«Сортировка мусора дома – сложное, непредсказуемое занятие, которое отнимает много сил и времени». Если вы хотя бы раз сталкивались с такой мыслью и из-за этого не могли начать сортировать отходы, читайте данную статью о людях со всей России, которые сделали сортировку неотъемлемой частью своей жизни. Мы задали им одинаковые вопросы и вот что они рассказали.
Наталья, Хабаровск
– Когда вы начали сортировать мусор, и почему?
– С февраля 2021 года. Открылся пункт приёма [отходов] в моем городе.
– Есть ли рядом с вашим местом жительства инфраструктура для сортировки мусора? Что вы сортируете?
– Баки для сортировки отсутствуют, ближайший и единственный пункт в 30 минутах езды на авто в центре города. Сортировка: бумага, картон, стекло, сталь/жесть, алюминий, пластик (01, 02-«добрые крышечки», 02-бутылки, канистры; 06-вспененный полистирол, пенопласт), электрохлам, аккумуляторы и батарейки.
– Какая информация была нужна, и где вы ее искали? Какие были сложности при сортировке?
– Нужна была подробная информация о принимаемом пластике: в каком состоянии [можно сдать], что именно. Нашли по QR-коду, указанному на пункте сбора и на сайте компании.
Особых сложностей не было. Первое время сверялись с перечнем принимаемого мусора, для этого распечатали информацию в виде книжечки и положили на кухне для быстрого доступа. Приготовили емкости для раздельного сбора
До сортировки думали, что это нам усложнит жизнь. Однако этого не случилось, стоило один раз обдумать все и организовать. Но у нас остаются сомнения в том, что разделенный мусор доходит до стадии его переработки. Нет информации об этом. Да и единственный пункт приема невелик для 600-тысячного по населению города и востребован небольшим количеством людей.
– С какими сложностями столкнулись при сортировке?
– Сложности: отвести место в квартире под емкости для мусора; трудно помыть жестяные банки, не поранившись.
– Есть ли у вас экологическая тревожность, и помогает ли сортировка с ней бороться?
– Экологическая тревожность есть, так как засорение природы происходит у нас на глазах и, к сожалению, с каждым годом растет в геометрической прогрессии. Но одним пунктом раздельного приема, не рекламируемым и не пропагандируемым, проблему не решить. Нужно вовлекать более широкие слои населения, размещая бачки возле домов и агитировать людей через СМИ и управляющие компании. Но более действенным методом стимулирования стала бы материальная заинтересованность населения, от чего мы ушли с развалом СССР: возмещение стоимости упаковки в пункте приема, хотя бы крупного пластика и стекла. Цветной металл принимается за деньги, например, и он не валяется под ногами.
Таисия и Владислав, Санкт-Петербург
– Когда вы начали сортировать отходы, и почему?
– Начали сортировать мусор три с половиной года назад, потому что мы выступаем за экологию и за веганство (Таисия и Владислав являются веганами — прим. ред.), это очень взаимосвязано. На планете куча мусора, который практически никогда не разложится.
– Какая у вас есть инфраструктура для сортировки отходов?
– Во дворе у нас стоит специальный бак для сортировки. Там принимают стекло, железо, некоторые виды пластика и бумагу. Мы сортируем весь мусор, кроме органики. Ее сложно сдавать, видели контейнеры для нее только в Европе. Органику можно компостировать, но в городе это проблематично.
– Какая информация вам требовалась, где искали?
– Информацию особо не искали. Но если она необходима, можно зайти на страничку «Раздельного сбора», у них много статей и гайдов. На всех упаковках стоят маркировки. Это несколько цифр или сочетаний букв, которые обозначают, к какой фракции принадлежит упаковка. Эти цифры и буквы написаны на контейнерах. При необходимости некоторые упаковки нужно помыть, но это не занимает много времени.
– Какие сложности возникли при сортировке? Как сортируете мусор?
– Единственное – вторсырье занимает слишком много места. Мы не придумали компактного способа хранения. В будущем мы планируем завести корзины для отходов. Тетрапаки мы ополаскиваем и вывозим в пункты, где их принимают, когда накапливаются. Для этого есть сайт, на котором обозначены пункты приема отходов. Сортировка не осложнила жизнь, но немного облегчила ее в моральном плане.
