Гаянэ Петросян – журналист по образованию и режиссёр по призванию. «Рождённые свободными» – её дебютная полнометражная работа. Премьера фильма состоялась в марте этого года, и картина уже получила мировое признание. Фильм рассказывает о 18-ти белухах, которых отловили в России для продажи американским океанариумам, однако сделка приостановилось, и животные начали умирать из-за ужасных условий содержания... Гаянэ вместе с фридайверами расследует это дело, а также показывает зрителям закулисье мировых дельфинариев и шоу с участием морских животных. Vegetarian удалось пообщаться с Гаянэ, несмотря её на плотный график, и поговорить о нашумевшей картине.
Гаянэ, для меня большая честь пообщаться с вами. Вы проделали невероятную работу, для которой нужна огромная внутренняя сила. Расскажите, насколько было трудно делать такое кино морально? И как вы с этим справлялись?
Когда мы начинали работу над фильмом, то совершенно не предполагали увидеть то, что нам довелось увидеть. Конечно, изначально у нас не было никаких иллюзий по поводу работы дельфинариев и океанариумов, тем не менее, даже мы не представляли, что всё настолько плохо и тяжело, и куда заведёт нас наше расследование... Самым сложным было видеть этих животных в неволе – в клетках, в бассейнах – видеть их глаза. В такие моменты мы чувствовали бессилие, что мы не можем их вытащить, не можем им помочь. А также испытывали чувство стыда за то, что мы – люди, и ответственность за это всё также лежит и на нас. Не могу сказать, что мы как-то с этим справлялись... Так же, как и многие, переживали, плакали. Но при этом у нас была цель, задача – и мы шли к ней, старались думать об этом в первую очередь.
Как давно вы занимаетесь режиссурой? Где-то учились этому? Как вообще пришли в мир документального кино?
Специального образования у меня нет. В режиссуру я пришла из журналистики, окончив журфак МГУ. Долгое время я работала журналистом в газетах, информагентствах. Где-то десять лет назад я начала писать сценарии для документальных фильмов, и мне это очень понравилось. Я начала работать в качестве сценариста, исполнительного продюсера, мне довелось сотрудничать с замечательными режиссёрами, я многому у них научилась в процессе. Потом я решила сама себя в этом попробовать. Можно сказать, что «Рождённые свободными» — это мой режиссерский полнометражный кинодебют.
Насколько я знаю, изначально вы планировали просто поснимать, как плаваете с животными. В какой момент вы поняли, что это станет чем-то большим? Целым фильмом-расследованием?
Да, наши задачи изначально были действительно проще. Мы хотели показать на контрасте: жизнь животных на свободе и в дельфинариях. Но когда мы случайно узнали об истории о 18-ти белухах, то именно это и стало для нас отправной точкой в том, чтобы идти дальше, разобраться в этой истории и как-то на неё повлиять.
Как долго шли съёмки? Какой процесс был самым затяжным?
Сами съёмки длились года три, затем шёл монтаж, постпродакшн, потом ещё мы что-то доснимали, поэтому, в целом, на всю картину ушло года четыре. Наиболее затяжным моментом была сама история. Мы полностью зависели от неё и её развития. Даже уже после того, как фильм был смонтирован и состоялась премьера на фестивале в Sheffield Doc/Fest, мы поехали на биостанцию в Утрише и засняли уже окончание всей истории.
Вы делали фильм не одна, расскажите о тех, кто работал вместе с вами.
В создании фильма принимало участие множество талантливых замечательных и неравнодушных людей, настоящих профессионалов. Хотелось бы рассказать про каждого из них, но, боюсь, что не хватит и целого интервью. Однако не могу не упомянуть про Татьяну Белей. Всё началось с того момента, когда четыре года назад она позвонила мне и предложила сделать такое кино. Татьяна – очень разноплановый и интересный человек. Она телеведущая, автор и исполнитель песен, фридайвер, а также инструктор по фридайвингу. Татьяна настолько любит воду и чувствует с ней связь, что даже её дочка родилась в океане. Также в нашей команде была Юлия Петрик – это человек, с которого в нашей стране вообще начался фридайвинг. Она первая женщина-фридайвер в России, чемпионка первых национальных соревнований. Ещё хотелось бы сказать о нашем продюсере – Майке Лернере, который подключился два года назад к созданию фильма, и за это время вывел фильм на международный уровень. Благодаря ему о картине узнало так много людей.
Что было самым опасным в создании кино?
Не хочу вдаваться в подробности, вспоминать негатив, когда всё уже позади. Но да – были опасные моменты, когда нам напрямую угрожали во время съёмок, даже физической расправой... Самое главное сейчас, что фильм снят, представлен публике, и мы все живы и здоровы.
Как я понимаю, вы тоже занимаетесь фридайвингом?
Да, можно и так сказать. Конечно, хотелось бы уделять этому больше времени, а времени как всегда не хватает! Но фридайвинг я очень полюбила.
