Елизавета Стрепетова – директор и куратор Кронштадтского международного экологического фестиваля искусств «КронФест», журналист, искусствовед
- Елизавета, пожалуйста, расскажите о себе. Ваш родной город – Санкт-Петербург, а как часто Вы бываете в Кронштадте? Что связывает Вас с этим легендарным городом?
- Да, я родилась и живу в Петербурге. По образованию филолог, окончила СПб ГУ, а по склонностям – просветитель. Я работала учителем в школе, экскурсоводом в Исаакиевском соборе, журналистом в различных изданиях, связанных с искусством. У меня есть опыт организации выставок и арт-событий, в т.ч., уже пять лет я директор и куратор Кронштадтского международного экологического фестиваля искусств «КронФест».
Впервые я попала в Кронштадт где-то в 2000-е. Долгие годы он был закрытым городом и манил своей военно-морской тайной, наверное, не только меня. Сейчас город открыт, он прекрасен своей камерностью, исторической целостностью, масштабом, соразмерным человеку, функциональной и стилистической близостью к старому Петербургу. Но если в Петербурге, как правило, не ощущаешь, что живешь в приморском городе, в Кронштадте чувствуешь себя островитянином даже сейчас, когда прибываешь туда на машине по дамбе.
В Кронштадте я бываю сезонно – в период подготовки к фестивалю и в период его проведения. Обычно это май-июнь, пора цветения, самое вдохновляющее время года, которое настраивает на творчество и позитив. За пять лет я полюбила Кронштадт, почувствовала, что ментально это мой город, и уверена, что попала сюда не случайно. Кстати, в Санкт-Петербурге я живу рядом с Кронштадтской площадью и церковью Иоанна Кронштадтского.
- В настоящее время Вы выступаете в качестве директора (куратора) фестиваля «КронФест», но я догадываюсь, что это не единственное Ваше занятие, поскольку Вы характеризуете свою деятельность как «бурную, в разных направлениях». Пожалуйста, расскажите, в каких именно.
- Как я уже сказала, фестиваль – событие сезонное. Поэтому помимо фестиваля я занимаюсь и другими художественными проектами. В июне в галерее «Мастер» прошла презентация кронштадтских художников и фотографов «Кронштадт – центр притяжения». Также я работаю в галерее «Ломоносов», которая ведет активную просветительскую и выставочную деятельность, веду несколько Интернет-сайтов.
В последние годы меня интересует креативная экономика, т.е. экономика, которая опирается на интеллектуальную деятельность, в том числе творческую. В Европе целые институции озабочены тем, как реализовать творческий потенциал креативного класса в новых экономических моделях. Как, например, помочь художникам зарабатывать собственной профессией, вместо того чтобы искать альтернативные способы выживания. Одним из локомотивов креативной экономики в Финляндии является экологический дизайн.
В прошлом году я выиграла грант Института России и Восточной Европы в Финляндии и посетила Хельсинки с целью знакомства с предприятиями экологического дизайна. У меня возникло ощущение, что вся Финляндия занимается переработкой. Не выбрасывается ничего: детали компьютеров, телевизоров, велосипедов, битая посуда – все превращается в новые полезные вещи, я не говорю о старой одежде, которая усилиями многочисленных дизайнеров моды превращается в шикарный эксклюзив.
- В числе Ваших интересов – «изобразительное искусство и прочий арт». Вы рисуете? Занимаетесь проектами, связанными с искусством?
- Я сама удивляюсь, почему я до сих пор не рисую, занималась бы продвижением своего творчества. Но я перфекционистка, и это мешает свободе моего самовыражения.
- Академия художеств Бразилии удостоила Вас почётной медали за помощь в международном сотрудничестве. Пожалуйста, расскажите об этом.
- Медаль очень красивая – многолучевая звезда на шелковой ленте. Для меня это не столько награда, сколько артефакт культурной жизни Бразилии, пришедший ко мне неожиданно и необычным способом. История началась в 2006 г., когда я создала сайт для художников «Арт-конкурсы в России и мире», существующий, кстати, по сей день, а также начала вести рубрику «deadline» в журнале НОМИ («Новый мир искусства»). Задачей этого проекта было продвижение информации о международных грантах, резидентских программах, симпозиумах скульптуры, конкурсах живописи и т.д., для того чтобы помочь российским художникам включиться в международный арт-процесс.
