Документальный фильм «Акварель» режиссера Виктора Косаковского вышел во всероссийский прокат в конце сентября 2019. Грандиозное полотно в духе Айвазовского запечатлевает воду во всех ее категориях и демонстрирует силу стихии в самых крайних проявлениях. Картина уже удостоилась особого внимания критиков и профессиональной общественности благодаря новаторскому формату съемки – 96 кадров в секунду. Однако сам режиссер, представляя фильм российскому зрителю на московской премьере, говорил отнюдь не о высоких технологиях. А о высоких нравственных ценностях. О том, что человек должен научиться с уважением относиться к природе и окружающему миру.
Начало карьеры Виктора Косаковского как документалиста было связано с историями прежде всего о людях. Дебютной работой режиссера стал фильм «Лосев» о жизни советского философа. Известность Косаковскому принесли картины «Беловы», «Павел и Ляля. Иерусалимский романс», а также фильм «Тише!», показавший, что чтобы создать кино, необязательно даже выходить из дома. Он был снят из окна питерской квартиры режиссера. Один неизменный ракурс, но непрерывно текущая мимо, меняющаяся жизнь.
Во всех этих историях уже читалось творческое кредо режиссера – запечатлевать саму жизнь в ее непрерывном движении, неуловимой изменчивости и непредсказуемых взаимосвязях различных, порой противоположных явлений. Независимо от того, жизнь ли это людей, целого общества, города или жизнь самой природы...
Мир вверх тормашками
Переворачивает восприятие человека буквально вверх тормашками Виктор Косаковский еще в своем фильме «Да здравствуют антиподы!». Если прежде камера режиссера неотрывно следила за жизнью людей, теперь ее движение определяют перемены в природе, с которой жизнь человека оказывается неразрывно связанной. И уже здесь именно вода выступает той силой, которая соединяет все на планете и даже людей на противоположных концах земли.
Как видно из названия, это фильм об антиподах. «Антиподы – обитатели диаметрально противоположных точек Земли. Поскольку большая часть планеты покрыта океанами, действительные антиподы встречаются крайне редко», – так говорится в эпиграфе к фильму. В этих редких уголках планеты Косаковский и снимает: Энтре-Риос (Аргентина) – Шанхай (Китай), Патагония (Чили) – Байкал (Россия), Гавайи (США) – Куба (Ботсвана), Мира Флорес (Испания) – Кастл Пойнт (Новая Зеландия).
Запечатлевая жизнь в противоположных точках планеты, режиссер не противопоставляет их, а прослеживает невидимые взаимосвязи. Между человеческими судьбами; между человеком и окружающей его природой; между природными закономерностями, едиными для всего живого. Художественный язык фильма становится воплощением темы единства и непрерывности жизни. На уровне кадра, смыслов, образов, даже музыки. Традиционные чилийские мотивы неожиданно превращаются в русские народные «Валенки», а скользящая по глади реки в Аргентине камера вдруг буквально переворачивается и переносит зрителя в китайский Шанхай.
Уже в «Антиподах» Виктор Косаковский смещает акценты с человека как центрального персонажа и обращает взгляд на природе, в которой человек должен осознать себя не властелином, а одним из звеньев единой цепи жизни. Представляя «Акварель» на премьере в Москве, режиссер говорил именно об этом: «Я думаю, что эпоха гуманизма закончилась. Мы должны сделать следующий шаг. Мы не должны всем управлять. И мы не можем никого убивать. Ни людей, ни животных, ни даже деревья. Надо уважать эту природу. Надо уважать этот мир».
Автор сценария – Жизнь
В фильме «Акварель» режиссер запечатлевает, возможно, самую непредсказуемую силу на земле, перед которой человек волей-неволей переосмысляет свое место в мире. Восхищение и преклонение перед этой силой звучит еще в вышеупомянутом фильме «Да здравствуют антиподы!». Одна из героинь картины говорит, что в следующей жизни хотела бы быть водой. Почему? Потому что «...белок расстреляют, лис расстреляют...». А вода останется. Вода пронизывает все, соединяет, покрывая собой большую часть планеты. И человек бессилен перед ней.
Об этой несокрушимой и непредсказуемой силе – фильм «Акварель». И, как поделился со зрителями режиссер, испытать ее на себе в полной мере довелось ему самому и всей съемочной группе. Фильм начинается с эпизода на Байкале. Снятый незапланированно, именно он определил дальнейшее развитие сценария фильма. Первым эпизодом должна была стать картина прозрачной ледяной глади озера. Но камера запечатлела трагедию, как машина проваливается под лед. После этого, по словам режиссера, нужно было либо останавливать съемки, либо снимать по-другому. Но снимать Карибское море было уже невозможно.
Так в «Акварели» возникла Гренландия и огромные глыбы айсбергов. Так возник шторм в океане и ураган в Майами, куда съемочную группу буквально отнесло после 3 недель борьбы со стихией. Так жизнь внесла коррективы в художественный замысел.
Концентрация в формате 96 кадров в секунду
Если все-таки говорить о высоких технологиях, примененных во время съемки, то они же предъявляют и высокие требования к зрителю. Формат 96 кадров в секунду не просто дает чрезвычайную насыщенность и объем изображения. Главное условие, которому отвечает именно такая частота кадров, – это передача непрерывности движения. В «Акварели» это не только эстетический аспект, но и смысловой.
Поиск особой технологии съемки был связан с необходимостью передать именно это главное свойство воды. Ее непрерывность, текучесть, изменчивость. Переход из одного состояния в другое. И хотя российские кинотеатры пока не готовы технически к такой частоте воспроизведения – фильм идет на экранах в формате 48 кадров в секунду, все же сам характер съемки передает этот смысл. И потому требует особой концентрации от зрителя, полного погружения в процесс созерцания, чтобы не пропустить ни одного превращения: толщи льда в зыбкую тающую поверхность; громады айсберга, исчезающего в океане. И чтобы в полной мере прочувствовать все эти формы и в финале увидеть их квинтэссенцию. Водопад Ангел в Венесуэле, чьи воды прямо на глазах у зрителя превращаются в пар и устремляются в облака.
«Похоже на метафору, а это всего лишь правда...»
Выбирая в качестве главного объекта съемки воду – неодушевленную стихию, Виктор Косаковский во всех крайностях и перипетиях раскрывает ее характер. И тем самым меняет представления о документальном кино. Доказывая, что оно может быть захватывающим, потрясающим воображение и достойным широкого экрана. Как признался сам режиссер, этим он исполнил свою мечту – вернуть документальное кино в кинотеатры.
Но главное, режиссер возвращает ценность и изначальный смысл самому определению «документальный». По его словам, именно в русском это определение представляется ему наиболее точным, в отличие от английского documentary. Потому что DocuMental – связано с сознанием. Значит, воздействует на ментальность, восприятие.
«Акварель» этому определению соответствует, действительно меняя сознание, представления человека о самом себе и о его отношениях с природой, показывая ее подлинные, реальные формы. В этом смысле про «Акварель» можно сказать словами из того же фильма «Да здравствуют антиподы!»: «Невероятно! Похоже на метафору, а это всего лишь правда...».
Виктория Канафеева