Для того, чтобы какая-то одна хорошая идея претворилась в жизнь, многого не нужно: крепкая команда, целеустремленность и вера в то, что ты делаешь доброе дело. Анна и Лючия, основательницы воркшопов «Art of heart» (искусство сердца) доказывают это на своем примере. Девушки организуют занятия по арт-терапии, участвуют в благотворительных проектах и помогают людям вспомнить самих себя.
Мне кажется, люди делятся на две категории: те, кто думают, что умеют рисовать и рисуют, и те, кто думают, что рисовать не умеют, и поэтому этого не делают. С вашей точки зрения, все ли имеют способности к рисованию?
Хором: Абсолютно все!
Анна: Люди делятся на две категории – те, кому сказали: «Ты молодец! У тебя хорошо получается!» в детстве, и те, которым кто-то сказал: «Возможно, это не твое. Занимайся чем-то более серьезным».
Лючия: На своем примере скажу. Я училась в Европе, и там уважали мое личное мнение и самовыражение – из тебя его как бы вытаскивали наружу. А в России, наоборот, навязывают видение учителя. То есть рисуешь не ты, а рисует учитель над тобой.
Анна: Обычно дети идут в изостудии для того, чтобы развить свои художественные навыки. У них есть чувства и потребность творческого самовыражения. Ребенок не думает, плохо ли у него получается или хорошо, у него нет оценочного мышления. Он просто наслаждается моментом А что он зачастую встречает на художественных занятиях? Я, например, последние 20 лет пыталась рисовать по шаблонам учителей. То есть они, по идее, должны дать инструменты для развития моей индивидуальности, а на практике получается так, что твоему видению здесь не место. Есть академические правила, которые ты должен максимально соблюдать.
Получается, что у тебя хорошо поставлена рука, но у тебя вырезали твое творчество. Ты можешь нарисовать портрет – хороший портрет – но в нем не будет ни жизни, ни индивидуальности.
А как вам пришла идея создать проект «Art of heart»?
Анна: Ну вот как создается, например, какой-нибудь вегетарианский бренд одежды? Человек понимает, что на рынке нет этичной обуви, в которой он мог бы ходить, а потом думает: «Так надо ее придумать!». У нас та же история.
Когда мы вообще думали о создании курса, мы анализировали, что уже есть. А есть, например, алковечеринки, когда человек выпивает бутылочку вина и рисует. Но во второй раз ты повторить это не захочешь.
А мы даем любовь. Открываем то, что в тебе есть. Сегодня ты можешь быть в гневе и нарисовать что-то черное, красное – но это же просто эмоции. На следующий день ты рисуешь ромашки и небо – потому что чувствуешь так. Это же жизнь, каждый раз эмоции меняются. В тебе есть что-то черное, что-то белое и что-то цветное. Принимай в себе все. В тебе нет ничего плохого.
Пожалуйста, Эдвард Мунк и его произведение «Крик». Знаете, почему картина такая? У него мама и сестра умерли от чахотки. Человек выразил свое состояние непринятия этого мира, его настолько разорвало внутри, что вот это он и нарисовал – он нарисовал боль. Он не нарисовал странную картинку, думая, как бы мне выделиться среди остальных художников, он выразил эмоцию.
Рисование – это такой гипнотический процесс, медитация, когда твой ум отсутствует. Ты в тишине. Когда завершена картина, ты отстраняешься и понимаешь, что она была создана не умом.
Это вообще не я был.
Анна: Да! А нам чего в жизни не хватает? У нас же ум как бешеная белка в колесе. Как ты можешь родить креативную идею, если ты не можешь расслабиться и отдохнуть? А еще у нас же есть постоянная самокритика и анализ.
Пабло Пикассо говорил: «Все пытаются понять живопись, почему они не пытаются понять пение птиц?». То есть оставь свой ум в покое, что ты там все анализируешь? И отдайся процессу, отдайся тому, что есть.
Что происходит на ваших занятиях?
Анна: У нас есть разовые занятия, это называется воркшоп. Воркшоп – это сжатая информация, вложенная в голову за один прием.
Я рассказываю, что такое цветовой круг, что такое холодные/теплые оттенки, как они между собой сочетаются, как ими пользоваться, даю небольшое понятие о перспективе.
То есть я веду занятие не «нарисуйте вот этот шар и темную тряпочку», как нас учили в академии, без понимания, зачем мы это делаем. Я даю инструменты – как нам показать объем, как нам показать глубину. Я не учитель, я такой товарищ, у которого просто есть немножко больше знаний. Я на 100% уважаю твое видение, но я могу с тобой поделиться тем, что знаю, чтобы тебе было комфортнее и удобнее его выразить. Вот у тебя есть три часа, кофе, чай, печеньки и я в виде человека, который говорит: «Так правильно!». Тебе всю жизнь говорили, что это не правильно, а я говорю, именно так правильно!
Я готова и с детьми работать. Мы можем попробовать создать композицию. Почувствовать красками, пятнам, как играют облака, как создаются вихревые потоки. В каких-то свободных мазках увидеть движение в листе. Параллельно узнать, откуда радуга у нас взялась в облаках? А это вот солнечный луч расщепился.
