетарианцем, о том, как это сделать, – бессмысленно?
Нет, здесь есть очень важный момент. Я с точки зрения своего опыта могу рекомендовать никому о своем вегетарианстве не говорить, поскольку это сразу становится личным, тем, к чему начинаешь очень серьезно относиться. Вегетарианство не должно быть декларацией, флажком, которым ты машешь перед людьми, чтобы они тебя поругали или похвалили, чтобы вступили в эту провокацию, начали спорить, мешать тебе или помогать, как-то относиться. Это должно быть внутри, а не снаружи. Сначала вегетарианство дает душе расти, а потом постепенно становится на свое место. Вегетарианство ради вегетарианства бессмысленно. Часто оно существует недолго и заканчивается крайне болезненно. Человек потом злится на себя, что он когда-то был вегетарианцем, потом перешел на мясо. Да еще и тело вместе с окружающим миром говорят: «Да перестань!». А заползти обратно на вегетарианство, вернувшись к мясоедению, уже сложнее. Отсюда и возникает нездоровая эмоциональная жизнь вокруг понятия вегетарианства, люди становятся грустнее, хотя должны стать счастливее. А всего-то нужно один раз и навсегда решиться, плюс – никому об этом не говорить. На вопрос, почему ты не ешь котлетку, всегда можно сказать, что не хочешь, разгрузочный день и так далее. Как мне кажется, это единственный совет, который можно дать всем, кто стремится к вегетарианству.
Сейчас я понимаю, насколько полезен был бы для меня этот совет 3 года назад, когда я воевала с собой, чтобы отказаться от мяса, спорила со всеми вокруг, срывалась и очень переживала на эту тему.
Да, люди мешают. Если ты не подходишь под концепцию другого человека, он начинает либо надевать на тебя свою концепцию, либо разрушать твою, чтобы ты его взгляды в итоге принял. Молчание – золото. Можно говорить о погоде, пускать рябь по воде, вести светские беседы, но внутренне раскрывать только тем, кто открыт тебе навстречу. Еще один важный момент. Есть невроз такой, орторексия, когда люди с ума сходят по правильному питанию. Но не надо преувеличивать значение этого вопроса: он автоматизирован. По сути, организм подстраивает секрецию под любой рацион, абсолютно любой. А если телу все равно, то значит чему не все равно? Здесь возникает эмоциональная жизнь, этика, духовность, культура. Представьте себе женщин 19 века, окончившие Высшие Императорские курсы, которые носятся с вопросом о том, как смешать семена чиа с молоком или какая у них толщина подкожно-жировой клетчатки? Массовая культура сейчас низкого уровня. И каждый человек должен заниматься самовоспитанием, самого себя лепить. Не важно, где ты, не важно, кем были твои родители. Нужно быть порядочным, адекватным, культурным и не сходить с ума по поводу вещей, которые мало чего стоят.
К такому пониманию нужно прийти, ведь когда только отказываешься от мяса, мне, по крайней мере, еда казалась невероятно важной вещью.
Наверное, об этом надо прочитать или от кого-то услышать, а потом проанализировать. Осознанность – это первое качество, которое отличает человека от животных. Важно учиться сознавать, что происходит, что делаешь, что чувствуешь, что думаешь и чьи мысли перевариваются в твоей голове… То, что творится внутри – это результат характера, амбиций гордости, обиды? Все происходящее с нами требует осмысления и чуткого отношения. При этом вопрос пищи становится на свое место и отходит не в первую десятку. Когда перестаешь слишком сильно нажимать на педаль еды, видишь, сколько важного есть вокруг: добрые дела, творчество, краски, звуки, люди интересные. В конце концов, когда человеку плохо, какая разница, семена чиа ты ешь или курицу: беги и помогай. Есть такая фраза замечательная: скучная и унылая жизнь – когда ты прожил, а тебя никто не попросил помочь. Тогда зачем?
Каждый ведь находит свой смысл. Какой он для вас?
Есть такие эталонные вещи, с которыми надо сравнивать свою жизнь: с жизнью замечательных людей, с книгами. Несмотря на то, что их авторы могут быть абсолютными или относительными мерзавцами, но то, что проявлено в книгах, очень вдохновляет на хорошие поступки, на повышение качества своей жизни в духовном смысле. Я думаю, что осознанность, творчество и высокая культура – основные столпы, на которых человек должен строить свою жизнь. У меня не всегда получается: болтун в голове болтает, затрагивает эмоции. А их огонь заставляет ссориться с людьми, обижать. Приходится работать со своим характером, это непаханое поле и самоорганизация в чистом виде.
Какие книги и фильмы, которые, возможно, повлияли на вас, можете посоветовать читателям?
Не буду советовать что-то конкретное. Гораздо важнее больше читать и познавать. Сейчас бесконечное количество информации. Можно ее фильтровать, можно не фильтровать, главное интересоваться. Интерес – движущая сила эволюции. Это такая штука, которая гонит человека из его болота, зоны комфорта. Интерес провоцирует человека, выдергивает его из «диванно-холодильнико-телевизорного» состояния. Интересуйтесь бесконечно, всем подряд, ненасытно, неутомимо и, в конечном итоге, это даст свои плоды. Чем именно интересоваться, зависит лишь от начала клубка интереса, это дело интуитивное. Сейчас у нас есть огромные возможности развиваться: почти любой институт можно закончить дистанционно. Главное вдохновляться и интересоваться!
