Личность этой женщины до сих пор вызывает споры в научной и ненаучной среде. Махатма Ганди сожалел, что ему не удалось коснуться края ее одежд, Рерих посвятил ей картину «Вестник». Кто-то считал ее шарлатанкой, проповедницей сатанизма, подчеркивая, что теория расового превосходства позаимствована Гитлером из теории коренных рас, а спиритические сеансы, которые она проводила — не более чем балаганное представление. Ее книгами и восхищались, и называли откровенной компиляцией и плагиатом, в котором перемешаны все мировые учения.
Однако до сих пор работы Елены Блаватской с успехом переиздаются и переводятся на многие иностранные языки, обретая новых поклонников и критиков.
Елена Петровна Блаватская родилась в замечательной
семье: со стороны матери, известной писательницы-романистки Елены Ган
(Фадеевой), которую называли не иначе как «русской Жорж Санд», ее род был
напрямую связан с легендарным Рюриком, а отец был выходцем из семьи графов
Макленбургских Ганов (нем. Hann).
Бабушка будущего идеолога теософии Елена Павловна была весьма необычной
хранительницей домашнего очага — она знала пять языков, увлекалась
нумизматикой, изучала мистиков Востока, вела переписку с немецким ученым А. Гумбольтом.
Маленькая Лена Ган проявляла недюжинные способности в учении, как отмечал ее двоюродный брат, выдающейся российский государственный деятель С.Ю. Витте, все схватывала буквально на лету, особенных успехов достигла в изучении немецкого и музыки.
Однако девочка страдала лунатизмом, среди ночи вскакивала, ходила по дому, пела песни. Из-за службы отца семье Ганов приходилось часто переезжать, да и матери не хватало времени, чтобы уделять внимания всем детям, поэтому Елена имитировала приступы эпилепсии, каталась по полу, в припадках выкрикивала разнообразные пророчества, испуганная прислуга приводила священника — для изгнания бесов. Позднее эти детские капризы будут трактоваться ее почитателями как прямые доказательства ее экстрасенсорных способностей.
Умирая, мать Елены Петровны откровенно сказала, что даже рада тому, что ей не придется наблюдать горькую и совсем не женскую жизнь Лены.
После смерти матери детей забрали в Саратов родители матери, Фадеевы. Там с Леной случилась значительная перемена: прежде живая и открытая девушка, любящая балы и другие светские мероприятия, часами сидела в библиотеке своей бабушки, Елены Павловны Фадеевой, страстной собирательницы книг. Именно там она всерьез увлеклась оккультными науками и восточными практиками.
В 1848 Елена заключает фиктивный брак с престарелым вице-губернатором Еревана Никифором Блаватским лишь для того, чтобы получить полную независимость от надоевшей саратовской родни. Через три месяца после свадьбы она сбежала через Одессу и Керчь в Константинополь.
Дальнейший период никто не может описать точно — Блаватская никогда не вела дневников, а ее воспоминания о путешествиях запутаны и больше похожи на увлекательные сказки, нежели на правду.
Сначала она выступала как наездница в цирке Константинополя, но после перелома руки покинула арену и направилась в Египет. Потом путешествовала по Греции, Малой Азии, несколько раз пыталась добраться до Тибета, но не продвинулась дальше Индии. Затем она приезжает в Европу, выступает как пианистка в Париже и через некоторое время оказывается в Лондоне, где якобы дебютирует на театральных подмостках. Никто из ее родных не знал точно, где она, но по воспоминаниям родственницы Н.А Фадеевой отец регулярно посылал ей деньги.
В Гайд-парке, в Лондоне, в день своего рождения в 1851 году Елена Блаватская увидела того, кто постоянно являлся ей во снах — своего гуру Эль Морию.
Махатма Эль Мория, как заявляла позднее Блаватская, был учителем Вневременной Мудрости, и часто снился ей еще с детства. На этот раз Махатма Мория призвал ее к действию, ведь у Елены высокая миссия — нести в этот мир Великое Духовное Начало.
Она отправляется в Канаду, живет вместе с аборигенами, но после того как женщины племени украли у нее ботинки, разочаровывается в индейцах и уезжает в Мексику, а затем — в 1852 году — начинает свое путешествие по Индии. Маршрут ей указывал гуру Мория, и он же — по воспоминаниям Блаватской — присылал ей деньги. (Однако все та же Н. А. Фадеева утверждает, что родственникам, которые остались в России, приходилось каждый месяц отправлять ей средства на жизнь).
Следующие семь лет Елена проводит в Тибете, где обучается оккультизму. Затем она возвращается в Лондон и неожиданно приобретает популярность в качестве пианистки. Происходит еще одна встреча с ее Гуру, и она отправляется в США.