Это сейчас в Интернете можно найти все, а тогда я собирала информацию по крупицам, не только в сети, но и в иностранных печатных СМИ, вела электронную и бумажную переписку с организаторами арт-событий в разных странах. Хочу заметить, что они охотно откликались на мои запросы, поскольку российские художники очень мало участвовали тогда в международных проектах. Однажды я получила письмо от президента Национальной академии художеств Бразилии Эдилсона Барбосы, который выражал восхищение русской академической школой и горячее желание сотрудничать с Академией художеств Санкт-Петербурга. Я проявила бурную активность с целью «свести» две академии и удостоилась поощрительного приза. Мне привезли две медали, одна из которых предназначалась А.С. Чаркину, тогда ректору Академии художеств и Председателю Союза художников Санкт-Петербурга.
Для меня важнее знак и звание «Мастер», которые я получила на днях за фестиваль «КронФест». Это профессиональная награда, которая присуждается людям, внесшим вклад в развитие различных областей культуры. Получить признание коллег и диплом с подписями М.Пиотровского и С.Говорухина крайне приятно.
- Как Вы связаны с «митьками»?
- В этом году мы пригласили к участию в фестивале группу «Митьки». Некоторый опыт взаимодействия с художниками этой группы у нас уже был. В предыдущие годы в фестивале участвовали отдельные художники, но «Митьки» как группа выступили у нас впервые. Приехали Дмитрий и Татьяна Шагины, Андрей Кузьмин, Андрей Филиппов, Николай Васильев, Ирина Васильева – почти все с детьми, большими и малыми, к ним присоединились кронштадтские художники и дети. Все вместе, невзирая на холод и дождь, они оперативно и качественно расписали бетонный забор общей площадью более 80 кв. м. Своей организованностью и профессиональным подходом они произвели на меня впечатление мобильного отряда особого назначения, а вовсе не братков и сестренок в тельняшках.
Роспись, сделанная для СПб ГБУ "Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кронштадтского района Санкт-Петербурга", понравилась обитателям центра, она гармонизировала пространство и украсила их повседневную жизнь.
- Если я не ошибаюсь, Вы принимаете участие в деятельности экологического движения «Новая кора». Пожалуйста, расскажите о нём.
- «Новая кора» - замечательное движение молодых энтузиастов, которые проявили инициативу и приняли участие в фестивале в этом году. Они провели веселый мастер-класс для детей по росписи пней и коряг акриловыми красками. В результате мы получили очень яркие и эффектные арт-объекты для нашей выставки экологического искусства. Идея движения звучит примерно так: «Новая кора для городов – Чистый воздух – Бережное отношение к природе – Здоровые люди!!!», лидер группы – дизайнер Михаил Сперанский. Мы сотрудничаем также с ЭПЦ «Беллона», заинтересованы и в других партнерах-экологах.
- По образованию Вы филолог. Вы занимаетесь филологией профессионально?
- Не занимаюсь. Но мое образование было опорой в моей журналистской и редакторской деятельности, и теперь, когда приходится писать тексты о фестивале, издавать буклеты, я легко делаю это сама. Вообще, хорошее образование нужно не только для профессии, оно формирует системное мышление и позволяет адаптироваться в смежных областях знаний.
Работая экскурсоводом в Исаакиевском соборе, я изучала историю искусств, а практический опыт научил меня ориентироваться в сфере современного искусства. Хотя, конечно, экспертом я себя не считаю, и на роль Марата Гельмана не претендую.
- Пожалуйста, расскажите о фестивале «КронФест». Как давно он проходит? Кто стоял у истоков фестиваля?
- Кронштадтский международный экологический фестиваль искусств «КронФест» занимается продвижением экологического искусства и дизайна. Он имеет уже пятилетнюю историю. По количеству лет это немного, но трудозатраты огромные, потому что начинать что-либо всегда трудно. Идею фестиваля и площадку для него предложил директор Музея истории Кронштадта Евгений Гришко, моя задача – воплощать и развивать эту идею.
Эко-арт – понятие довольно широкое. Оно включает и тему экологии, и создание произведений искусства из вторсырья, и творческую активность в контексте природы и в слиянии с природой, и художественные способы гармонизации городской среды, и ленд-арт и т.д. Экологическое искусство – тренд нового времени, направление не имеет четко очерченных границ, поэтому мы позволяем себе любые эксперименты. Собственно, это самое интересное: мы ищем и поддерживаем проекты в сфере экологического искусства и дизайна.