Как вы думаете, почему люди, покупающие билеты на представления в океанариумах, не осознают, что эти животные в неволе, и они несчастливы? Ведь как было сказано перед показом – люди ходят туда из любви к этим животным. Откуда такой диссонанс?
Я думаю, что здесь есть целый ряд причин, и каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Но в целом, на мой взгляд, – причина в недостатке знаний о том, что же происходит на самом деле, о физиологии и психологии этих животных – о том, что они действительно страдают в неволе. И это не значит, что люди плохие, дело в том, что у них просто нет необходимой информации.
Есть и другой момент. Человек склонен считать себя царём природы. Это вбивают нам с самого рождения, многие люди в это верят. Отсюда и снисходительное отношение к природе – как бы свысока. Нередко такие ценности закладываются в голову детям даже без злого умысла, но последствия у этого не всегда радужные.
Вопрос о людях, работающих в дельфинариях. Неужели те, кто занимаются дрессировкой животных, совершенно бессердечны? И они не осознают, что этих созданий забрали из дома, от их семей, и что они страдают?
Мы во время съёмок общались с огромным количеством людей, работающих в дельфинариях. Честно – они мне не показались бессердечными, если говорить о тренерском составе. Многие из них – люди действительно заботящиеся и переживающие о своих животных. Они могут ночами не спать, сидеть рядом с ними, если кто-то из подопечных заболел. Но очень многие уходят, потому что не выдерживают...
Владельцы дельфинариев, директора, администрация – по моим наблюдениям – люди довольно бессердечные и циничные. Не буду говорить абсолютно за всех, делюсь лишь своим опытом общения с такими людьми.
Вообще, это очень сложный психологический вопрос – вопрос восприятия. И каждый человек видит, чувствует по-своему.
Для тех, кто пока ещё не смотрел кино и только планирует: какие белухи в неволе и какие на свободе? Есть разница в их поведении? Самочувствии? Длительности жизни?
Сотрудники дельфинариев склонны говорить о том, что продолжительность жизни белух в неволе длиннее, чем на воле. Но это неправда! Мы сами подсчитывали, вели свою статистику по поводу смертей белух по всему миру в дельфинариях, и согласно всем эти цифрам и данным – продолжительность жизни в два раза меньше, чем на воле.
По поводу их поведения. Небольшой спойлер того, что есть в фильме, но я не могу об этом не сказать. Очень ярок пример того, когда белухи на Утришской станции начали убивать друг друга. Это очень показательно, потому что это абсолютно невозможно представить в дикой природе, чтобы белухи набрасывались и наносили друг другу смертельные увечья. Уже из этого примера можно судить о том, как ломается их психика.
«Рожденные свободными» стал первым российским фильмом за 6 лет на главном кинофестивале документального кино мира Sheffield Doc/Fest. Это большое достижение. Были ли вы там? Какие ваши ощущение, и как вообще вашему фильму удалось туда попасть?
Для нас это была очень большая радость, мы там были с Таней и с нашим продюсером Майком. На такого рода фестивалях присутствуют, как правило, все твои коллеги: режиссёры, продюсеры, создатели других картин со всего мира. И это самые строгие судьи, поэтому участие в Sheffield Doc/Fest — было для меня вызовом. Тем не менее, оценки были хорошие! Для меня это стало моментом истины...
После американского фильм Blackfish закрыли Sea World. Чего бы вы хотели добиться вашим кино? Как именно вы бы хотели повлиять на зрителей.
Хотелось бы отметить, что Sea World всё-таки не закрыли. Очень много где так говорят, однако важно отметить, что всё-таки это не так. Да, закрыли шоу в некоторых городах, но сам Sea World пока здравствует. Но хочется верить, что когда-нибудь он и все остальные подобные заведения закроются. Безусловно Blackfish произвёл желаемый эффект.
Чего бы хотели добиться мы? Чтобы люди перестали ходить в дельфинарии, покупать билеты и тем самым поддерживать эту индустрию. Не будет спроса – не будет предложения.
Планируете ли вы ещё снимать подобные фильмы-расследования? Может быть, уже над чем-то работаете?
Да, я уже приступила к работе над одним фильмом-расследованием. Детали я, к сожалению, рассказать вам не могу, на то это и расследование. Но да – я продолжаю работать в этом направлении. Поэтому просто пожелайте мне удачи! (смеётся).
На ваш взгляд — реально ли изменить российское законодательство и запретить отлов и продажу белух?
Думаю, что теоретически реально абсолютно всё. Однако процесс изменения законодательства не быстрый. Ведь есть страны, где на законодательном уровне вообще запрещены дельфинарии. И раз такие прецеденты есть, значит наш мир способен на такие шаги. Насколько готово к нему наше общество? Не знаю. Мы верим в лучшее, только поэтому мы и работаем.
Беседовала Екатерина Майорова
Фото 2 и 5: Евгений Тагильцев