Ольга Андреева – писатель, экс-директор компании по подбору персонала, учитель йоги, участник проекта Yogastan (йога на свежем воздухе), рассказывает о жизни в индийском монастыре, о правильном питании, а также о том, что означает «быть на пути».
С чего начался твой путь?
Я работала руководителем двух направлений в большой американской компании Manpower. Было интересно, увлекательно, но в один прекрасный весенний день я попала под дождь и серьезно заболела. Конечно, просто так, прогулявшись без зонта, люди бронхиальной астмой не заболевают. До этого я питалась в сетевых кафешках, недосыпала и изрядно подсадила свой иммунитет. Более того, игнорируя все мольбы ослабленного астмой организма, я продолжала ходить в офис. В итоге довела все до предела, и мне пришлось уйти на больничный. Через 15 дней мне сказали, что продлевать больничный больше нельзя и нужно собирать комиссию и решать, в чем же проблема. Тем временем я продолжала безуспешно лечиться антибиотиками. Лечащий врач дал добрый совет: сказал, что неплохо бы купить один прибор – небулайзер (ингалятор), чтобы антибиотик попадал прямо в цель и не подрывал здоровье и без того пострадавших печени и желудка. Стоил он примерно шесть тысяч рублей. Помню, как стою в аптеке перед этим небулайзером – не могу сказать, что моя зарплата не позволяла мне его купить – и понимаю, что с именно него начнется мой путь к хронической бронхиальной астме.
Но если мы готовы к переменам, в решающий момент всегда появится рука помощи. Для меня этой рукой стал неожиданно возникший на пути друг, который был сыроедом. Раз в месяц он голодал хотя бы по несколько дней, уже много лет не болел и выглядел очень счастливым. Он посоветовал мне почистить свой организм, и я услышала его. Перед витриной с небулайзером раздался именно его звонок – я развернулась и пошла в другой отдел, в котором купила известный многим прибор для промывания желудка. С это начался мой путь очищения в прямом смысле этого слова.
Помогло ли это победить твою болезнь?
Я проделала с собой эту нехитрую процедуру, потом три дня голодала. Опыта голодания у меня не было никакого. Три дня для меня были максимумом. Вообще, для человека, который только начинает свой путь очищения, лучше начинать голодать с одного дня. Предварительно я послушала прекрасную бабушку Марву Оганян. В своих видео лекциях она рассказывала, как голодать без вреда для здоровья. В течение этих трех дней я заваривала травяной сбор. За три дня выпила около 1,5 литров заваренного травяного сбора и около 6-ти литров воды. В состав сбора входили: мята, тысячелистник, душица, ромашка, чабрец и немного лимонного сока. Марва допускала употребление одной чайной ложки меда в день, но я решила для себя: налегке, так налегке.
Через три дня я пошла к доктору, и, наконец, получила выписку. Врач с улыбкой сказал: «Вот видите, как хорошо работает небулайзер, вам надо было раньше его купить».
После этих трех дней я поняла, что обратно на работу в офис не хочу. Я изучила азы аюрведы и решила поменять в корне свою жизнь. Через месяц я уволилась с работы и уехала в Индию.
Почему Индия?
В Индию я поехала потому, что это страна, откуда пришла аюрведа. Мне было интересно узнать о ней больше. Также мне хотелось освободиться от той работы, которая приносила мне деньги, но уносила мое здоровье. Я решила, что буду заниматься йогой, которую практиковала восемь лет, профессионально. Для этого лучше всего было обучаться у истоков, в Индии.
Ты взяла билет в один конец?
Мне бы не дали визу, если у меня не было второго билета. Второй билет, кстати, не обязательно должен быть обратно в Россию, поэтому мой обратный билет был в Таиланд.
С ним у меня давняя любовь.
Как ты попала в монастырь?
Я выбирала из нескольких школ, но в итоге мой выбор пал на монастырь. Мне показалось, это максимально близкая к первоисточникам атмосфера, что там будут люди, близкие к йоге и к ее первоначальному смыслу. Тогда я еще не знала, что мне предложат остаться там ее преподавать.
Курс инструктора рассчитан на 5 недель, но я провела в этом монастыре 2 месяца, так как после окончания курса я вела там йогу. В монастыре я начала писать свою книгу и могла бы остаться там и на долгие годы, но душевный порыв заставил меня переместиться. Ко мне на занятия ходило по 60 человек – карьера преподавателя шла в гору, но я чувствовала, что мне нужно двигаться дальше.
Почему?
Это уже не вопрос Аюрведы, это вопрос пути человеческого. Любая монастырская система – это прежде всего система, ты оказываешься не то чтобы офисе, но ты чувствуешь несвободу, так или иначе. Надо быть абсолютно созревшим морально, чтобы принять решение остаться в монастыре на всю жизнь, это очень большая ответственность. На тот момент я поняла, что мой путь только начинается, и я мало чего еще знаю. Я перебралась в монастырь в предгорье Гималаев. Там мне повезло оказаться рядом с людьми, которым не нужно знать закон Ахимсы, они просто сами внутренне к этому созрели, им не нужен свод правил, они просто такие. Мне было чему у них поучиться.
Какой была жизнь во втором монастыре?
