23 декабря в Центре дизайна Artplay открылась Цифровая выставка иммерсивного искусства «Samskara»американского художника Андроида Джонса. О целях и задачах проекта, перспективах цифровых технологий в искусстве и непреходящих ценностях Vegetarian поговорил с генеральным продюсером выставки Георгием Аистовым и заместителем генерального директора компании «360АРТ» Екатериной Косолаповой.
Как началось Ваше сотрудничество с Андроидом Джонсом?
Георгий Аистов: Мы планировали летние фестивали, и наш друг из Америки прислал нам картинки Андроида. Увидев его арт, мы сразу же поняли, что это художник, работы которого достойны того, чтобы перевести их в пространство 360.
Андроид активно откликнулся и приехал с нашими друзьями в Тайланд, где тут же были созданы первые минуты его шоу. Шоу шокировало всех: как нас, так и самого художника. Мы решили скооперироваться и начали работать.
Как возникла идея выставочного проекта «Samskara» именно в таком формате, с использованием проекционных технологий Full Dome HD?
Г. А. : Первые пять минут шоу мы сделали для фестиваля Lightning in a bottle. Результат был ошеломляющим! Люди стояли в очереди! Мы поняли, что интерактивное иммерсивное искусство – это то, чего ищет аудитория. Но у нас еще не было истории и драматургии...
Андроид охотно согласился дать нам полную свободу в создании его выставки, в основе которой лежали его работы. Ему также понравилось слово «самскара» (как впечатление, переживание, которое человек накапливает за множество жизней).
Так появилась идея полноценного полнокупольного шоу, а также интерактивного арт-пространства вокруг него.
Екатерина Косолапова: Думаю, XXI век характеризуется особым всплеском интереса к цифровой культуре – VR, AR, Full Dome HD – это новые инструменты, открытые человечеством. На мой взгляд, мы являемся свидетелями эпохального переворота в кинематографе, искусстве, дизайне, когда прежние классические «плоские» формы утрачивают свою актуальность по сравнению с технологиями 360. Это позволяет посмотреть на искусство иначе. Full Dome HD – это полное погружение в мир творца, то, что действительно делает выставку иммерсивной.
Если не ошибаюсь, Вас можно считать первооткрывателем подобных проекционных технологий в экспозиционном деле? Были ли трудности в связи с их внедрением?
Г.А.: Что касается технологии, то сама технология Fulldome – сферического проецирования была создана японцами еще в начале 80-ых. Но естественно ни компьютерные мощности, ни проекторы не позволяли сделать ее доступной и качественной.
Примерно восемь лет назад мы создали Общество сферического кино и начали продвигать как сами технологии, так и методы производства.
Как говорится, необходимость – мать всех изобретений. Вместе с нашими партнерами нам удалось создать супер доступную технологию, которая позволяла не только в разы уменьшить стоимость проекционных решений, но и сделать высококачественные проекционные купола из самых современных материалов.
Так появилась компания Fulldome Pro, которая стала мировым лидером в технологиях сферического проецирования.
Цифровые технологии в искусстве – это, по-вашему, определённая тенденция? То есть это актуальный для современного зрителя язык? И говорит ли это об изменении типа восприятия искусства аудиторией?
Е.К.: Безусловно, да. В данном контексте характерны несколько явлений в современном искусстве.
Например, кинофестиваль независимого кино «Sundance», который явил мировой тренд, снимать фильмы на IPhone, камеры 360 являются продуктом массмаркета, а не эксклюзивным инструментом профессиональной киноиндустрии, бесконечное число приложений для фото- и видео-продакшна, – все это делает искусство «доступным», экспериментальным, непредсказуемым.
Также мы видим, как происходит переформатизация существующих явлений: ведущие кинорежиссеры изучают и создают кино в формате 360, интернет адаптируется под панорамные и VR пространства, музеи становятся интерактивными, уличные фестивали сопровождаются масштабными засветками архитектуры, дополненная реальность развлекает туристов в городской среде.
Как вы считаете, цифровое искусство вытесняет традиционные формы/носители или всё же они сосуществуют на равных?
Е.К.: Вытеснение традиционной формы – это все-таки временное явление. Это соревнование в первую очередь инструментов, которое внешне выглядит как борьба и победа одного чемпиона. На мой взгляд, эти вещи все-таки останутся неделимыми и объединятся. Обратите внимание на работы Андроида Джонса – у него академическое классическое образование, которое обрело новую форму, но не вытеснило традиции колористики и композиции, например. Ведь основной посыл искусства, выставок – это погрузить в изначальный замысел художника, и неважно, какими средствами.