Не будет ли перенасыщения? Сейчас на человека со всех сторон льются тонны информации, которую очень сложно воспринять и отфильтровать.
Жажда информации – это очень хорошо, нужно брать, читать, говорить с людьми, впитывать. Придет время переоценки и осмысления, сначала нужно брать то, что потом будет анализировать душа, из чего можно будет выбрать нужную концепцию. Мимо своего пути все равно не пройти, невозможно занять чужую энергетическую ячейку – мы всегда в своей. Каждый человек – микрокосм, его мозг рисует внутренне содержание и окружающее пространство. На самом деле мир – это поток электромагнитных взаимодействий, у него нет ни окраски, ни цвета, ни формы. Все, что мы видим, входящими сигналами рисует мозг, это преобразуется в картинку, звуки. Чем чище и альтруистичнее жизненная позиция, тем легче самому человеку, тем свежее вокруг него воздух, тем легче дышать остальным. Просто свет, а второй стороны нет.
Насколько совместим альтруизм с современной концепцией успешности и стремления к счастью?
Сколько человеку нужно еды для счастья? Если не задумываться, то работает природный механизм. А рефлекс диктует: ешь про запас, потолка насыщения нет, поэтому еще что-нибудь запаси, в природе мало еды. Лев бегает за зеброй 20 раз и только один раз ловит, то есть 19 раз он бегает вхолостую. Такой же рефлекс работает с так называемой успешностью: хочется жить в удовольствии, достатке, богатстве. Но бесконечно важнее быть счастливым, а эти вещи никак не коррелируют. И все, можно развести руками. У человека прямая обязанность – быть счастливым. Все, что он делает для счастья своего, в конечном итоге, приводит к пониманию, что настоящее счастье наступает, когда счастливы рядом находящиеся люди, круг счастья раскрывается, ведет его к альтруизму, хорошим добрым делам. Конечно, сытно жить здорово. Но удовольствие – это яма, а счастье – это гора, на которую нужно карабкаться. И на этом пути стоят и вегетарианцы и не вегетарианцы, католики и протестанты, мусульмане и буддисты. Это просто люди, каждый из которых проходит индивидуальный путь к счастью.
Давайте немного поговорим про фитнес. Вы преподаете в колледже фитнеса и видите основные тенденции, учите тех, кто будет их создавать и корректировать. Сейчас популярны направления вроде фитнес-бикини, которые совсем не про здоровье. Должен ли тренер пытаться остановить девушку, например, которая собирается туда пойти?
Фитнес-бикини и подобными направлениями увлекается молодежь. Они потеряют здоровье и приобретут опыт, в этом ничего плохого нет. Это веяние моды, значит, кто-то делает на этом деньги. Конечно, наставник может и должен направить. Но если у него не получится, то лучший учитель жизнь. Отдельный молодой человек дойдет до невроза, полежит в больнице и поменяет что-то в своем пути. Осознание приходит с болью, если не приходит как таковое. Человек хочет быстро поменяться: похудеть к лету, срочно влезть в купальник. Давайте к следующему лету похудеем! Хотите за 2 месяца на 30 кг? Давайте на 5. Жизнь длинная, на цыпочках нужно идти, внимательно всматриваясь в то, что происходит.
Но хочется же сразу стать сыроедом…
Хотите осторожно. Пестрый цветастый мир магнитит человека, особенно того, кто не привык отслеживать, что происходит внутри, его уносят тенденции. Это постоянное кружение личностей, эмоций, страданий в материальном мире. Должна быть большая осознанность. Что ты хочешь, это понятно – все хотят ничего не делать, чтобы все было, развлечься… Не важно, чего ты хочешь, «я» – последняя буква в алфавите. Важно, чего хочет от тебя путь.
Как к этому прийти?
Тренировка, привычка останавливаться, смотреть вглубь, постоянно себя тормозить и возвращать к наблюдению. Был замечательный йог Шри Ауробиндо, он один из самых непреложных авторитетов ментальной йоги, работы с осознанием, написавший множество сложных трактатов. Но когда простые люди спрашивали его, что делать, он давал следующий совет: «Просто повторяйте – «мир и покой», что бы ни случилось». Лезут в голову мысли, эмоционально будоражит? Мир и покой. Это чисто ментальная тренировка – поймать момент и постоянно возвращать себя к высокой культуре ума, души, тела. Уступить бабушке место. И не просто уступить, а не вешать себе за это медаль на шею, не гордиться, не фиксировать. Еще один важный момент – брать на себя ответственность за свою жизнь. Обычно проблема в том, что у человека все виноваты, например родители. Хочется спросить: ну ладно, тебя родители так воспитали до 18 лет, а что ты в 40 такой? Где ты эти 22 года был, что делал, чтоб изменить то, как тебя воспитали? Это перекидывание ответственности на жизнь, на политиков, на маму с папой, на войну. У всех условия жесткие, а взрослая жизнь трудная. Не равная, но и чуткость, восприимчивость у каждого своя, а препятствия им соответствуют. Не важно, что ты получил на входе, не важно, какие линии на твоих ладонях и что в гороскопе, важно то, что ты с этим делаешь. Если хочешь быть счастливым, будь им – очень точная фраза. С этого момента и до конца: повторяешь мир и покой, следишь, чтоб в тебе не было безобразия и смотришь, кому помочь, чисто ли вокруг и просто начинаешь кружить в танце бытия.
Беседовала Ольга Саакян