Важнейшим мероприятием фестиваля является симпозиум (рабочий процесс) по созданию арт-объектов из б/у материалов. Он проходит на площадке рядом с Музеем истории Кронштадта, и зрители имеют возможность наблюдать, как в течение недели горы мусора, привезенного с берегов Финского залива, превращаются в масштабные арт-объекты. Результат симпозиума предсказать невозможно: мы обычно просим проект, но художники отталкиваются от мусора, который удается найти на берегу.
Хочу заметить, что социального пафоса от того, что они занимаются экологическим искусством, у художников нет. Мусор они рассматривают как любой другой материал. Но для зрителей это важно: они видят, что преобразовать реальность посредством искусства можно всегда и везде; мне кажется, что подобный пример необычайно стимулирует творческую мысль, поднимает человека над повседневной рутиной. За пять лет я убедилась в том, что мусора не существует, все твердые бытовые и промышленные отходы – древесина, металл, пластик, упаковка и т.д. при творческом отношении могут получить новую, гораздо более яркую жизнь, чем их первая.
Среди работ, созданных в рамках фестиваля, есть великолепный трехметровой высоты «Кронштадтский Пегас» Юрия Ступицы, собранный из клепок – дощечек от старых бочек, огромные «песочные часы» из балок, металла и камней, созданные Вячеславом Ивановым, «живописная» копия портрета И.Репина «Мусоргский из мусора» «кисти» художников группы «Комки и Палки», интерактивный «Е-мобиль» скульптора Александра Иванова и многие другие совершенно необыкновенные работы. Планируя фестиваль пять лет назад, мы предполагали, что каждая выставка арт-объектов будет стоять лето, а потом утилизироваться. Но некоторые работы стоят и год, и два, и три. Наша экспозиция ежегодно пополняется и давно стала одной из важных достопримечательностей Кронштадта, ее посещают все экскурсионные группы.
- Программа фестиваля обширна, она включает и всероссийскую выставку-конкурс детских рисунков, и музыку, и танцы, и конкурс граффити, и живопись, и театр, и презентацию эко-защитных проектов. Какова Ваша роль в этом? Есть ли в рамках фестиваля проекты, в которых Вы принимаете непосредственное участие (помимо общего руководства)?
- Я, конечно, «многостаночница», но не до такой степени. Хотя иногда хочется и рисовать, и танцевать… А, может быть, заняться философией и сельским хозяйством.
- По Вашим словам, Вам близка идеология журнала «Вегетарианец». Вы вегетарианка? Как Вы решаете для себя вопрос питания?
- Я не вегетарианка, но предпочитаю здоровую пищу: овощи, фрукты, зерновые и бобовые, сыры, иногда ем куриное мясо и рыбу. Существует масса диет и теорий, но я стараюсь идти по «серединному пути», не впадать в крайности. Хотя я, конечно, очень уважаю вегетарианцев, как людей с убеждениями. Кстати, я против того, чтобы убивать животных ради меха или кожи. Мне кажется, в наше время легко можно обойтись без подобных жертв.
- Как Вы проводите досуг? Любите ли путешествовать?
- Конечно, люблю. Мечтаю поехать в Израиль, рассматриваю эту страну как колыбель европейской духовности и культуры. Кстати, экологическое искусство развивается там параллельно с освоением и озеленением территорий. Например, в деревне Арсуф Кедем в 17 км от Тель-Авива создается «Зеленая галерея» под открытым небом. В проекте участвуют художники из разных стран, превращая безвестную ранее малоплодородную территорию в оазис искусства и объект туризма. Вот он, пример креативной экономики в действии.
Моя дача находится в одной из деревень Новгородской области. Лес, река - место практически райское, экологически чистое, но жутко депрессивное, как большая часть нашей провинции. Не знаю, кто, когда и какими средствами сможет его возродить…
- Обычно петербуржцев я прошу рассказать о том, что такое для них Петербург. Позвольте и Вас спросить об этом…
- Петербург – мой родной город. Меня радует, что я здесь живу, хотя это не моя заслуга, просто повезло. Живя в Петербурге, любой человек получает дополнительные воспитание и образование, которые дает ему сам город – гармонией архитектуры и ландшафта, памятниками культуры и искусства, которые являются его органикой.
Но только если человек не сидит в своей Ульянке, а регулярно выезжает в центр. Можно прожить всю жизнь в Петербурге и не побывать в Эрмитаже или в театре. Город-городом, но, как известно, «каждый сам кузнец своего счастья».