Как и во многих древних цивилизациях мира, оракул до сих пор является важной частью тибетской жизни. Жители Тибета полагаются на оракулов в совершенно разных ситуациях. Целью оракулов является не только предвидение будущего. Они также являются защитниками простых людей, а некоторые из оракулов обладают целительной силой. Однако, в первую очередь, оракулы призваны защищать принципы буддизма и их последователей.
Вообще в Тибетской традиции, слово «оракул» используется для обозначения духа, который входит в тела медиумов. Эти медиумы живут одновременно в мире реальности и мире духов, и потому могут выступать в качестве моста, «физической оболочки» для входящего духа.
Много лет назад на землях Тибета проживали сотни оракулов. В настоящее время лишь небольшое число оракулов продолжают своё дело. Самым главным из всех оракулов является Нейчунг, через которого говорит дух-хранитель Далай-ламы XIV Дорже Дракден. Помимо защиты Далай-ламы, Нейчунг также является советником всего Тибетского правительства. Поэтому он даже занимает одну из государственных должностей в иерархии Тибетского правительства, которое, правда, сейчас находится в изгнании из-за ситуации с Китаем.
Первое упоминание о Нейчунге можно найти в 750 г. н.э., хотя есть версии, что он существовал и ранее. Так же, как и поиски нового Далай-ламы, поиск Нейчунга – это очень важный и сложный процесс, ведь все тибетцы должны быть убеждены, что выбранный медиум сможет принять в себя духа Дорже Дракдена. По этой причине устраиваются различные проверки для подтверждения избранного Нейчунга.
Способ обнаружения нового Нейчунга каждый раз различный. Так, у Тринадцатого Оракула, Лобсэнга Джигмэ, всё началось со странной болезни, проявившейся в 10-летнем возрасте. Мальчик стал ходить во сне и у него начались припадки, во время которых он что-то кричал и лихорадочно говорил. Потом, когда ему исполнилось 14, во время одного из трансов, он начал исполнять танец Дорже Дракдена. Тогда, монахи монастыря Нейчунг решили провести проверку. Они положили имя Лобсэнга Джигмэ с именами других кандидатов в небольшой сосуд и раскручивали его до тех пор, пока одно из имён не выпадало из сосуда. Каждый раз это было имя Лобсэнга Джигмэ, что подтвердило его возможную избранность.
Однако, после обнаружения подходящего кандидата, всякий раз начинаются проверки. Они стандартные и состоят из трёх частей:
· В первом задании, которое считается самим лёгким, медиума просят описать содержание одной из запечатанных коробок.
· Во втором задании, будущему Оракулу необходимо сделать предсказания. Каждое предсказание записывается. Это задание считается очень сложным не только потому, что необходимо увидеть будущее, но и потому, что все предсказания Дорже Дракдена всегда поэтичны и очень красивы. Их очень сложно подделать.
· В третьем задании, проверяется дыхание медиума. Оно должно нести в себе запах нектара, который всегда сопровождает избранников Дорже Дракдена. Этот тест считается одним из самых определённых и чётких.
Наконец, последний знак, раскрывающий, что Дорже Дракден, действительно входит в тело медиума, это лёгкий отпечаток особого символа Дорже Дракдена, который появляется на голове избранного в течение нескольких минут после выхода из транса.
Что касается роли Нейчунга, то её сложно переоценить. Так, Далай-лама XIV в своей автобиографии «Свобода в изгнании» говорит о Нейчунге следующим образом:
«Уже сотни лет, как стало традицией для Далай-ламы и Тибетского Правительства, приходить за советом к Нейчунгу во время празднования Нового Года. Кроме того, я захожу к нему для разъяснения каких-то особых вопросов. <…> Это может звучать странно для западных читателей XX века. Даже некоторые «прогрессивные» тибетцы не понимают, зачем я продолжаю пользоваться этим старым методом просветления. Но я делаю это по той простой причине, что, когда я задаю вопрос Оракулу, его ответы всегда оказываются правдой и доказывают это через какое-то время».
Таким образом, оракул Нейчунг является очень важной частью буддийской культуры и тибетского понимания жизни. Это очень древняя традиция, которая продолжается и в настоящее время.