Геофилософия – междисциплинарная наука, которая пристально рассматривает и раскрывает новые грани взаимоотношений человека и Земли. Если вы ничего не слышали об этой дисциплине или объяснения оказались слишком сложными, ознакомьтесь с данной статьей – возможно, вы по-новому взглянете на себя, на свой город и на вопросы экологии.
Что такое геофилософия
Вопрос «что такое геофилософия?» одновременно является простым и сложным. Сложность здесь возникает потому, что мы не можем кратко и быстро сказать, что геофилософия – это философия земли (как, например, есть философия истории или философия человека). Легкость, напротив, заключается в том, что геофилософия, по своей сути, и есть сама философия, ее воплощение, которое напрямую связано с землёй и геологическими процессами. Говоря иными словами, любая наша мысль возникает на земле, она обуславливается именно землей в самых разных своих проявлениях. Например, это может быть окружающий нас ландшафт (горы, равнина, береговая линия или город), который так или иначе влияет на то, как и о чем мы мыслим. Геофилософия показывает, что нет строгого разделения на теорию и практику, ведь самые возвышенные идеи зависят от того, где именно находится человек, каким образом он живет и что делает в рамках планеты.
Геофилософия «влюблена» в землю, для нее земля – это инструмент освобождения мысли, который противостоит территории как тому, что движение мысли, напротив, ограничивает. Это можно объяснить с помощью сравнения с границами стран. Например, если вы хотите попасть в другую страну – на другую территорию, вам нужно преодолеть границу. Нередко проход через границу оказывается затруднительным – во всяком случае, он замедляет ваше путешествие. Можно представить, что было бы, если бы не было территорий и их строгой разметки, а существовала только земля, передвижение по которой абсолютно свободно.
Примерно то же самое происходит и в геофилософии: когда мысль встречается с территорией, она начинает замедляться, она сталкивается с ограничениями, со строгими законами. Земля же, напротив, – место свободы мысли, это то, что двигается самостоятельно в многочисленных геологических процессах и то, что обеспечивает движение мысли. Философы часто пытались создать территорию философии – со строгими законами, границами и разделениями. Они, например, разделяли природу и мышление, природное и социальное, веря в то, что это разделение является единственно верным, и в его центре оказывался человек как мера всех вещей. Однако были и те авторы, кто занимался созданием философской земли, соотнося мысли, идеи и концепты с постоянным изменением территории, со стиранием границ – короче говоря, со всем с тем, что можно назвать землей в самом широком смысле.
Еще раз кратко давая определение геофилософии, можно привести цитату современного философа Бена Вударда, который писал:
«Геофилософия — это не философия Земли или соответствие ей, но серьезное отношение к тому, как Земля обуславливает мышление в его способности мыслить не только саму Землю, но и то, как мышление концептуализирует миры на Земле и за ее пределами».
Как появилась геофилософия и что с ней происходит сейчас
Время, прошедшее с момента появления геофилософии как термина, совсем небольшое. Термин «геофилософия» был введен французскими философами Жилем Делезом и Феликсом Гваттари в их книге «Что такое философия?», которая вышла в 1991 году. Там они определяли геофилософию как пространственную модель мышления, в которой мысль оказывается нитью, натянутой между землей и территорией. В качестве примера они берут Древнюю Грецию как место, где зародилась западная философия. Делез и Гваттари спрашивают: как связаны географические и геополитические условия Древней Греции с тем, что именно там появились первые философы в привычном для нас смысле? Один из вариантов ответа: все дело в свободной греческой земле. Именно она и ее условия позволили грекам стать «друзьями философии» – теми, кто стремится к мудрости и вольно обменивается мнениями.
Конечно, Делез и Гваттари были не первыми, кто поставил вопрос о земле в философии и о том, как окружающее пространство влияет на мысль. У этого вопроса длительная история, начало которой можно найти еще в античности. В диалогах Платона и в работах Аристотеля можно встретить размышления о форме Земли. К этому добавляются и разные географические открытия, и картография, также связанные с изысканиями античных ученых-философов. Например, Аристарх Самосский в 280 году до н. э. объяснял и пытался распространить гелиоцентрическую модель космоса. Это происходило за 1 800 лет до Коперника. Однако идеи Аристарха Самосского, античного математика, астронома и философа, не прижились, и людям пришлось ждать еще почти два тысячелетия, чтобы гелиоцентрическая модель вернулась.
Пример более близкий к нам по времени связан с немецким философом Иммануилом Кантом. Его отношение с землей было своеобразным: мы можем увидеть влияние земли на кантовскую мысль через его увлечение геофизикой, которую он даже преподавал в учебных заведениях, а в дополнение к этому – увидеть влияние, связанное с многочисленными прогулками Канта. Валерий Подорога, современный историк философии, в одной из своих книг спросил: «может ли унылый и ровный ландшафт предместий Кенигсберга с его строением-рельефом и динамикой действующих сил, короче, со всей их гео-логикой содействовать разработке Кантом формы и основной идеи произведения?». Ответ положительный: может. Это достаточно явная установка связи между мыслью и тем, что происходит в окружающем ландшафте.
Античные философы и Кант – далеко не единственные примеры, которые можно привести для иллюстрации развития геофилософии и ее истории. Предшественников геофилософии целое множество: это и Шеллинг, и Энгельс, и Ницше и многие другие. Мы видим, что Делез и Гваттари были не первыми, кто обратился к мысли о земле. Однако именно они зафиксировали этот термин, соединив его с геополитикой, географией и геоисторией.
Сейчас современные авторы часто обращаются к геофилософии. Нередко к ней теперь подключается экология, философия животных, геология и философия природы, которые позволяют расширить эту область. Например, среди видных авторов, обращающихся к этой теме, можно встретить Бруно Латура, Карен Барад, Донну Харауэй, Тимоти Мортона, уже упомянутого Бена Вударда и Иэна Гранта. У каждого и у каждой из них своя геофилософия, но есть черты, которые всех объединяют. Например, все эти авторы используют оптику постгуманизма, которая позволяет сместить человека из центра мира, поместив его на одну плоскость с другими нечеловеческими существами.
Геофилософия в жизни и жизнь в геофилософии
Геофилософия расширяет контекст современной экологической мысли. Земля входит в наше мышление, буквально заявляется, громко стучится в дверь, тем самым помогая солидаризироваться с другими обитателями планеты, с нашими компаньонами и сородичами. Безусловно, есть разные варианты геофилософии – от усложненных и абстрактных до напрямую связанных с жизнью, с актуальным положением дел. Но, как уже мы говорили, геофилософия во многом стирает разделение на теорию и практику. Она как бы говорит: неважно, кто вы и чем вы занимаетесь, вы можете и не заниматься философией вовсе, но это не значит, что земля не касается вас. Как писал французский социолог Бруно Латур, пришло время быть «приземленными» – теми, кто осознал, что им не убежать от земли. Наша жизнь – это всегда жизнь с землей, жизнь в касании, которая несет в себе и риски, и красоту. Касания имеют значение – особенно, если это касания земли.
Максимилиан Неаполитанский, независимый исследователь при Институте философии СПбГУ
ВКонтакте: @siodeversion
Telegram: @scenarimus