Кристиано Тиоццо (Италия) – композитор и музыкант, создатель уникального психо-музыкального метода исцеления посредством музыки.
Я оказалась на концерте Кристианно Тиоццо совершенно случайным образом. Меня неожиданно пригласили на встречу с этим удивительным человеком, чья музыка исцеляет не только душевные недуги, но и физические заболевания. Я шла по разгорячённой жарой московской улице, предвкушая это событие и зная, что мой мир уже никогда не будет прежним. Тогда я старалась запомнить каждое мгновение. Лучи солнца падают сквозь широкие окна и освещают зал музея Чайковского. Я сижу на первом ряду. Маэстро выходит к роялю, и начинает играть… Музыка сплетает небывалый узор, который магическим образом проникает в самое сердце, обнажая все струнки, раскрывая целую палитру состояний! Казалось, что это всё происходит во сне. Я ощутила небывалый подъём внутренних сил, погружаясь всё глубже внутрь себя, наблюдая целый коктейль неповторимых чувств и состояний. Музыка настолько пребывала внутри меня, что в какой-то момент показалось, что некая тонкая составляющая меня «перекраивается», – и так создаётся нечто новое, совершенное.
Мы сидим в кафе. Глаза Кристиано сверкают мистичными огнями, мне хочется заглянуть в них, чтобы понять историю его судьбы. Переводчик рассказывает о пианисте, пока тот заказывает вегетарианское блюдо после концерта:
«Кристиано учился и жил в Нью-Йорке. Потом он переехал в Куинс, где ему предложили работу – играть на пианино. Так начался его путь – необычный, интригующий мистикой и неожиданными подарками судьбы, поисками своего неповторимого стиля и предназначения. Он был единственным белым, который играл в церкви для чёрных. Чёрные люди настолько принимали его за своего, что они даже забывали о том, что он мужчина с белой кожей. Всё дело было в его игре – он играл так же, как они. Это был джаз, настоящий «чёрный» безумный джаз. Однажды, когда он был в этой церкви, Кристиано первый раз почувствовал, как в его игру приходят высшие вибрации. У него пошли мурашки через всё тело, и он понял, что происходит какое-то таинство. Он знал, что чёрные относятся к музыке как к целительству. Они верят, что музыка – это уже исцеление. Когда они поют и играют, они верят, что во время музыки приходит святой дух, а люди соединяются с собой. И Кристиано часто видел, что люди исполняют «песню сердца», когда поют от души. В течение нескольких лет он играл разные типы музыки в католических и протестантских церквях. Играл армянскую музыку в армянских районах. Много лет он играл музыку Гурджиева, которая впитала в себя и музыку Востока, и кавказские танцы, и мотивы армянской церкви. Кристиано играл афро-кубинскую музыку, блюз, поп, рок, джаз, музыку еврейских традиций, классическую музыку. Учился индийской музыке. Все эти направления отражались в его мелодиях».
Я заметила, что вы не просто музыкант, но и целитель, работающий в разных направлениях.
Да, это так. Мой основной фокус – это духовное исцеление и внутренняя реорганизация человека, я учился у многих учителей-целителей и продолжаю открывать в этом направление что-то новое. Я сотрудничаю с врачами, и когда официальная медицина не в силах решить ситуацию, я берусь за неё и работаю своими методами. Мне часто отдают те случаи, в которых есть неизлечимая болезнь или очень сложное заболевание. Я играю свою музыку, потому что обладаю целительской силой, это один из методов моей работы. Многие здоровые люди приходят ко мне, чтобы, например, найти цель своей жизни, и я помогаю им найти её.
Как это произошло, что вы соединили психологию и музыку в одно?
