Юрий Розум — пианист, народный артист России, лауреат международных конкурсов. Его имя известно по всему миру. В этом году у маэстро тройной юбилей: 65 лет, 45 лет творческой деятельности и 15 лет Международному благотворительному фонду Юрия Розума, который он создал для поддержки молодых талантливых музыкантов.
Он один из самых востребованных пианистов в мире, выходящий на сцену более 300 раз в год. Что позволяет ему оставаться в отличной физической форме, несмотря на колоссальные нагрузки? Юрий Розум ведет активный образ жизни: с 14 лет занимается йогой, следит за питанием и здоровьем. В интервью Vegetarian Юрий Александрович рассказывает о йоге, вегетарианстве, любви к музыке и благотворительном фонде.
— Добрый день, Юрий Александрович. Расскажите, пожалуйста, почему именно классическая музыка? Насколько это был осознанный выбор?
— Мои родители были известными музыкантами. Отец Александр Розум — выдающийся вокалист, народный артист РСФСР. Мама, Галина Рождественская, — дирижер-хормейстер Русского академического народного хора, народная артистка России. Классическую и народную музыку я впитал с молоком матери. В детстве я не планировал быть музыкантом, в 4 года начал писать роман, но ему не суждено было увидеть свет. Все изменилось после того, как меня привели в класс Анны Даниловны Артоболевской. Она была совершенно потрясающим человеком, чем больше я у нее учился, тем больше ценил ее. Именно тогда все мои сомнения исчезли, и я понял: только классическая музыка способна перевернуть душу, — хотя я с глубочайшим уважением отношусь к народной музыке, классическому джазу и року.
Анна Даниловна Артоболевская — советская пианистка, преподаватель МГК им. Чайковского, преподаватель ЦМШ, одна из ключевых фигур методики образования советской фортепианной школы, заслуженный учитель РСФСР.
Анна Даниловна была феноменальным мастером, пробуждающим любовь к музыке. Да, она не шлифовала кропотливо профессиональные навыки, зато под ее руководством накапливались музыкальные эмоции и идеи. Она считала важным в раннем возрасте дать возможность ребенку как можно больше слушать разного музыкального материала, воспринимать и чувствовать его. Она старалась сделать так, чтобы вся жизнь была звучащей. А отточить технику можно и потом. У меня все так и получилось — воплощать то, что было накоплено, на профессиональном уровне я стал уже у своего следующего преподавателя — профессора Евгения Васильевича Малинина.
— Юрий Александрович, могли бы вы дать совет молодым родителям, как привить ребенку любовь к музыке?
— Я советую следовать примеру Анны Даниловны: как можно больше давать слушать музыку, увлекать ею. Объяснять эмоциональность музыки, о чем она говорит и как она это делает. Техника — это прекрасно, но если заставлять ребенка просто зубрить этюды, все сведется только к работе пальцев. Музыка — это не просто вибрации воздуха: громче-тише, быстрее-медленней. Важно понимать, о чем она говорит, какую историю рассказывает.
— Я знаю, что вы недавно вернулись с фестиваля русской музыки Kustendorf CLASSIC, организованного режиссером Эмиром Кустурицей. Где вы черпаете энергию, чтобы так много гастролировать и возглавлять свой фонд?
— Это у меня от мамы. У нее был совершенно безудержный темп жизни: утром она бежала на репетицию хора, потом в Гнесинку — там у нее был очень большой класс, и все ученики высочайшего уровня подготовки, вернувшись домой, она занималась мной, сестрой, разучивала что-то с папой. У нас в доме постоянно были гости, поэтому мама носилась как комета. Запас сил и ритм жизни у меня от нее.
Вторая составляющая — это, конечно, музыка. Это мощнейший заряд! Для меня концерты — это дуэт с публикой. Моя роль – создать звуки, а публика должна создать тишину. В этом столкновении звука и тишины и рождается тот невероятный контакт с каждым сердцем. Вы не представляете, какой это заряд энергии. Ты им отдаешь одно сердце, а к тебе возвращаются сотни. Как правило, я заканчиваю концерты с бóльшим подъемом, нежели начинал. Конечно, физически и эмоционально это сложно, иногда чувствуешь безумную усталость, но она компенсируется. В итоге все равно я выигрываю в энергетическом смысле.
— Юрий Александрович, расскажите, пожалуйста, как вы познакомились с йогой?
