В целом, наставление Гуру Нанака, основателя сикхизма, в отношении еды таково: «Не принимайте пищу, которая дурно влияет на здоровье, причиняет телу боль или страдания, порождает дурные мысли».
Тело и ум тесно связаны, поэтому потребляемая нами пища влияет и на тело, и на ум. Сикхский гуру Рамдас пишет о трёх качествах бытия. Это раджас (активность или движение), тамас (инерция или тьма) и саттва (гармония). Рамдас говорит: «Сам Бог создал эти качества и тем самым взрастил нашу любовь к благам этого мира».
Пищу также можно классифицировать, разделив на три эти категории. Например, свежие и натуральные продукты – пример саттвы; жареные и пряные продукты – пример раджаса, а консервированные, разложившиеся и замороженные продукты – пример тамаса. Избыток тяжёлой и острой пищи приводит к расстройству желудка и болезням, тогда как свежая натуральная пища позволяет сохранять здоровье.
В «Ади Грантхе», священном писании сикхов, присутствуют упоминания убойной пищи. Так, Кабир говорит, что, если всё мироздание есть проявление Бога, то уничтожение любого живого существа или микроорганизма является посягательством на естественное право на жизнь:
«Если ты утверждаешь, что Бог обитает во всём, то почему же убиваешь курицу?»
Другие цитаты из Кабира:
«Глупо жестоко убивать животных и называть убоину освящённой пищей».
«Ты убиваешь живое и зовёшь это религиозным деянием. Так что же, в таком случае, безбожие?»
С другой стороны, многие последователи сикхизма полагают, что, хотя следует избегать убийства зверей и птиц с целью употребления их плоти в пищу и нежелательно причинять животным страдания, вегетарианство не нужно превращать в фобию или догму.
Конечно, животная пища, чаще всего, служит средством удовлетворить язык. С точки зрения сикхов, есть мясо исключительно с целью «полакомиться», предосудительно. Кабир говорит: «Ты постишься, желая быть угодным Богу, но убиваешь животных ради собственного наслаждения». Говоря это, он подразумевает мусульман, которые едят мясо по завершении религиозных постов.
Гуру сикхизма не одобряли ту ситуацию, когда человек отказывается от убоины, пренебрегая контролем над своими страстями и желаниями. Отказ от дурных мыслей не менее важен, чем отказ от мяса. Прежде, чем называть определённый продукт «нечистым», необходимо очистить ум.
«Гуру Грантх Сахиб» содержит фрагмент, указывающий на бесплодность дискуссий о превосходстве растительной пищи над животной. Рассказывают, что, когда брамины Курукшетры стали отстаивать необходимость и благотворность исключительно вегетарианской диеты, то Гуру Нанак заметил:
«Только глупцы ссорятся из-за вопроса о допустимости или недопустимости мясной пищи. Эти люди лишены истинного знания и не способны медитировать. Чем является, в действительности, плоть? Чем является растительная пища? Какая из них отягощена грехом? Эти люди не способны провести различия между пищей благой и той, что приводит к греху. Люди рождаются из крови матери и отца, но они не едят рыбу или мясо».
Мясо упоминается в Пуранах и сикхских писаниях; его употребляли во время яджн, жертвоприношений, совершавшихся по случаю свадеб и праздников.
Точно так же, сикхизм не даёт однозначного ответа на вопрос о том, считать ли рыбу и яйца вегетарианскими продуктами.
Учителя сикхизма никогда прямо не запрещали употребление мяса, но и не отстаивали его. Можно сказать, что они предоставляли выбор питания последователям, однако следует отметить, что «Гуру Грантх Сахиб» содержит пассажи, направленные против употребления мяса. Гуру Гобинд Сингх запретил Кхалсе, сикхской общине, употребление халяльного мяса – приготовленного в соответствии с ритуалистическими предписаниями ислама. Вплоть до наших дней мясо никогда не подают на сикхской Гуру Ка Лангаре (бесплатной кухне).
По мнению сикхов, вегетарианство, как таковое, не является источником духовного блага и не ведёт к спасению. Духовный прогресс зависит от садханы, религиозной дисциплины. При этом многие святые утверждали, что вегетарианская диета благотворна для садханы. Так, Гуру Амардас говорит:
«Люди, употребляющие нечистые продукты, увеличивают свою скверну; эта скверна становится причиной скорби людей эгоистичных».
Таким образом, святые сикхизма советуют людям, идущим по духовному пути, быть вегетарианцами, поскольку так они смогут избежать убийства животных и птиц.
Помимо негативного отношения к мясоедению, сикхские гуру демонстрируют абсолютно негативное отношение ко всем наркотикам, включая алкоголь, что объясняется его негативным влиянием на тело и ум. Человек, под воздействием алкогольных напитков, утрачивает разум и неспособен к адекватным поступкам. «Гуру Грантх Сахиб» содержит следующее утверждение Гуру Амардаса:
«Один предлагает вино, а другой его принимает. Вино делает его безумным, бесчувственным и лишённым всякого разума. Такой человек уже не в состоянии различать своё и чужое, он проклинаем Богом. Человек, пьющий вино, предаёт Своего Владыку и подвергается наказанию в суде Господа. Ни при каких обстоятельствах не пейте это порочное пойло».
В «Ади Грантхе» Кабир говорит:
«Любой, кто употребляет вино, бханг (продукт конопли) и рыбу, попадает в ад, невзирая на любые посты и каждодневные ритуалы».