Как быть, если работа утомила, а времени отдохнуть нет? Если у вас нет времени на полноценный часовой перерыв в ходе рабочего дня, серия микроперерывов сможет оказать мощное влияние на тело и разум. Исследования показали, что микроперерывы улучшают способность концентрироваться и помогают избежать болезней, связанных с продолжительной работой. Из этой статьи вы узнаете, как микроперерывы помогают хирургам и как избежать переутомления на работе.
Эксперты называют микроперерывом любой недолгий процесс, нарушающий монотонность физической или умственной работы. Перерыв может длиться от нескольких секунд до нескольких минут и он может быть любым – от приготовления чая до растяжки или просмотра видео.
Единого мнения о том, как долго должен длиться идеальный микроперерыв и как часто их нужно делать, нет, поэтому следует экспериментировать. Фактически, если вы регулярно откидываетесь на спинку стула, чтобы поговорить по телефону или взглянуть на свой смартфон, возможно, вы уже пользуетесь техникой микроперерывов. Согласно данным аспиранта Университета штата Иллинойс Суюла Кима и других экспертов по микроперерывам, есть только два правила: перерывы должны быть короткими и добровольным. «Но на практике наш единственный официальный перерыв – это, как правило, обед, хотя некоторые компании предоставляют дополнительный перерыв, обычно на 10-15 минут», – говорит Ким.
Успокаивающий эффект отвлечения
Микроперерывы начали изучать в конце 1980-х годов исследователи из Национального института безопасности и гигиены труда в Огайо и Университета Пердью в Индиане. Они хотели выяснить, могут ли короткие перерывы повысить производительность или уменьшить стресс работников. Для этого они создали искусственную офисную среду и пригласили 20 участников «работать» там в течение двух дней, выполняя монотонную работу по вводу данных.
Каждому работнику было разрешено делать один микроперерыв каждые 40 минут. Во время перерыва, который обычно длился всего 27 секунд, участники переставали работать, но оставались на рабочем месте. Ученые отслеживали частоту сердечных сокращений и производительность своих «сотрудников» и установили, что паузы на самом деле не так полезны, как они надеялись. Сотрудники даже выполняли некоторые задачи хуже после микроперерыва, например, набирая меньше текста за минуту. Но также было установлено, что у тех работников, которые делали перерывы чуть дольше, снижалась частота сердечных сокращений и они стали делать меньше ошибок.
В настоящий момент есть горы доказательств, что короткие перерывы снижают стресс и делают общее впечатления от работы более приятными. После десятилетий дополнительных исследований, микроперерывы подтвердили свою эффективность, а неутешительные результаты первого исследования связаны, по мнению ученых, с тем, что перерывы были слишком короткими.
Растяжка – это важно
Считается, что микроперерывы помогают справиться с длительной сидячей работой, снимая физическое напряжение тела.
«Мы рекомендуем микроперерывы всем нашим клиентам. Важно делать перерывы регулярно. В перерывах лучше заниматься тем, что вам нравится, но, конечно, лучше дать отдых своему телу, а не мозгу, и вместо просмотра видео в соцсетях лучше получить физическую нагрузку, например, выйти из-за стола», – говорит Кэтрин Меттерс, физиотерапевт и эксперт по здоровью и безопасности в Ergonomics Consultancy Posturite.
Последние данные Министерства здравоохранения Великобритании показывают масштаб проблемы, которую помогают решать короткие перерывы. В 2018 году в Великобритании было 469,000 рабочих, получивших на работе травмы и болезни опорно-двигательного аппарата.
Одной из областей, где микроперерывы приносят пользу, является хирургия. В области, требующей предельной точности, где ошибки регулярно стоят пациентам жизни, хирургам важно не переутомляться. В 2013 году два исследователя из Университета Шербрука в Квебеке исследовали 16 хирургов, чтобы узнать, как 20-секундные перерывы каждые 20 минут повлияют на их физическую и умственную усталость.
В ходе эксперимента хирурги проводили сложные операции, а затем их состояние оценивалось в соседней комнате. Там их просили повторить контур звезды хирургическими ножницами, чтобы посмотреть, как долго и как точно они смогут удерживать тяжелый вес на вытянутой руке. Каждый хирург протестирован три раза: один раз перед операцией, один раз после операции, где им разрешили микроперерывы и один раз после безостановочной операции. Во время перерывов они ненадолго покидали операционную и делали растяжку.
Установлено, что хирурги в семь раз точнее проходили тест после операций, где им разрешали делать небольшие перерывы. Они также чувствовали себя менее усталыми и испытывали меньше боли в спине, шее, плечах и запястьях.
Техника микроперерывов
По мнению социолога Эндрю Беннетт, микроперерывы делают работников более бодрыми и внимательными и менее усталыми. Так как же правильно делать перерывы? Вот несколько советов от экспертов.
«Хороший способ заставить себя сделать перерыв – поставить на стол большую бутылку воды и регулярно пить. Рано или поздно вам придется пойти в туалет – это хороший способ размяться и избежать обезвоживания», – говорит Осман.
Главный совет Беннетта – не затягивать перерывы. Меттерс рекомендует сделать несколько растяжек за вашим столом, подойти и посмотреть, что происходит снаружи – это расслабит ваши глаза и мозг. Если вы беспокоитесь, что вам будет трудно равномерно распределить перерывы, установите таймер.
Яна Доценко
Источник: BBC