— Я познакомился с йогой, по-моему, в 14 лет, через подругу моей мамы. Она много лет сама практиковала йогу и занималась другими духовными практиками. И то и другое она сделала для меня интересным. Она была для меня Артоболевской в духовных направлениях. Я все очень быстро осваивал, асаны мне давались с лету: в лотос сел почти сразу, на голову встал через неделю, уже без опоры. Потом пошли всякие усложнения. Сейчас практикую ежедневную гимнастику и выборочные асаны, которые мне разрешены по здоровью. Все необходимое в духовном плане мне дает православие.
— Я знаю, что есть несколько асан, которые вы выполняете при подготовке к концерту. Если не секрет, что это за асаны?
— Не секрет. Это стойка на голове и шавасана (поза мертвого тела). Я ее выполняю с определенным содержанием.
— Юрий Александрович, как вы пришли к вегетарианству?
— Я начал практиковать йогу в группе, быстро все освоил. Уже через месяц наставник сказал мне: «Дальше практиковать с группой не имеет смысла — она тебя только тормозит». По его мнению, для выхода на новый уровень сознания мне необходимо было полностью отказаться от мяса, рыбы, напитков, содержащих алкоголь или кофеин.
— Изменило ли вас вегетарианство?
— Во-первых, я себя замечательно чувствовал — совершенно забыл про болезни. Во-вторых, этот опыт научил меня концентрироваться, успокаивать ум. Это очень важно для сцены. У меня был период в жизни, когда я жил и играл в Германии. На мои концерты часто приходил один психолог. Однажды после концерта он подошел ко мне и сказал: «Я изучал ваше творчество, слушал ваши записи. У вас есть немузыкальная способность: вы через музыку входите в транс и вводите в него ваших слушателей». Я уверен, что это пришло ко мне благодаря этой практике.
— Хочу поговорить о силе искусства… Вашему Международному благотворительному фонду в этом году исполнилось 15 лет. Как появилась идея его создания?
— Она появилась давно, после моих первых гастролей по Советскому Союзу. В нашей стране невероятное количество талантливых детей. Если талант вовремя не поддержать и не направить, он начинает себя разрушать, я видел много таких судеб. Талант сам по себе — это нейтральная невероятная возможность. Куда и как он будет развиваться, зависит от обстоятельств и окружения.
Я много лет думал, как помочь таким детям, как поддержать их. Но изначально фонд был создан для более практической цели: спасти одну музыкальную школу с хорошими традициями, но без надежды на выживание. А дальше это вылилось в идею помогать талантливым детям в разных сферах, в творческой и финансовой. Так возникли разные программы, фестивали, мастер-классы. На сегодняшний день мы поддержали более 1000 детей, уже созданы 4 фонда Юрия Розума в России и в Белоруссии.
Международный благотворительный фонд Юрия Розума был создан в 2005 году. Основная задача фонда — финансовая и творческая помощь юным музыкантам из разных уголков России: выплата ежемесячных стипендий, организация акций и концертов, направление на международные конкурсы, привлечение к благотворительности. За 15 лет фонд Юрия Розума при поддержке меценатов выделил около 1000 стипендий. Одним из первых, получивших эту помощь, стал Даниил Трифонов. В 2018 году пианист был удостоен премии «Грэмми». Среди тех, кого открыл Розум, — классический и джазовый пианист и вокалист Олег Аккуратов.
— Давайте подробнее поговорим о проекте «Дети — детям». Расскажите о нем, пожалуйста?
— Это очень важный проект — он приучает детей к благотворительности. Они не просто играют концерт, они помогают своим талантом и творчеством. Это может быть сбор средств, например, для медицинского центра, концерты в исправительных колониях для несовершеннолетних или в детских домах. Благодаря этому дети ощущают невероятную силу своего таланта. Я не ожидал, что стипендиаты с таким удовольствием будут давать концерты для детей с ДЦП, в колониях. Одна девочка на пресс-конференции очень точно это сформулировала: «Нам фонд помогает, и мы хотим помогать».
29 июля в Можайской воспитательной колонии состоялся концерт классической музыки, организованный Международным благотворительным фондом Юрия Розума в рамках проекта «Дети-детям». Для подростков выступили стипендиаты фонда, исполнив композиции Баха, Вивальди, Шопена, Чайковского, Рахманинова и Мусоргского, пели и русские народные песни. После концерта Юрий Розум поделился своими впечатлениями: «Мы привозим высокое искусство, культуру в места, где этого явно недостаточно. И видим результат: ребята вовлекаются в новое для них состояние, начинают заряжаться творчеством. Я думаю, если регулярно устраивать такие встречи, у воспитанников колонии во многом поменяется сознание, их эмоциональная жизнь станет намного ярче. И для наших детей, стипендиатов, тоже важно видеть результат воздействия их искусства, как оно может повлиять на настроение, а в некоторых случаях даже поменять мир человека».
