Существует стереотип американского тинейджера с Биг-маком в одной руке, и кока-колой в другой… Некоторые добавляют к этому образу жареную картошку, торчащую изо рта. Что ж, до какой-то степени неумолимые цифры статистики употребления “мусорной еды” - как еще называют фастфуд в США, подтверждают это. Но в последние 5-7 лет в Америке появилась и другая, более обнадеживающая тенденция: тинейджеры нередко делают выбор в пользу… вегетарианской “мусорной” еды, вместо обычной, мясной! Хорошо это или плохо, решать вам.
Американские ученые по каким-то причинам редко проводят исследования, касающиеся количества тинейджеров-вегетарианцев в стране Желтого дьявола. Одно из наиболее надежных исследований, доступных на сегодня, относится аж к 2005-му году, и по этим данным в США около 3% вегетарианцев в возрасте от 8 до 18 лет (не так уж и мало, кстати!). И безусловно, с тех пор многое изменилось в лучшую сторону.
В 2007 году социологи подметили любопытный тренд: все больше американских тинейджеров выбирают не “Биг-мак” или бобы, обжаренные в сале (иконы американского питания) - а что-то без мяса вообще. В целом, согласно многим исследованиям, дети и подростки 8-18 лет чрезвычайно падки на фастфуд - то, что можно на ходу, на бегу запихнуть в себя, и заниматься своими делами дальше. Люди в этом возрасте нетерпеливы. Так вот, на смену старой “доброй” котлете между двух булочек, которая добавила немало страданий стране с одной из самых тяжелых проблем ожирения в мире - приходит… другая, хотя и тоже “мусорная”, еда! Вегетарианский фаст-фуд.
Постепенно адаптируясь под запросы потребителей, все больше американских супермаркетов выкладывают на свои прилавки вегетарианские “аналоги” популярной еды: бутербродов, бульона и бобов, молока - только без животных компонентов. “Мы ездим к моим родителям во Флориду каждый год, - сообщила Мэнджелс, одна из респонденток опроса, проведенного газетой USA Today, - и раньше мне приходилось паковать целый чемодан с соевым молоком, тофу и другой веганской едой. Теперь же мы не берем вообще ничего!” Мэнджелс с радостью сообщила, что все привычные продукты она с недавних мор может купить в магазине неподалеку от дома родителей. “Не самый прогрессивный район в плане здорового питания”, подчеркнула. Получается, ситуация меняется к лучшему даже в американской глубинке, где привычка потребления мяса и других не-вегетарианских (и зачастую нездоровых) продуктов, безусловно, крепка. Типичная американка (и мать двоих детей, добровольных вегетарианцев), Мэнджелс теперь может приобрести соевое молоко, готовые не-мясные супы и консервированные бобы, приготовленные без использования животного жира, почти в любом магазине страны. Она отмечает, что такие изменения очень радуют ее двоих детей, которые добровольно придерживаются вегетарианской диеты.
Кроме приятных изменений в наполнении прилавков мазагинов, похожие тенденции заметны и в сфере школьного питания в Америке. Хемма Сандарам, проживающая неподалеку от г. Вашингтон, сообщила социологам, что была приятно удивлена, когда незадолго до того, как ее 13-летняя дочь должна была отправиться в ежегодный летний лагерь, ей пришло письмо от школы с предложением выбрать блюда вегетарианского меню для дочери. Дочь тоже была рада такому сюрпризу, и сообщила, что уже некоторое время назад перестала чувствовать себя “белой ворон่ой”, так как число вегетарианцев в ее школе растет. “В моем классе пятеро вегетарианцев. В последнее время, я уже не стесняюсь спрашивать в школьной столовой суп без курицы и подобные вещи. К тому же, для нас (школьников-вегетарианцев - Vegetarian) всегда есть несколько вегетарианских салатов на выбор”, сказала школьница.
Другая респондентка опроса, молодая вегетарианка Сьерра Предович (17 лет), заявила, что она обнаружила, что может грызть свежую морковку и кушать ее любимый хумус точно так же, как другие тинейджеры едят бигмаки - на ходу, причем без отрыва от дел и с удовольствием. Эта девушка - одна из множества американских подростков, которые делают выбор в пользу быстрой в приготовлении и употреблении вегетарианской пищи, которая может отчасти заменить столько привычный американцам фастфуд.