После США начинается новый виток путешествий: через Скалистые горы в Сан-Франциско, затем Япония, Сиам и, наконец, Калькутта. Потом она решает вернуться в Россию, путешествует по Кавказу, затем по Балканам, Венгрии, после возвращается в Петербург и, пользуясь спросом на спиритические сеансы, с успехом проводит их, получив славу медиума.
Однако некоторые исследователи весьма скептично относятся к этому десятилетнему периоду путешествий. По мнению Л. С. Клейна, археолога и антрополога, все эти десять лет она живет у родственников в Одессе.
В 1863 году начинается еще один десятилетний цикл путешествий. На этот раз по арабским странам. Чудом выжив в буре у берегов Египта, Блаватская открывает в Каире первое Спиритическое общество. Затем, переодетая в мужчину, сражается с повстанцами Гарибальди, но после тяжелого ранения вновь отправляется в Тибет.
До сих пор сложно утверждать, стала ли Блаватская первой женщиной, да к тому же иностранкой, посетившей Лхасу, однако доподлинно известно, что она хорошо знала Панчен-ламу VII и те священные тексты, которые она изучала в течении трех лет, вошли в ее работу «Голос Безмолвия». Сама Блаватская говорила, что именно тогда в Тибете она стала посвященной.
С 1870-х годов Блаватская начинает свою мессианскую деятельность. В США она окружает себя людьми, болезненно увлеченными спиритизмом, пишет книгу «Из пещер и дебрей Индостана», в которой раскрывается с совершенно иной стороны — как талантливый автор. Книга состояла из очерков ее путешествий по Индии и была выпущена под псевдонимом Радда-Бай. Часть очерков была опубликована в «Московских ведомостях», они имели грандиозный успех.
В 1875 году Блаватская пишет одну из самых известных своих книг «Разоблаченная Изида», в которой громит и критикует и науку, и религию, утверждая, что лишь с помощью мистицизма можно понять суть вещей и истину бытия. Тираж был раскуплен за десять дней. Читающее общество разделилось. Одни поражались уму и глубине мыслей женщины, не имеющей никаких научных знаний, другие же не менее яростно называли ее книгу грандиозной помойкой, где собраны в одну кучу основы буддизма, брахманизма.
Но Блаватская не воспринимает критику и в этом же году открывает Теософское общество, чья деятельность до сих пор вызывает горячие споры. В 1882 году в Мадрасе в Индии была создана штаб-квартира общества.
В 1888 году Блаватская пишет главный труд своей жизни — «Тайную доктрину». Публицист В.С. Соловьев выпускает рецензию на книгу, где называет теософию попыткой адаптировать постулаты буддизма для европейского атеистического общества. В учении Блаватской причудливым образом слились каббала и гностицизм, брахманизм, буддизм и индуизм.
Исследователи относят теософию к разряду синкретических философско-религиозных учений. Теософия — это «богомудрие», где Бог обезличен и выступает как некий Абсолют, и поэтому совсем необязательно отправляться в Индию или семь лет проводить в Тибете, если Бога можно найти везде. Человек по Блаватской — отражение Абсолюта, а следовательно, априори един с Богом.
Однако критики теософии замечают, что Блаватская представляет теософию как псевдорелигию, которая требует безграничной веры, а сама она выступает как идеолог сатанизма. Однако нельзя отрицать, что учение Блаватской оказало влияние и на русских космистов, и на авангард в искусстве и философии.
Из Индии, своей духовной родины, Блаватской пришлось уехать в 1884 году после обвинения со стороны индийских властей в шарлатанстве. Далее следует период неудач — одна за другой раскрываются ее мистификации и трюки во время спиритических сеансов. По данным некоторых источников, Елена Петровна предлагает свои услуги в качестве шпиона III отделению царского сыска, политической разведке Российской Империи.
Потом она жила то в Бельгии, то в Германии, писала книги. Умерла после перенесенного гриппа 8 мая 1891 года, для ее почитателей этот день является «днем белого лотоса». Ее прах был развеян над тремя городами Теософского общества — Нью-Йорком, Лондоном и Адьяром.
До сих пор нет однозначной оценки ее личности.
Двоюродный брат Блаватской С.Ю. Витте иронически отзывался о ней как о
добрейшем человеке с огромными голубыми глазами, многие критики отмечали ее
несомненный литературный талант. Все ее мистификации в спиритизме более чем
очевидны, однако играющие в темноте рояли и голоса из прошлого уходят на второй
план перед «Тайной доктриной», книгой, которая открыла европейцам учение,
сочетающее в себе и религию, и науку, что было откровением для рационального,
атеистического мировоззрения людей начала XX века.
В 1975 году в Индии вышла почтовая марка, посвященная 100-летию Теософского общества. На ней изображены герб и девиз общества «Нет религии выше истины».
Текст: Лилия Остапенко.