— Как музыка может помочь детям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации?
— Музыка формирует сознание, зону чувств, эмоциональный мир. К сожалению, часто происходит так, что, оказавшись за пределами детского дома, ребенок не может найти себя в жизни. Музыка помогает развить способности, учит думать, творить. Я считаю, что это намного важнее, чем купить игрушки или компьютеры. Ведь она помогает сформировать внутренний мир, а не только наполнить предметами внешний.
Это вопрос непростой и не сиюминутный, вот почему мне непросто искать меценатов для фонда. Нет wow-эффекта! Например, состоятельный человек решил выполнить свой долг перед обществом или Богом, купил компьютеры и привез их в детский дом. Дети обрадовались, он доволен. Теперь другой пример: он решил поддержать талантливого ребенка. Ребенок получает стипендию, но резкого поворота в его игре не случается. Да, он будет прогрессировать, но постепенно. И через много лет появится Даня Трифонов. Правда, есть и другие примеры. Мой друг, в прошлом банкир, стал патроном очень талантливого пианиста и вокалиста Олега Аккуратова. Он назначил стипендию Олегу на все годы обучения в консерватории, впервые побывав на его концерте, где тот играл еще юным студентом. Через несколько лет он мне позвонил и сказал: «Ты знаешь, я услышал Олега на международном джазовом фестивале, и он был неизмеримо выше всех звездных гостей. Я так благодарен, что ты меня с ним познакомил, и у меня появилась возможность его поддержать. Мне кажется, это самое лучшее, что я сделал в своей жизни».
Сейчас в фонде состоят 52 юных и очень талантливых музыканта, которым тоже нужна поддержка. С подробной программой фонда можно ознакомиться на сайте: http://rozumfund.ru/
Стипендиатки Международного благотворительного фонда Юрия Розума сестры Колмогорцевы, трио «Аккорд»
Стипендиат Международного благотворительного фонда Юрия Розума, ксилофонист Никита Киселев
— 24 сентября в Подольске стартует фестиваль «Где рождается искусство». Расскажите, пожалуйста, о программе фестиваля? Кто его участники? С какой целью он создан?
— Это федеральная программа, предложенная нашим фондом и получившая поддержку Министерства культуры. Проект представляет собой ряд музыкально-педагогических мероприятий, которые пройдут в разных городах в рамках одного фестиваля. И в каждом городе будут проводиться мастер-классы по разным направлениям. Направление определяет принимающая сторона. Как правило, мы привозим 4-5 специалистов, не только педагогов, но и играющих исполнителей. Порой объяснений бывает мало, поэтому лучше показать на своем примере.
После мастер-классов проходит круглый стол, обсуждение, каждый педагог озвучивает свое мнение, отвечает на вопросы и дает детям советы. Вечер заканчивается гала-концертом, где дети и педагоги играют вместе, мое выступление обычно все завершает.
Главная задача — привнести творческое начало. Часто преподавание музыки у нас сводится к сухому механическому подходу. Это проще и для педагога — не нужно вслушиваться, рассказывать, объяснять. Достаточно простых указаний: здесь нужно играть громко, а здесь тише. В рамках мастер-классов мы стараемся вместе с участниками разобраться, как построена музыкальная фраза, как она говорит с другой. Я считаю, что крайне важно научить детей творчески мыслить, а не просто механически перебирать пальцами. Часто бывает, что разбираем произведение, ребенок стремительно встает и бежит к инструменту, чтобы сразу это повторить. Разница в исполнении видна моментально, поэтому нас приглашают снова и снова, но мы стараемся освоить новые территории, хотя в полюбившие города, конечно, возвращаемся.
История фестиваля «Где рождается искусство» превышает 10 лет, в этом году фестиваль пройдет в 12 городах России:
· Подольск, Зеленоград;
· Сатка, Челябинск;
· Волгоград;
· Севастополь;
· Симферополь;
· Ханты-Мансийск;
· Омск
· Томск
· Ноябрьск, Муравленко.
Церемония открытия фестиваля «Где рождается искусство» состоится 24 сентября 2019 г. в Подольске, в Детской музыкальной школе № 1.
Варвара Шубина