Глеб Мазаев (имя в традиции Karma Wangyal) — преподаватель хатха-йоги и буддийской медитации, сооснователь школы «Мудра» и сооснователь школы йоги «Чатуранга». Уже много лет он сочетает телесную практику с внимательной внутренней работой, опираясь на живую традицию. Мы поговорили с ним о том, как йога и медитация помогают справляться с повседневными вызовами, зачем важно идти вглубь, и почему у каждого — свой путь, но главное в нём — честность и постоянство.
— Помните ли вы, как впервые в жизни сами расстелили йога-коврик? Как произошло ваше знакомство с йогой?
— Я начал заниматься йогой в 2009 году — как и многие, с посещения студии. Помню своего первого преподавателя — Светлану Зайцеву из Тюмени, и даже зал, куда я к ней ходил. А вот заниматься дома самостоятельно я начал, наверное, только в 2011 году. Это произошло, когда Света уезжала в Новосибирск на фестиваль «Йога-Радуга», и нужно было, чтобы кто-то заменил её на несколько дней. Это и стало для меня толчком: я стал отрабатывать практику дома по первой последовательности Аштанга-йоги, в традиции Паттабхи Джойса. В какой-то момент мне настолько понравилась самостоятельная практика, что я продолжаю её по сей день. Уверен, что настоящий прогресс начинается именно тогда, когда человек добавляет к занятиям в зале самостоятельную практику дома.
— Вы много лет обучаетесь у носителей тибетской традиции. Что для вас значит быть в этом процессе — как ученика и как преподавателя?
— Я начал практиковать тибетский буддизм с 2013 года. Пришёл к этому через внутренний поиск — поиск внутренней йоги. Мне было интересно найти живую традицию, в которой практики, опыт, знания и благословения передаются из поколения в поколение. Моя практика в рамках тибетского буддизма началась именно с этого стремления. Хотелось прикоснуться к традиции, в которой есть парампара — цепочка передачи.
Я практикую с 2013 года и по благословению своих учителей уже несколько лет преподаю. Конечно, я не лама, но, возможно, могу быть старшим товарищем, у которого есть немного больше опыта. Стараюсь знакомить людей с медитативными практиками в буддийском ключе. Эти практики очень помогли мне в жизни и в практике, и мне хочется делиться ими с теми, кто тоже находится в поиске. В этих методах я вижу глубокий и важный смысл.
— Вы получили духовное имя Karma Wangyal. Что для вас лично означает эта перемена и как она повлияла на ваше восприятие себя и своей практики?

— В тибетском буддизме, по крайней мере в той традиции, к которой я принадлежу, существует два вида духовных имён. Первое имя получают все, кто принимает прибежище — у каждого оно своё, и его получает каждый практикующий. Второе — встречается гораздо реже. Оно может быть даровано человеку за заслуги в практике, если он стал известен в буддийской среде. Такое имя могут дать учителя или другие практикующие. У меня есть только первое имя — Karma Wangyal. Второе, скорее всего, я не получу в этой жизни.
Имя Karma Wangyal я в основном использую только в Непале — там его легче воспринимают, а «Глеб» местным сложно выговаривать. Для меня самого это имя не несёт какого-то особого значения. В моей личной практике оно ничего не изменило — это просто удобно для общения в буддийском контексте за границей.
— Вы преподаёте прикладную анатомию и физиологию — при этом глубоко связаны с духовной традицией. Как, по-вашему, можно соединять эти подходы, не обесценивая ни один?
— Совмещение анатомии, физиологии и духовных традиций у меня лично не вызывает никаких противоречий. Когда речь идёт о практике с физическим телом, я стараюсь опираться на принципы анатомии и физиологии — потому что это объективные знания. Мы многое знаем о теле человека, пусть и не всё.
Когда же дело доходит до практик, связанных с умом, я опираюсь на духовную традицию буддизма. В буддизме методика медитации очень глубоко проработана — есть множество знаний о принципах и подходах к внутренней работе. Поэтому у меня всё это хорошо совмещается: на уровне тела — анатомия и физиология, на уровне ума — методы тибетского буддизма. Противоречий здесь я не вижу.
— Вы участвуете в подготовке преподавателей. Каким качествам вы особенно уделяете внимание при обучении будущих йога-тичеров?
— В школе «Чатуранга», где мы готовим преподавателей хатха-йоги, мы стараемся передавать не просто знания, а именно знания, пропущенные через личный опыт — чтобы они были не сухими, а действительно применимыми к жизни. При этом важно сохранять индивидуальность каждого преподавателя.
