Инна Блошкина – владелица кружевного магазина, который полюбили не только простые рукодельницы, но и мастера-кукольники, фотографы и дизайнеры. В её коллекции можно найти кружева из стран Европы и Азии, современные, винтажные и антикварные образцы. О реальной цене ручной работы в веке машин, вегетарианстве и астрологии Инна рассказала корреспонденту Vegetarian.
Почему тебя так увлекло кружево?
Наверное, это гены. Моя прабабушка была белошвейкой, её дочь – моя бабушка – очень хорошо шила, а другая бабушка вышивала достаточно сложные картины, несмотря на то, что в молодости лишилась правой руки. У нас в семье был сундучок, в котором хранились разные ленты, пуговицы и кружева. Я обожала играть с ними в детстве. Одно время я увлеклась шитьём стилизованной этнической одежды, вышивкой. Когда искала кружево для отделки, столкнулась с проблемой скудного выбора хорошего натурального кружева в России. Искала производителей, привозила из-за границы сначала для себя, а потом затянуло (смеется). А бабушкины кружева у меня до сих пор хранятся!
А где впервые возникло кружево?
Информация о кружеве или его подобии встречается даже в Библии. Есть упоминание о легких, прозрачных, богато вышитых тканях, которыми украшали храмы и одежды священнослужителей. На некоторых египетских мумиях можно встретить одежду с сетчатой каймой и вышитым по ней узором, но это пока ещё не то самое кружево, которое получается, когда нить перекручивают или переплетают с другими нитями независимо от ткани-основы. Родиной настоящего кружевоплетения принято считать Италию. Но если приехать во Францию или Бельгию, то лучше им не говорить, что итальянцы были первые (смеется). Так как искусство кружевоплетения путешествовало из страны в страну, обрастая своими подробностями, то некоторые виды кружев действительно имеют своё происхождение в том месте, где оно стало известным, например, кружева шантильи или валансьен, или алансон.
Инна, а какую одежду ты шила до того, как увлеклась кружевом?
Шила разную одежду, в основном себе. Очень люблю стиль бохо. Так как на тот момент увлекалась достаточно серьёзно народной вышивкой, то постепенно стала и одежду шить тоже стилизованную, в народном стиле, декорируя вышивкой и кружевами.
И такая одежда пользовалась спросом?
Сейчас много людей обращают внимание на свои исторические корни, возрождаются народные праздники. Те, кому это важно, хотят иметь в гардеробе соответствующую одежду. И всё чаще мне встречаются люди, кто такого рода одежду предпочитает носить не только на праздники, но и повседневно.
У многих народов есть кологодные праздники – дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Человек очень связан с ритмами природы, и когда поворачиваешься к природе «лицом», то начинаешь тоньше чувствовать её ритмы и ощущаешь смену состояния. А не просто замечаешь только тот факт, что день стал короче, а ночь длиннее.
Ты ведь ещё и коллекционируешь винтажное кружево. У тебя большая коллекция?
Да, у меня набирается уже достаточно большая подборка антикварных и винтажных кружев, выполненных в разных техниках, однако я не считаю себя коллекционером. Коллекционер – это тот, у кого есть система коллекционирования. Я же покупаю исключительно то, что мне понравилось или считаю, что может пригодится мне в дальнейшей работе. Некоторые образцы приобретаю именно для того, чтобы сохранить интересные дизайны и иметь возможность воспроизвести их.
Я много путешествую по миру и люблю зайти в какой-нибудь магазинчик, затерянный в забытой всеми улочке и найти там целое сокровище! В моём собрании (буду так называть) есть не только кружева, но также и старинная одежда, естественно, тоже с кружевами, а также кружева, которые использовались для украшения интерьера: скатерти, салфетки.
Некоторые старинные кружева вызывают во мне какой-то мистический восторг, я не понимаю, как можно руками создать такие шедевры?!
Должно быть, раньше кружево стоило очень дорого?
Первые кружева были драгоценными в прямом смысле этого слова: кружево плели из пряденого золота и серебра, нити из шёлка, обмотанной тонкой проволочкой из драгоценного металла. Один аршин (чуть более 70 см) такого кружева мог стоить 18–20 золотых рублей, что было огромной суммой. Позже, когда кружева стали нитяными, итальянские и фламандские кружева тоже были настолько дорогими, что в некоторых странах был введен запрет на ввоз кружев из-за границы, чтобы подстегнуть собственное производство, т.к. отток денег из страны был колоссальным!
Первыми кружевницами у нас в России в основном были крепостные. Обучаться девочки начинали с 7 лет и к 11-ти им уже давали выполнять взрослую работу. Зрение и здоровье в целом, конечно портилось очень сильно, и ослепшим мастерицам, как правило давали вольную.
В Европе для изготовления нитей для кружев в XVIII веке использовали детей и молодых девушек, т.к. только их пальчики могли прясть такую тонкую и такую известную во всём мире, практически невидимую нить. Работали они в сырых подвальных помещениях, чтобы кудель была все время влажной, и нитка тянулась лучше. Такие условия труда здоровья им не прибавляли. Цена этого великолепного кружева – жизни многих людей. Я не жалею, что появились станки и машинное кружево в массовом производстве постепенно вытеснило ручное. Как искусство, как увлечение, в каких-то регионах и как промысел ручное кружевоплетение сохранилось, и это прекрасно!