Проект «Samskara» получил множество призов международных арт-фестивалей: Immersive Film Festival (Португалия), Fulldome Festival Jena (Германия) и Fiske Fest (США). Почему выставка оказалась столь успешной за рубежом? И как восприняли проект в России?
Г.А.: Первую выставку мы воплотили в киевском планетарии, поскольку наши друзья управляли площадкой, и она была полностью лояльна для нас.
Ко всему прочему, Киев оказался пространством, где огромное количество талантливых и креативных людей, поэтому выставка вылилась в целый фестиваль интерактивов: от 3D принтеров до арт-инсталяций и иммерсивного театра.
Талантливая киевская дизайнер Даша Духновская очень быстро создала костюмы и образы, основанные на работах Андроида. Но это были лишь первые шаги.
Затем проект «Samskara» объехал фестивали Burning Man, Boom, Symbiosis, Lightning in a bottle, побывал в Китае, Бразилии и вызвал огромные переживания множества людей.
В итоге мы поняли, что нужна вторая версия проекта и решили стартовать ее в Москве. Почему в Москве – потому что за последние годы в Москве вырос уровень выставочных проектов и появилось очень много сильных визуалистов и цифровых художников. Кроме того, здесь нам помогают ребята из Московского университета и других команд.
В чем, по-вашему, кроется успех проекта?
Г.А.: Мы с Андроидом занимаемся виртуальной реальностью. И единственное, что нас ограничивает здесь – это наше воображение и финансы.
Мы также очень рады, что к проекту присоединяется много волонтеров, творческих людей, которые помогают нам всеми силами.
Так проект «Samskara» ставит новые планки.
Еще очень важно то, что, может, между Россией и Америкой плохие отношения, но между творческими людьми из России, Украины и Америки по-прежнему отношения очень хорошие и теплые. А это значит, что в мире сознания есть место для всех, и мы раздвигаем эти границы вместе.
Е.К.: Думаю, здесь соединилось все – талант художника, новейшая технология, а самое главное, тема выставки, которая посвящена самому главному вопросу человечества – поиску себя и счастья в этом мире. Выставка успешно и уверенно покоряет мировую арену, свидетельствуют тому постоянные приглашения на топовые фестивали и вручение наград в профессиональной индустрии.
В первую неделю выставки в Москве мы уже обрели постоянных посетителей, тысячи отзывов и фотографий в соцсетях, , публика срезонировала с тематикой проекта. Мы действительно счастливы, что нам удалось затронуть русскую душу.
Выставочный проект в ArtPlay позиционируется как своего рода фестиваль цифрового искусства. При этом среди участников – российские художники, музыканты, перформеры, формирующие российское художественное пространство. По какому принципу подбирались участники для российского проекта?
Г.А.: В рамках нашего фестиваля мы сотрудничаем с музыкантами, художниками, режиссерами, артистами разного уровня известности. Русская молодежь очень талантлива, амбициозна, бесстрашна к экспериментам. Наша команда любит таких, мы открыто принимали и принимаем профессионалов своего дела. Главный принцип – это любовь к своему делу. А площадка «Samskara» – это живое экспериментальное пространство, где абсолютно разнообразные формы и жанры искусства сливаются в одно целое.
В чём для Вас главный художественный и человеческий смысл этого проекта?
Г.А.: Цель и задача выставки – показать человеку, что существует огромный мир сознания и с помощью духовности и творчества можно реализовать весь свой потенциал. А живой интерактивный холст позволяет творить чудеса – создать целый мир в компьютере.
«Samskara» – это арт-проект, в котором есть и духовность, и подняты острые социальные вопросы. Но суть этого проекта в том, что, приобщаясь к творчеству, человек, меняя свое сознание, меняет окружающий мир.
Е.К.: Знаете, наряду с «доступностью» искусства, одним из побочных эффектов современной эпохи является даже не «демократия», а «анархия» (смеется). Конечно, наша основная задача, чтобы форма преподносимого всегда подчинялась главному замыслу. Испокон веков искусство было носителем тех или иных ценностей. «Самскара» призвана к вечным вопросам – неразрывная связь человека с природой, восприятие человечества как частички огромной Вселенной, а самое главное – способность души самоосознавать себя в мире материи.
Как Вы видите перспективы компании Full Dome в сфере искусства?
Г.А.: Мы продолжаем двигаться вперед, и у нас есть четкая понятная цель, смысл которой не в технологии, а в обеспечении доступа людей к ее возможностям.
И речь не идет только о традиционных сферах ее применения, таких как наука или образование...
Е.К.: Самый глобальный план на Россию – это объединить под цифровым небосводом талантливых специалистов для создания проектов с мировым именем.
Виктория Канафеева