Испытываете трудности с запоминанием информации? Удивительно простой и действенный способ может улучшить способность вашего мозга к хранению краткосрочных и долгосрочных воспоминаний!
Обычно, пытаясь запомнить новую информацию, мы думаем, что чем больше труда вложим, тем лучше будет результат. Тем не менее, то, что действительно нужно для хорошего результата – это время от времен ничего не делать. В прямом смысле! Просто приглушите свет, откиньтесь на спинку кресла и наслаждайтесь 10-15 минутами покоя. Вы обнаружите, что ваша память об информации, которую вы только что узнали, гораздо лучше, чем если бы вы пытались использовать этот небольшой промежуток времени более продуктивно.
Разумеется, это не значит, что нужно меньше времени уделять запоминанию информации, но исследования указывают на то, что необходимо стремиться к «минимальному вмешательству» во время перерывов – намеренно избегать любых действий, которые могут помешать деликатному процессу формирования памяти. Не нужно заниматься делами, проверять электронную почту или листать ленту в соцсетях. Дайте своему мозгу шанс полностью перезагрузиться без отвлекающих факторов.
Казалось бы, это идеальная мнемоническая техника для студентов, но это открытие может также принести некоторое облегчение людям с амнезией и некоторыми формами деменции, предлагая новые способы высвобождения скрытой, ранее нераспознанной способности к обучению и запоминанию.
Преимущества спокойного отдыха для запоминания информации были впервые задокументированы в 1900 году немецким психологом Георгом Элиасом Мюллером и его учеником Альфонсом Пильцекером. В одном из своих многочисленных экспериментов по консолидации памяти Мюллер и Пильцекер сначала попросили своих участников выучить список бессмысленных слогов. После короткого времени, проведенного на запоминание, половине группы сразу дали второй список, а остальным предложили шестиминутный перерыв перед продолжением.
При тестировании, проведенном через полтора часа, две группы продемонстрировали поразительно разные результаты. Участники, получившие перерыв, запомнили почти 50% своего списка, по сравнению со средним показателем в 28% для группы, у которой не было времени на отдых и перезагрузку. Эти результаты указали на то, что после усвоения новой информации наша память особенно хрупка, что делает ее более восприимчивой к помехам от новой информации.
Хотя другие исследователи иногда возвращалась к этому открытию, только в начале 2000-х годов стало больше известно о возможностях памяти благодаря новаторскому исследованию Серхио Делла Сала из Университета Эдинбурга и Нельсона Коуэна из Университета Миссури.
Исследователи были заинтересованы в том, чтобы выяснить, может ли эта методика улучшить воспоминания людей, перенесших неврологическое повреждение, такое как инсульт. Подобно исследованию Мюллера и Пильцекера, они предложили своим участникам списки из 15 слов и протестировали их через 10 минут. Части участников после запоминания слов были предложены стандартные когнитивные тесты; остальных участников просили полежать в затемненной комнате, но не засыпать.
Результаты были поразительны. Хотя двум наиболее тяжело больным амнезией методика не помогла, другие смогли запомнить втрое больше слов, чем обычно – до 49% вместо бывших 14%, – почти как здоровые люди без неврологических повреждений.
Результаты следующих исследований оказались еще более впечатляющими. Участников попросили выслушать историю и через час ответить на связанные с ней вопросы. Участники, не получившие возможности отдохнуть, смогли вспомнить только 7% фактов из истории; отдохнувшие же вспоминали до 79%.
Делла Сала и бывший ученик Коуэна, Микаэла Девар из Университета Хериот-Ватт, провели несколько последующих исследований, которые подтвердили полученные ранее результаты во многих различных контекстах. Оказалось, что эти короткие периоды отдыха могут также улучшить нашу пространственную память – например, они помогали участникам вспомнить расположение различных ориентиров в среде виртуальной реальности. Важно отметить, что это преимущество сохраняется и через неделю после первоначальной учебной задачи, и, похоже, оно приносит пользу как молодым, так и пожилым людям.
В каждом случае исследователи просто просили участников сидеть в изолированной темной комнате, без мобильных телефонов или других подобных отвлекающих факторов. «Мы не давали им никаких конкретных указаний относительно того, что они должны или не должны делать во время отдыха», – говорит Девар. «Но анкеты, заполненные по окончании наших экспериментов, показывают, что большинство людей просто позволили своему разуму расслабиться».
Однако, чтобы эффект отдыха сработал, мы не должны напрягать себя лишними мыслями. Например, в одном исследовании участников попросили представить прошлое или будущее событие во время их перерыва, что, по-видимому, уменьшило их память о недавно изученном материале.
Возможно, мозг использует любое потенциальное время простоя, чтобы закрепить данные, которые он недавно усвоил, и снижение дополнительной стимуляции в это время может облегчить этот процесс. По всей видимости, неврологические повреждения могут сделать мозг особенно уязвимым к влиянию вмешательств после изучения новой информации, поэтому методика перерывов оказалась особенно эффективна для переживших инсульт и людей с болезнью Альцгеймера.
Исследователи сходятся на том, что перерывы в процессе изучения новой информации могут помочь как людям, перенесшим неврологические повреждения, так и просто тем, кому необходимо запоминать большие пласты информации.
В эпоху информационной перегрузки стоит помнить, что наши смартфоны – не единственное, что требует регулярной перезарядки. По тому же принципу работают и наши умы.
Вероника Кузьмина
Источник: BBC