Так как я играл разные типы музыки, то постоянно спрашивал себя: где та основа, которая всё объединяет? Было много вопросов к себе. Я медитировал каждый день, молился и стал очень чувствительным. Я начал чувствовать, что музыка даёт внутреннее исцеление. Я изучал, как музыка влияет на ум, на эмоции человека, на физическое тело. Я постоянно читал много книг о музыке, о влиянии звука, о тайных знаниях. И очень важный момент – это то, что в какой-то период жизни я был заблокирован. Я чувствовал, что у меня много талантов, но я не знал, кто я и что могу делать. Люди знали меня с разных сторон, и каждый знал с определённой. Но никто не знал, где сам Кристиано? И я чувствовал, что что-то должно произойти, но оно не происходит. Я пришёл в тупик – я много чего могу, но нет реализации. Ко мне всё время возвращался один и тот же сон, который я видел, когда ещё был маленький. Мне всё время снился сон, что я импровизирую на пианино. Я никогда не думал, что готов выйти импровизировать на сцену. Я продолжал учиться всем типам музыки, которые существуют. И каждый раз, когда я чему-то новому учился, я понимал, что это не является моим предназначением. Мне нравилась классическая музыка, но я не мог быть просто классическим музыкантом. Я любил джаз, но не мог быть просто джазовым пианистом. И я превратился в такого эклектического музыканта, что в итоге стало большой проблемой. Я страдал от этого, потому что у меня не было моего лица, своего почерка. И со всеми этими внутренними сомнениями, я послушал мамин совет. Моя мама много лет рассказывала мне про знакомого целителя, и она говорила мне: «Езжай к нему, он многим артистам помогает найти свой голос, своё самовыражение, свой образ». Но я был всё время занят. И наконец-то мне пришла мысль поехать к целителю, которого звали Рон Янг, чтобы провести сессию у него. В тот момент у меня были сложные отношения в личной жизни, сложные отношения в работе. Было много накопившихся проблем. Во время встречи мы сделали для меня процесс, после которого произошло сильное эмоциональное раскрытие. Внутри я почувствовал ощущение истины. Я вышел на дорогу после семинара, и я был переполнен этой космической любовью, она текла со всех сторон в меня, у меня была внутри такая огромная благодарность, что мне хотелось летать от этих чувств! В этот момент ко мне подошёл нищий и попросил 5 долларов, он взглянул в мои глаза и сказал: «Я никогда не видел такого хорошего человека, как ты!». Потому что эта любовь переполняла каждую клетку моего тела. После этого через несколько дней все мои ситуации полностью поменялись, а через несколько месяцев – вся жизнь. Я понимал, что эта была кульминация всех моих медитаций и молитв, эта была как последняя капля, которая переполнила меня. Когда со мной это произошло, я удивился, как такое могло произойти, что в течение часа возможно поменять всю жизнь и разблокировать все свои негативные ситуации? И как такое может быть, что твой внутренний мир может так отражаться на внешнем мире и на внешних ситуациях? Если у тебя что-то меняется внутри, то это резко меняется и снаружи. Я начал искать эти взаимосвязи.
Я начал ходить на семинары к Рону Янгу. Он начал меня учить, сажая за рояль и говоря мне, чтобы я настроился на ситуацию, играя для неё, или настроился на человека, играя для него. Или настроится на место и играть для него. Рон Янг начал показывать, как глубоко можно использовать мои способности к импровизации, куда их можно направить. Потом я начал экспериментировать на своих друзьях. И когда они начали давать обратную связь, я понял, что через музыку что-то происходит. Я начал давать концерты и изучать музыку по-другому. Потом я сам начал делать подобные сессии – многомерные констелляции – практика, когда берутся все поля сознания, в которых человек себя ощущает. Сначала я не использовал музыку в этих процессах. Но в какой-то момент в работе происходит некий рубеж, ступор, когда всё семейное поле не готово разблокироваться и перейти на новый уровень. Любой инструктор, который ведёт практику, всегда уважает эти моменты и останавливает работу. Такая же ситуация произошла и в работе и у меня. В этот момент я инстинктивно подошёл к роялю. Просто инструмент оказался рядом, и я подошёл к нему. И какой-то голос внутри говорил мне: «Иди играй на рояле». Но внутри я себя чувствовал правильным мальчиком, которому надо было выполнять правила. Одновременно внутри была и буря, которая говорила: «Нет, иди играй». Учитель меня учил следовать внутреннему голосу, выходя за рамки комфорта. Должно быть большое мужество, чтобы идти в неведанное. И я сел за рояль. То, что случилось дальше, было большим сюрпризом. Вся группа продолжала работать ещё 3 часа без остановки – такой огромный заряд энергии они получили. С того момента я много раз видел, как музыка помогает людям разблокировать самые сложные ситуации, и они проходят через сложные эмоции легко. Таким образом происходят большие внутренние перемены. Музыка помогает душе растворить эту внутреннюю боль и отпустить проблемы. Музыка помогает узнать самого себя изнутри, открыться и позволить себе быть тем, кем ты хочешь быть. Так соединились музыка и расстановки.