И всё же есть разница между машинным и ручным кружевом?
Безусловно, разница есть. Это как разница между авторским живописным полотном и очень качественным машинным принтом. В ручном кружеве виден объем, гораздо больше полутонов, теней, больше «жизни». Когда его берёшь в руки, мозг совершенно не понимает, как это можно было сделать руками?! А машина рисунок делает более плоским. Но вот машинные вязанные кружева, как часто говорят наши клиенты: «Ну вот прямо как у моей бабушки!» - отличить от ручных визуально достаточно трудно, так как простые схемы коклюшечного (бобинного) кружева на станках можно повторить без потерь.
Ты выбрала довольно специфическую нишу для бизнеса. Легко ли было клиентов находить?
Если делать с любовью, то всё легко. Спасибо подругам – хорошо сработало «сарафанное радио», что помогло сделать старт. Во-вторых, социальные сети и выставки рукоделия. Конечно, в основном, наши клиенты – женщины, мужчины встречаются реже, но зато, если уж они приходят к нам, то я восхищаюсь с каким кропотливым отношением они выбирают для своих идей кружева. Это могут быть дизайнеры, декораторы, фотографы, которые ищут оформление для фотосессий или создания арт-объектов. Среди наших клиентов есть известные люди, но многие не афишируют, где закупают материалы, поэтому просят нас не раскрывать их секреты (смеется).
Инна, что тебя привело в вегетарианство?
Я вегетарианка с 23 февраля 2004 г. Помню дату так точно, потому что с этого дня начался пасхальный православный пост. Вообще, у меня всегда было понимание, что я ем кого-то, кого пришлось убить ради моего ужина, но раньше из-за нехватки информации мне казалось, что употреблять мясо - это особенность человеческой физиологии и ничего с этим поделать нельзя. Однако пообщавшись с вегетарианцами я узнала, что люди прекрасно живут без мяса и даже рожают здоровых детей. Что есть много примеров известных людей в истории и в нашей современности. Вот и решила попробовать, смогу ли выдержать питание без мяса. До этого я тоже пыталась держать посты, но на полпути возвращалась к молочным продуктам и рыбе. А в тот раз я уехала на Кавказ к дольменам. Возможно природа, родниковая вода, ежедневное купание в водопаде, южное солнце заряжали меня настолько, что у меня не возникало желание съесть мясо или другую животную пищу за все время пребывания там. Думаю, и место, в котором я тогда жила, тоже сыграло важную роль. Существует много версий, что же такое дольмены, но для меня это, в первую очередь, место силы. Вернувшись в город, моё отношение к мясу стало таким же, как к пластиковому утёнку в ванной: оно не вызывает аппетит. И я поняла, что наша «потребность» в мясе, не более, чем пищевая зависимость, которой у меня больше нет.
А твой муж тоже вегетарианец?
Муж не строгий вегетарианец. Дома он не ест мясо, потому что я его не готовлю (смеется). В гостях может съесть курицу или рыбу. Он положительно относится к вегетарианству, прекрасно обходится без мяса, но полностью переходить на такое питание не считает для себя необходимым.
Он помогает тебе вести дела магазина?
Помогает и последние два года особенно сильно. Если раньше практически всё делала одна, то сейчас у меня есть возможность заниматься творческими вопросами – рисую модели, снова хочу делать одежду, но не на заказ, а скорее реализовывать то, что давно в голове сидит и просится стать красивой женственной одеждой. У меня одна комната дома завалена тканью. Таким запасам может позавидовать любой магазин (смеется). Люблю натуральные ткани: хлопок, лён, шёлк, знакома с конопляными и крапивными тканями, в основном, правда это либо импортные ткани, либо старинные запасы, купленные у антикваров.
А сейчас из крапивы делают ткани?
Я слышала, что сейчас начинают возрождать ткачество из крапивы, но это скорее частные попытки. Было бы очень интересно снова наладить у нас в стране производство нитей из натуральных волокон. Льнопрядильные и хлопкопрядильные фабрики в нашей стране переживают кризис.
Ты же раньше пела. Почему не выступаешь больше?
Сколько себя помню – всегда пела! С музыкой, в профессиональном плане, я не связала свою деятельность, но в моей жизни был достаточно длительный период, когда я выступала и сольно, и в составе разных музыкальных проектов. После одного из своих концертов я, вдруг, поняла, что мне больше не хочется петь, точнее даже просто не поётся. Я приняла это как определённый период в моей жизни, и как сказал один индийский астролог, что у меня творческие планеты ушли на какой-то там им известный дальний круг, а сейчас попрёт бизнес, ну и на самом деле так и есть (смеется). Но также он сказал, что с мая 2015 года творческие планеты начнут возвращаться. Удивительно, но 1 мая прошлого года на свадьбе друзей мне дали в руки гитару и объявили, что я сейчас буду петь. Пришлось вспоминать свой репертуар, так что вы меня возможно ещё услышите (смеется).
Беседовала Ангелина Чуракова