Мы видим, что очень разные люди — с разными чертами характера и в разных жизненных обстоятельствах — могут быть полезны на своём месте. Кто-то будет вести регулярные классы и помогать большому количеству людей, кто-то — работать индивидуально, а кто-то в итоге может и вовсе уйти из профессии, но при этом использовать знания в личной практике. Путь у всех разный, и сложно выделить какое-то одно качество, которое для нас важнее других — всё зависит от человека.
— Вы много путешествовали по Непалу, Индии, Гималаям. Что особенного и важного Вы там нашли?
— Все мои поездки по Индии, Непалу и Гималаям связаны с личной практикой и обучением. Эти места ценны для меня прежде всего этим.
Конечно, Гималаи — это невероятная красота и величие, они вдохновляют на практику. Но одних гор недостаточно. Очень важно живое обучение, живая традиция и те, кто эту традицию несёт. Поэтому, хотя сами по себе места действительно вдохновляют, главное для меня — возможность учиться у носителей буддизма, у тех, кто представляет живую линию передачи.
— Что для Вас значит буддийская медитация в повседневности?
— На мой взгляд, суть медитации не в том, чтобы сразу почувствовать какое-то яркое изменение состояния. Да, иногда это бывает — но для меня важно не это. Для меня медитация — это прежде всего регулярная, стабильная практика, часть повседневной рутины. А настоящие изменения происходят постепенно, на длинной дистанции.
Буддийская медитация стала для меня опорой — тем, что заземляет и поддерживает на духовном пути. Это то, к чему я могу возвращаться каждый день.
— Сегодня множество людей обращаются к йоге и медитации в поисках «гармонии». Как Вы относитесь к этому запросу и насколько практика действительно может ответить на него?
— Иногда запрос на «гармонию» звучит размыто — потому что у каждого может быть своё понимание этого слова. Но само стремление к гармонии, с которым человек приходит в йогу или медитацию, вполне понятно.
Если человек идёт с этим запросом, он может на собственном опыте попробовать, что именно помогает ему чувствовать себя лучше. Кому-то будет полезнее практика асан, кому-то — медитация. Главное, чтобы человеку становилось лучше, чтобы росло качество его жизни.
А со временем, возможно, у него появится более глубокий, сущностный запрос — может быть, даже стремление к духовному пути, который он тоже сможет найти через эти практики.
— С какими запросами чаще всего приходят к Вам ?
— Ко мне приходят люди с разными запросами. Сейчас я фактически не веду занятия для начинающих, поэтому реже сталкиваюсь с теми, кто приходит, например, с болью в пояснице или другими физическими недомоганиями.
Чаще всего приходят практикующие с уже имеющимся опытом. Кто-то хочет углубить работу с асанами, кто-то — с йогой в более широком смысле.
Нередко обращаются и преподаватели йоги. С одной стороны, как практикующие, они хотят продвинуться глубже. С другой — ищут вдохновение для своей преподавательской деятельности. Я рад, если могу в этом помочь.
— Можно ли с помощью йоги изменить своё ментальное состояние?
— С помощью практики йоги действительно можно изменить своё ментальное состояние. Если говорить совсем просто, то любая физическая активность влияет на психику. Но практика йоги — особенно асан и дыхательных упражнений — связана с нашим состоянием ума очень напрямую.
Во время занятий мы чередуем напряжение и расслабление мышц, что помогает сбалансировать нервную систему. А дыхательные техники напрямую воздействуют на ментальное состояние.
Любой человек, который попробует практиковать йогу, сможет на собственном опыте почувствовать, как это работает. И не заметить этого просто невозможно.
— Каждому ли стоит попробовать йогу и конкретно хатха-йогу? Или же это направление подходит не всем?
— Школ, стилей и направлений хатха-йоги очень много, поэтому подобрать что-то подходящее может каждый — было бы желание и интерес. Даже если человек никогда ничем не занимался и у него есть вопросы по здоровью, он может начать с йога-терапии, практик для здоровья спины и постепенно идти глубже.
С другой стороны, если человек уже физически подготовлен — например, спортсмен или атлет — он найдёт более интенсивные стили.
Если интересует восточная философия и медитация, то через хатха-йогу можно подготовить тело к длительным медитативным практикам или сбалансировать их.
По моему опыту, йога подходит любому человеку. Главное — быть готовым искать, пробовать и сохранять интерес.
Личный сайт: mazaevyoga.ru
Глеб Мазаев в соцсети @mazaev_gv