Можете ли вы повторить музыку?
Нет. Всегда звучит разная музыка. Если я буду её повторять, то никакого исцеления не произойдёт. Мне нужно всегда находиться в настоящем моменте. Я не могу быть, как актёр, претворяться и играть. Я очень открыт в момент импровизации, впитываю всё, что происходит. Музыка всё время меняется, она живая, импровизационная, её будут критиковать, потому что она сыграна без подготовки. В каком-то смысле мне пришлось наступить на гордость своему профессионализму.
Много лет я даже не публиковал свою музыку. Эта музыка персональна для каждого человека и для каждой группы людей. Эта интимность, которую не стоит публично распространять. Есть единственный диск, который был записан 21 декабря 2012 года, и даже его я неохотно опубликовал. Я решил опубликовать-таки этот диск, когда понял, что в нём есть что-то важное, что может помочь многим людям. Музыка, как лифт, спускает вас в свой внутренний мир на встречу с самим собой. И каждый раз, когда вы отпускаете себя, вы встречаетесь со своим «Я». Каждый человек должен сделать выбор – хочет ли он увидеть то внутреннее, то болезненное, что ему мешает.
Москва навевает какую-то музыку?
Я не знаю почему, когда я приехал в Москву, меня переполняло такое непередаваемое ощущение счастья! И у меня было чувство, будто я вернулся. Ещё за два дня до приезда я ощущал это счастье. Я много путешествовал, но именно в России меня переполняло чувство счастья. Я приехал и почувствовал, будто я дома. Люди так тепло меня приняли! В один из концертов у меня вдруг зазвучала вся фольклорная музыка всего бывшего Советского Союза. Играли разные мотивы, которые менялись один за другим. Я никогда не учил эту музыку и даже не слышал. Люди, которые были на концерте, подошли и сказали: «Ты сыграл нашу музыку, музыку наших мест». Я сам не понимал, что я играю, я просто следил за руками, которые двигались с такой скоростью, что я не успевал отслеживать, что я играю. Я был как на сёрфинге, эти волны меня накрывали с головой, это были очень сильные ощущения. Я не мог контролировать этот процесс.
Что для вас звуковая волна, как она отражается в теле?
Изучению этого я посвятил много лет. Сейчас очень много направлений, которые считают, что определённые вибрации являются специальными. Я считаю, что реальность нашего духа находится за пределами времени и пространства. И когда мы говорим о мистицизме – нет разницы, каким способом ты приносишь эти вибрации. В своей работе я использую музыку, а также констелляцию, рисунки, схемы, сказки, медитацию. У каждого способа есть своё предназначение – зачем. Музыка обладает определённой силой, потому что она стоит за словами и за пониманием. Музыка может отобразить совокупность разных составляющих и воздействовать на всю нашу человеческую структуру – на наши эмоции, ум, тело и душу. Очень важно, что через музыку есть возможность соединиться с духовным миром. Во всех религиях, во всех церквях используют музыку для того, чтобы у людей открывалось сердце, и они могли соединиться с собой. Святой Дух безграничен, музыка не первична в этой работе, первично – эта наша внутренняя концентрация и наша открытость. Когда я играю и открываюсь всей неизвестности Космоса – происходит тайна бесконечности. Ты должен оставить все представления о том, что ты знаешь и чего не знаешь, ты должен просто прыгнуть в неизвестность. Это как любовь, которую невозможно повторить. В любви нельзя претвориться. Любовь рождается изнутри. Для многих музыкантов главное – это красота музыки, а в моей музыке это не главное. Она может быть красивой, может быть некрасивой, но я играю то, что приходит в медитации здесь и сейчас.