Во втором монастыре я провела две недели. Там ко мне пришло самое главное откровение, что все желания – это всего лишь наши желания, в том числе желание просветления. Мы хотим быть хорошими, мудрыми. Порой, наши желания управляют нами, и пока это так, мы всего лишь их рабы. Я осознала, что моя задача не убежать от общества, а прийти к гармонии с собой среди людей. Так я оказалась в одном из самых шумных и неоднозначных штатов Индии, Гоа. Надо сказать, что в Гоа все люди, порой того не зная, проходят проработки еще покруче чем в монастыре. Именно там я столкнулась со своими живыми забытыми страхами и вспомнила, кто я есть на самом деле. В Гоа я сама стала настоятельницей монастыря. Знакомый Гуру, встреченный случайно еще в Ришикеше, очень скоро предложил мне эту роль. Случилось так, что Гуру в теории декларировал одно, а на практике делал совсем другое. Он говорил о йоге и медитации, но я ни разу не застала его ни за одним их этих занятий. Зато он был очень раздражителен в общении с людьми, служащими в монастыре. Я пыталась говорить с ним, и он на время надевал маску благости, но вскоре все возвращалось на круги своя. В итоге, несмотря на лестный статус, я приняла решение уйти оттуда, чтобы не стать приманкой для настоящих искателей, попавших не по адресу.
Что было дальше?
После этого я нашла работу учителем йоги в сказочно красивом месте на берегу океана. Вечером это был лаунж-бар с завораживающей музыкой, а утром я проводила там уроки йоги для хозяина этого заведения и его будущей супруги. Днем я путешествовала по штату, а вечером вновь медитировала.
Это было то время, когда я почувствовала себя абсолютно счастливым человеком. Каждое утро мне безумно хотелось просыпаться и праздновать новый день.
Как только я нашла себя, и, видимо, став по этой причине более привлекательным человеком, я встретила человека, ставшего моим мужем. Мы вернулись в Россию вместе. Он не занимается хатха йогой, но мы смотрим в одну сторону, наши взгляды на многие вещи совпадают. Я могу с уверенностью сказать, что он находится на пути. Это как раз говорит о том, что для того, чтобы услышать себя, вовсе не обязательно отправляться в какие-то другие страны, просто нужно попытаться остаться наедине с собой.
Что такое «быть на пути»?
Быть на пути – это не значит, что ты должен просто идти к какой-то цели, это значит, что ты должен жить в гармонии с собой. Быть на пути – просто слышать себя и действовать согласно своей природе.
Звучит достаточно просто, но как этого возможно достичь?
Естественным здоровым стартом может служить практика йоги, правильное питание и режим дня. Принципы здорового образа жизни просты: как можно меньше себя отягощать и как можно больше накапливать энергии. Наверняка многие замечали, что после занятия йогой у них больше сил, чем после обильного обеда – это как раз об этом.
Отягощать едой?
Не только: мы научились очень хорошо себя отягощать мыслями. Например, если мы сожалеем о чем-то, что уже произошло. Максимум минуту, ну три мы можем потратить на это, а далее необходимо переходить к конструктиву. Что я могу сделать в этой ситуации? Распишите максимальное количеству пунктов, что мы можем с этим сделать и уже на третьем вы поймете, что это вообще не проблема и с этим можно работать. Единственное, что бесповоротно, – это наша смерть, а пока мы живы, мы можем что-то делать и должны делать.
Второе отягощение мыслями – это негативная оценка себя, это то, что нас утяжеляет и приземляет. Один из моих учителей сказал однажды: ты не представляешь, как ты хороша. Это относится к каждой и каждому из нас.
А по поводу еды, в аюрведе, признающей, что все мы разные, есть и общие принципы, которые хороши для каждого: 70% вашего рациона должна составлять растительная пища, желательно сырая. Салаты, фрукты, овощи, орехи, бобовые, крупы – все это очень вкусное и полезное. Но не надо превращать свою жизнь в жизнь козленочка, здравый смысл должен быть везде. Главное – слушать себя.
Как ты относишься к употреблению мяса?
Аюрведа готовит нас к тому, что не нагружать свой организм – это нормально. Я не скажу, что есть мясо или рыбу – это очень плохо. Но, в любом случае, мясная пища – это стресс для организма во всех смыслах. Животное убили, и придется на себя это взять. Я не отговариваю никого есть мясо, у каждого из нас свой путь. Рано или поздно человек, который занимается практиками или любой другой более-менее духовной работой над собой, понимает, что он не хочет или не может есть мясо.
Мне понравилось, как в одном вегетарианском ресторане на меню было написано «Я не ем тебя не из-за своего здоровья, а из-за твоего». По-моему, очень глубоко.
Правильно, когда человек сам к этому приходит, не из-за своей жизни, а из-за чужой. Если сердце велит не убивать и действительно понимает ответственность за каждое живое существо, попавшее на кухонный стол, – лучше отказаться от мясного. Если же ваше сердце еще не трубит, что убивать – это плохо, и у вас очень сильна потребность в этой пище, то зачем себя насиловать? От насилия пользы не будет. Просто практикуйте йогу, вставайте до 6 утра, и в один прекрасный день будете приятно удивлены своими вкусовыми метаморфозами.
Беседовала Комила Тамшухамедова