– Есть ли у вас экологическая тревожность?
– Экологическая тревожность присутствует, иначе мы бы не выступали за экологию. Сортировка отходов не помогает с ней бороться, потому что мусора все равно много, и он все равно убивает животных, людей, отравляет среду, планету. Мы считаем, что в первую очередь необходимо задуматься, как не оставлять после себя столько отходов. Для этого существует много простых решений, например, отказ от использования полиэтиленовых пакетов. Поэтому мы просто делаем то, что конкретно один человек может сделать, чтобы уменьшить масштабы ужаса.
Сергей, Москва
– Когда вы начали сортировать мусор, и почему?
– В конце 2019 – начале 2020. Но если уходить вообще в истоки, начал еще со школы. У нас был сбор макулатуры. Тогда я еще собирал крышечки и батарейки. За батарейки обещали поставить пятерки по физике, и мне поставили. Некая мотивация.
В какой-то момент я понял, что макулатуру можно сдавать за деньги у себя на районе. У меня была знакомая, у которой сестра была эко-активисткой, занимающейся сбором мусора. Они попросили помочь вывезти (у Сергея есть машина – прим. ред.) отходы в «Собиратор» в Царицыно. У них был пластик, много пластиковых бутылок и макулатура. Макулатуру я сдал сам за деньги, пластик вывез в «Собиратор». До этого я знал про него, но никогда там не был. С этого начался мой путь раздельного сбора пластика, стекла, макулатуры.
– Есть ли рядом с вашим местом жительства инфраструктура для сортировки?
– У нас везде стоят синие контейнеры (для вторсырья), которые абсолютно бесполезны. Про них почти никто не знает. Возьмем ближайшую мусорку (где стоят синие контейнеры) – она закрытого типа, ты не видишь, какие там контейнеры: синие или зеленые, и что на них нарисовано. У людей нет этой культуры, и даже если бы стояли эти баки (на открытом месте), все равно бы люди кидали туда все подряд.
– Какие отходы вы сортируете?
– Крышечки, тетрапак, пластиковые бутылки, стеклянные бутылки и банки, картон, бумагу, газеты. И ветошь – непригодную рваную одежду. Просто старую одежду отвожу тоже в «Собиратор», там есть сбор одежды для благотворительности, сдал туда куртку, которая мне уже не по размеру.
– Вы сталкивались с проблемами с поиском информации?
– Пытался гуглить информацию, но это слишком сложно: это такой-то пластик, это такой. Огромная куча информации, из которой ты ничего не вычленишь. Я приезжаю в «Собиратор» и ориентируюсь по контейнерам. Можно спросить у сотрудников, куда что положить.
– Сортировка облегчила вам жизнь? Сложно ли сортировать отходы?
– Она не облегчает жизнь. Ты должен все это помыть, смять правильно, утрамбовать, потратить время, чтобы отвезти. Но я стал реже выносить бытовой мусор, его становится меньше. Начать несложно, сложно поддерживать. Должно войти в привычку.
– Какие были предрассудки перед началом сортировки и после?
– Я думал, что нужно на всех бутылках искать эти треугольники с цифрами, каждую бутылку рассматривать. На деле оказалось гораздо проще — ты приезжаешь (в «Собиратор») и знаешь, что у тебя такое-то количество таких-то бутылок, они идут в такой-то контейнер. Тетрапак — в такой-то контейнер. Видишь контейнер для блистеров от таблеток, одноразовые станки, дома собираешь, приезжаешь – высыпаешь. Не надо рассматривать каждую штуку отдельно. Приехал – 15 минут потратил, и все.
– Есть ли у вас экологическая тревожность?
– Наверно, есть. Островок из мусора размером с Францию в Тихом океане (площадь мусорного острова в Тихом океане составляет от 700 тыс. до 1,5 млн км2 квадратных, площадь Франции составляет 551,5 тыс. км2 — прим. ред.) удручил, когда я прочитал про это. Понял, что что-то для этого мира, пока ты живешь, можно сделать. Я переживаю за экологию, за свой экологический след. Людей становится все больше, и от нас остается все больше мусора.