Нет единой формулы для каждого. Каждый человек имеет определённое прошлое, в котором люди переживали определённые трагедии, разделения. Во время моей музыки люди могут исцелиться от серьёзных болезней. Я много сотрудничаю с профессиональными врачами, потому что доктора часто заходят в тупик и ничего не могут сделать. Тогда они отдают своих пациентов мне, чтобы можно было посмотреть, что можно сделать для них. Очень часто бывало, что лекарство после музыки начинало оказывать своё действие. После операций люди очень быстро восстанавливаются, если прослушивают медитативную музыку. Очень много людей, которые делают химиотерапию, не имеют побочных эффектов от химиотерапии. Есть люди, у которых есть психические заболевания и им тоже помогает работа через музыку.
Есть ли ощущение, что вы обладаете даром избранного?
Мы – все избранные, если бы мы проживали свою жизнь, то мы все были бы избранными. Я очень много лет молился для того, чтобы мои способности могли быть использованы, я хотел помогать другим людям. Я хотел воплотить именно свою жизнь и свою судьбу, и я сделал всё возможное, чтобы это случилось. И каждый из нас может это сделать. Но никто, как правило, не просит этого. Все просят мешок денег, большой дом, машину, красивого партнёра. А первое, о чём вы должны просить – это то, чтобы вы смогли воплотить свою судьбу и быть самим собой. И тогда всё пространство и всё мироздание будет помогать вам в этом. И когда вы найдёте ту самую вашу уникальную часть, которая у вас есть, всё в вашей жизни будет по-другому. Вы и партнёра себе найдёте, который вам подходит, и жизнь ваша будет протекать иначе. Если вы будете фокусироваться на своём внутреннем мире и на своей душе – то никакие внешние проблемы не могут Вас затронуть. Потому что истинная свобода есть только внутри, и истинное счастье есть только внутри, оно не зависит ни от каких внешних обстоятельств.
Почему таким эффектом обладает музыка?
Через музыку вы можете прийти к смыслу, через любой вид искусства мы можете прийти к определённому высшему смыслу. В музыке есть структура – каждая нота, каждый звук влияет на наше тело определённым образом. Это как математика или как геометрия. Но музыка не является только звуком. Как песня, которую поют разные исполнители, она всё время даёт тебе разные эффекты в зависимости от того, кто её исполняет. Каждый певец вкладывает своё состояние души, своё сознание, и другие это чувствуют. Так же и художник, и танцор, и актёр – неважно кто, в любой форме искусства есть это выражение. Обычно артисты вводят публику в то состояние души, в котором они сами находятся. Иногда это бывает очень глубоко, и публика должна быть способность воспринять эту глубину. Настоящие артисты проводят вас в своё состояние духа. И для этого нужна смелость, потому что никогда не знаешь, захотят люди следовать за тобой или нет, нравится это им или они будут критиковать. Для того, чтобы дотронуться до души людей, ты сам должен быть полностью открыт, только тогда это происходит. Музыка не выражает только моё состояние, она выражает состояния всех присутствующих. Сегодня во время моей игры были моменты, когда люди были сконцентрированы и были максимально одним целым. Когда я играю, нужно всего лишь открыться самому себе и быть искренним, не подавляя ничего, не включая теорий. Таким образом, мы можем переродиться в новых самих себя. И это тот эффект, который даёт музыка, эта возможность, в котором наше истинное «я» проявляется, и тогда мы можем подняться на другой уровень сознания. Это приносит исцеление, жизненные изменения, разрешение проблем. Музыка является только средством, переносчиком чего-то невидимого, того, что может помочь нам открыться. Это место внутри, оно живое, оно есть у всех, мы все его имеем. Самое главное, что есть – это внутренние переживания, которые приходят во время концерта. И это тот шанс, когда ты можешь ощутить что-то, что стоит за пределами ума. Это реальность живого мироздания. Представьте, что мы в лес пошли, но лес живой, он всё время разный. Иногда зима, иногда весна, иногда лето или осень. Каждый день разный, то солнце, то дождь. Это всё время один и тот же лес, но каждый раз он даёт тебе что-то разное. Тоже самое, с музыкальной медитацией. Каждый раз, когда ты погружаешься, ты всё время погружаешься во что-то новое.
Беседовала Майя Тёплая