Лючия: Смысл творческих занятий с ребенком – не убить его внутреннюю искру, а со взрослым – наоборот, вытащить ее из тебя, вернуть ее.
Анна: Наверное, у меня не перекрылось это детское восприятие мира – мне, с одной стороны, сложно жить, а с другой стороны, у меня жизнь – яркая. Если ты постоянно в мыслях, в голове, ты перестаешь чувствовать. У тебя отрубилась чувствительность к боли, но ты и счастье ты не ощущаешь. Мне кажется, счастье и боль – это две стороны одной монеты. А когда ты жизнь чувствуешь остро, ты все чувствуешь так же: например, благодарность другу, за то, что он просто есть. Хотя и боль ярче становится. Но я готова платить эту цену и видеть красоту жизни. Или ты хочешь быть живым, или спящим.
Получается, на ваших курсах и этому можно научиться?
Анна: Ну, некоторые уже просыпаются (показывает на Лючию, смеются).
Как ваши мастер-классы помогают на практике?
Анна: Думаю, в каких-то простых вещах. Есть, например, прекрасная дама. После наших занятий у нее откладываются какие-то знания. И выбирая шторы домой, она вдруг подумает: «Какое красивое сочетание!», а до этого она боялась цвета, она все бежевое покупала. Но сейчас решит: «Эта ткань похожа на акварель! И какие прекрасные цветы на шторах! Почему бы в моем доме не появиться таким прекрасным цветам!». И жизнь, глядишь, красивее становится.
Или приходит какой-то бизнесмен. Он в основе своей творческий человек. Его мозг перегружен, а на занятии он может расслабиться, почувствовать себя, и на следующем совещании он – раз! – и выдает какую-то креативную идею.
Лючия: На примере моего мужа, который сейчас тоже занимается этим проектом. Он бизнесмен, трудится в банке, и от него в работе требуют творческого видения. Он все время спрашивает, так как я могу сделать что-нибудь творческое? И вот только сейчас, работая над нашим проектом, он начал понимать, как можно видеть по-другому. У него теперь все интересуются: Ром, ты почему такой счастливый ходишь?
С чего, по-вашему, начинается творчество?
Анна: Самое главное, с чего все начинается, – это бесстрашие. Важно погрузиться в этот процесс и получать удовольствие. Вспомнить свое состояние детской расслабленности. И делать это надо с удовольствием.
Шагал, Малевич, Пикассо – все в один голос говорили, что в творчестве главное – искренность и непосредственность. Сколько художников в мире! Но известными стали только те, кто сохранил свою индивидуальность, кто развил и отточил свое видение.
Я вас уверяю, Ван Гог, к примеру, его уникальный стиль живописи – это просто то, как ему нравилось накладывать мазок. Работа – это энергия, а не обдумывание, как красивее и как правильнее. Когда есть энергия в картине, что-то внутри тебя на нее откликнется.
То есть для вас важно не просто научить человека рисовать, а помочь ему открыть эту энергию?
Анна: Во-первых, помочь избавиться от критичного мышления, от анализа «правильно/неправильно», вспомнить любовь к творчеству. Что такое осознанность? Вера в себя. Когда человек начинает быть осознанным, ему жизнь начинает помогать. Когда доверяешь своему внутреннему голосу и интуиции, тебя подхватывает жизненный поток, все получается, ты выдаешь креативные идеи. Как только начинаешь что-то анализировать и просчитывать – все сыпется, как с верхней полки шкафа.
Я прочитала, что вы много времени уделяете благотворительности?
Лючия: Да, мы к этому стремимся.
Анна: Я, например, в детском доме расписываю стены. Мы приезжаем в детский дом, рисуем картинки – атмосфера внутри не может оставить равнодушным.
Лючия: Когда мы изначально обсуждали этот проект, мы сразу начали с того, что часть средств мы будем выделять на благотворительность.
Анна: Недавно на «Веганфесте» мы познакомились с Ингой из «Мира Добра» – фонда, который помогает детям с пороками развития сердечно-сосудистой системы. Мы в этом тоже хотим участвовать. Первая мысль, когда сталкиваешься с такими вещами, – я могу это сделать, я могу помочь.
Еще хотим создавать творческие сообщества и вместе реализовывать различные проекты. Например, делать эко-сумки – мы рисуем по ткани акриловой краской яблоками и грушами. Чтобы вы не использовали целлофановые пакеты, не загрязняли окружающую среду, и при этом занимались творчеством. А какая-то сумма от стоимости занятия пойдет на детишек – и вы уже часть всего этого.
Может быть вы хотите пожелать что-то нашим читателям?
Анна: Жить сердцем, жить вдохновением.
Лючия: Читатели Vegetarian уже на правильном пути.
Дорогие читатели, если вы хотите связаться с Анной и Лючией или записаться на занятия по арт-терапии, вы можете сделать это здесь:
email: artofheart@yandex.ru
сайт: http://www.artofheart.ru
fb:https://www.facebook.com/artofheartru
instagram:https://www.instagram.com/artofheart_ru
Беседовала Анастасия Зинягина