Этим летом в Барселоне, благополучно меняя одну площадку за другой, проходит выставка «Олененок» (El Venadito). Под девизом «Искусство против плохого обращения с животными» объединились десятки работ. Экспозицию отличает бескомпромиссная острота и даже некоторая жесткость: в страну оленью она однозначно не умчит, зато покажет, как живут братья наши меньшие на задворках антропоцентрического общества. Организатором выступает Фонд Консультаций и Акций в Защиту Животных (FAADA). На вопросы Vegetarian согласилась ответить пресс-секретарь организации Хайди Вила.
Как вы пришли к идее этой выставки?
Идею подала художница и куратор Монтсеррат Перес, которая посредством искусства захотела донести до людей правду о плохом обращении с животными.
Почему выставка называется «Олененок»?
Она названа в честь знаменитой картины Фриды Кало «Раненый олень». Это автопортрет художницы, на которой изображена ее голова с телом оленя, пронзенном стрелами. Кало использовала эту аллегорию, чтобы передать боль, которую она испытывала из-за проблем с позвоночником, но это также очень сильное изображение для передачи наших ощущений от фактов плохого обращения с животными.
Какую главную цель вы преследовали, когда решили вложить силы в борьбу с видовой дискриминацией художественными средствами?
Мы подумали, что искусство поможет донести наши идеи до публики, которая еще не очень знакома с ними и не имела возможности задуматься о происходящем достаточно глубоко. Это другой язык, другой инструментарий для передачи все того же послания. Кроме того, это возможность для художников выразить свои переживания на тему.
Каким образом были получены и отобраны работы для экспозиции?
Мы распространили информацию с призывом участвовать в выставке через центр искусств SiNesTesia, информационные каналы FAADA и социальные сети. В итоге мы получили более 200 работ, из которых отобрали 40 лучших.
Заметную и почти отдельную часть экспозиции занимает цикл работ, посвященных положению животных в современной городской среде, которая для них оказывается тюрьмой. Как вам кажется, можно ли организовать и поддерживать более или менее комфортные условия для сосуществования животных и людей в условиях глобальной урбанизации?
Вопрос уважения и сострадания. Это зависит от того, способны ли мы осознать, что мы не хозяева этой планеты, что мы не возвышаемся над остальными животными и не имеем права использовать их для наших потребностей и удовольствий. Нам явно предстоит проделать еще много работы, потому что мир отчаянно сопротивляется смене ценностей, поэтому FAADA уделяет большое внимание образовательной деятельности среди детей. Они — наша надежда на то, что следующее поколение будет видеть происходящее под иным углом и поступать соответственно.
А дети всегда адекватно воспринимают содержание экспозиции? У них не возникает дополнительных вопросов или каких-то заблуждений?
В рамках выставки мы периодически организуем специальные экскурсии для детей, в ходе которых надлежащим образом объясняем им смысл происходящего.
Какой вам видится роль искусства в развитии общества и его этических норм? Иными словами, возможно ли помочь людям понять нечто важное сердцем до того, как они воспримут это через интеллект?
Несомненно, чтобы изменить мир, нужно тронуть душу, потрясти человека. Это достижимо, когда делишься эмоциями и подкрепляешь их хорошими философскими и этическими пояснениями. То есть вначале действительно идут чувства и уже потом убеждения посредством логически выстроенных аргументов.
Уже планируете другие подобные проекты?
Пока наш план — закончить выставку в этом году. А уже исходя из финальных ощущений и результатов мы будем решать, в каком направлении двигаться дальше.
Существуют ли какие-то отличия между людьми в Испании и жителями других европейских стран в плане отношения к животным? Сильно ли повлияли, скажем, традиции вроде корриды и хамона на восприятие животного мира в целом?
Испания — это страна с очень богатой традицией эксплуатации животных. Долгое время изменить менталитет было довольно сложно, но сейчас нам кажется, что в случае с быками мы уже близки к этому моменту. С каждым днем растет число людей, которые считают корриду варварством и требуют ее запрета, или, по крайней мере, возмущаются тем, что государство продолжает субсидировать данную индустрию. Что касается хамона, то потребление продуктов животного происхождения все еще очень глубоко сидит корнями в нашем обществе, однако и здесь мы ощущаем приток веганов и вегетарианцев. Разумеется, все решат время и просвещение. Такие вещи, к сожалению, не изменить за один день. Мы продвигаемся шажок за шажком, но в итоге обязательно прорвемся.
Беседовал Олег Озеров