Молодой художник из Петербурга, специалист по интуитивной игре на флейте, гитаре и варке каши. Сергей рассказал Vegetarian о своих приоритетах в жизни, почему он не считает себя художником и где искать счастье.
Почему ты не стал юристом, экономистом, менеджером?
Мне нравилось рисовать с детства. Когда в школе началось рисование, я втянулся и рисовал-рисовал-рисовал... Мне нравятся цвета, нравится выражать свои чувства. В школе я оставался рисовать даже на ночь! В общем, я очень любил это занятие и очень много посвящал ему времени. Я уходил с уроков алгебры с огромной стопкой набросков. Выигрывал областные конкурсы, занимал первые места. Постоянно организовывал выставки. Потом, в девятом классе, когда мы прошли Сальвадора Дали, я понял, что искусство может быть каким угодно. Вся моя жизнь сильно изменилась после этого.
Какие у тебя цели как у художника? Например, выставиться где-нибудь за границей, достичь мировой славы?
У меня нет таких целей. Зачем мне это нужно?
Ты вообще считаешь себя художником? Или как бы ты себя назвал?
Вообще не считаю. Я себя никем не считаю. Ну что значит «художник»? Я художник тогда, когда я рисую. Или когда я думаю об этом. Но чаще всего я стараюсь не думать вообще, а жить по ощущениям.
Например, я так же играю на гитаре и на флейте – без нот. А сейчас я готовлю кашу (разговор проходил на кухне, в гостях у художника — прим. автора).
Ну ты же знаешь, сколько минут она должна вариться, на каком огне?
Нет. По ощущениям.
Какие у тебя приоритеты в жизни?
Для меня самый главный из приоритетов – это честность перед самим собой. В каждом моменте жизни. Если ты честен перед самим собой и делаешь то, как велит тебе интуиция, ты счастлив. Ты очень быстро становишься счастливым. А если ты обманываешь себя – прежде всего себя – то ты несчастлив, ты страдаешь. Потому что ты не делаешь то, что ты хочешь. Мы здесь живем для того, чтобы научиться быть счастливым. Все хотят счастья. Счастья, счастья... Ищут его везде: в объектах, предметах, людях, еще в чем-то. А счастье в малом. Если ты сможешь довольствоваться тем, что есть сейчас, ценить это и быть с этим, – это и есть счастье.
Если вернуться к приоритетам, рисование для меня стоит на одном из первых мест. Но в то же время я не отношусь к этому серьезно. Это как игра.
У тебя нет идеи бороться против Системы? Против шаблонов?
Моя жизненная философия проста: я рисую картину – возникает чувство удовлетворенности. Некое чувство наслаждения – вот и всё! Это для меня единственная моя награда в принципе. Все остальное не важно. Даже критика как таковая не важна. Если бы я не поучал удовольствия от процесса, но при этом меня бы хвалили, – я бы не рисовал. Какой смысл? Если ты не получаешь удовольствия от того, что ты делаешь, – даже если это многим нравится – какой смысл рисовать? Ты же будешь себя насиловать. Так ведь?
Так. Преследуешь ли ты особую цель относительно людей, которые видят твои работы? Думаешь ли ты о зрителе? Может быть, ты хочешь переделать мир посредством своего творчества?
Вообще не думаю о зрителе. Мир идеален – что его переделывать? Пусть другие люди будут такими, какими они хотят быть. Пусть все будет так, как оно есть. Я не хочу ничего изменять. Кто я такой вообще? Кто я такой, чтобы поменять мир или людей? Вот если я попробую изменить тебя – ты просто обидишься и уйдешь. Откуда я знаю, как тебе жить? Я не хочу никого менять.
Почему покупают твои работы, как ты думаешь? Какова твоя аудитория?
Покупают, наверное, потому, что у людей есть резонанс с моим видением жизни. Что-то в них резонирует – и они покупают. Вот ты когда покупаешь ботинки: у тебя – хоп! – что-то срезонировало. Так же и картины.
Делаешь ли ты что-то, чтоб рисовать лучше?
У меня нет этой цели. Практика сама по себе всё делает. Нет, иногда, конечно, я подсматриваю что-то у других художников.
Какие у тебя сейчас любимые художники?
Климт, наверное. Левитан. Я недавно как раз был в Русском музее. У Климта очень красивая эстетика. Сказочная, привлекательная, мистическая. Мне нравится его мистицизм, мне нравится его глубина. Я люблю мистику с детства, и если встречаю где-то, мне сразу нравится.
Что самое ценное для тебя в твоей жизни?
Всё, что у меня есть. И страдание, и боль, и радость.
Много страданий?
Страданий много. И радости много.
И как ты спасаешься от страданий?
Я ни от чего не бегу. Мне все доставляет удовольствие. Даже когда у меня температура высокая, я почти умираю, – для меня это благость. Всё благость – даже боль.
А мясо ты ешь?
Нет. Мне не нравится. Не ем лет шесть, наверное, даже не помню, сколько точно... Постепенно само ушло: стал есть его все меньше и меньше. Потом опять попробовал – мне не понравилось. И я перестал его есть совсем.
Что тебя вдохновляет?
Вот эти яблоки! (показывает на подоконник) Очень неплохо! Кашка! Да всё! Каждая мелочь! Вот правда! Эти лучики от лампочки!
Есть что-то, на что ты променял бы рисование? Ради чего ты мог бы отказаться от этого?
Знаешь сколько это пытался сделать кто-то со стороны? Даже родители – казалось бы, самые близкие люди. А если они не смогли этого сделать – тогда кто вообще это может? Это невозможно. Но всё, о чем мы сейчас говорим и делаем, – это игра. Потому что я не считаю себя художником. У меня нет какого-то костяка, за который я держусь и который я оспариваю.
Беседовала Маша Сарафанова