Евгения, Москва
– Когда начали сортировать мусор, и почему?
– Я начала сортировать мусор в 2019 году под влиянием мужа. А также из-за того, что достаточно много представлений о необходимости этого мне дала моя профессия. Так как я работаю в педагогике, мы, конечно, проходили тему влияния среды на развитие ребенка, на возникновение различных заболеваний, мутаций, их распространенность. В какой-то момент ты понимаешь, что тебя это начинает тревожить и пугать. И хочется что-то изменить. Наверное, это желание повысить свою значимость и вызвало стремление к сортировке и большей экологичности.
– Есть ли рядом с вашим местом жительства инфраструктура для сортировки отходов?
– Рядом с нами есть места, где можно сортировать мусор, но я не очень доверяю им. Это наша придомовая мусорка, в которой есть несколько контейнеров для пластика, для вторсырья, но, опять же, ты не можешь быть до конца уверен, что это все вывозится и утилизируется так, как должно. И не для красивой картинки это все поставлено. А так, ближайшие пункты приема (которым я доверяю) – пункт приема пластиковых бутылок в «Меге» на Теплом стане и «Собиратор». Туда мы сдаем все, что можно сдать.
– Что вы сортируете?
– У нас есть зонирование в квартире, есть пакет для крышечек, для батареек. Есть коробки, которые остаются, например, от заказов из интернет-магазинов, они в дальнейшем используются, как контейнеры для тетрапака, контейнеров и бутылок.
Площадь квартиры не позволяет обширно зонировать, все складывается в одну коробку, потом отдельно раскладывается. Этим занимается Сергей (муж Евгении, один из респондентов – прим. ред.), получает от этого колоссальное удовольствие. Моя роль заключается в том, чтобы это туда положить.
– Была ли потребность в поиске специфической информации?
– Информацию про все это дело найти несложно, учитывая, что эта тема популярна, ты можешь и не искать, кто-то обязательно тебе что-нибудь пришлет. Если хочется почитать про сортировку мусора, можно зайти на официальный сайт «Собиратора». Или поиск в интернете в помощь.
Таким образом, мы нашли магазин бытовой химии, который производит экологичную химию и продает в собственной многоразовой таре, с которой ты потом приезжаешь, платишь только за моющее средство. Наш следующий шаг по смене некоторых бытовых средств на более экологичные. Опять же, это вопрос гигиены, не все здесь можно сделать более экологичным. Это щепетильный вопрос.
– Какие сложности были, когда вы начали сортировать мусор? Сложно было разобраться?
– Разобраться не так сложно. Гораздо сложнее – выработать привычку сортировки. Все, что тебе нужно знать — маркировки, которые есть на товарах, и что они обозначают. Лично для меня сложнее всего было начать. Это переломный момент. Сначала ты думаешь, что это (сортировка и ведение более экологичного образа жизни) не очень здорово, некомфортно, неудобно и даже противно. Но потом, разобравшись, понимаешь, что ничего неудобного нет.
– Сортировка сделала жизнь проще или сложнее?
– Не могу сказать, что сортировка облегчила или усложнила жизнь, просто появилась еще одна обязанность, ненапряжная, которая проистекает из желания. Хочешь – делаешь, не хочешь – не делаешь, никто никого не принуждает.
– Есть ли у вас экологическая тревожность? Помогает ли сортировка с ней бороться?
– Экологическая тревожность есть, значительная. Она усугубляется. Я подписана на разных эко-активистов, которые зачастую постят какие-то тревожные посты, фотографии, которые тебя начинают в это дело вовлекать и вгонять в тревогу. Это неприятная история, но как с этим бороться? Никак, это никуда не девается, и когда ты в это дело погружаешься, то ты понимаешь, что это настолько глобальная проблема, с которой ты один не можешь сделать ничего. Важно, чтобы было больше людей, которые готовы вовлекаться в это.
Наше государство говорит про зеленый курс и как будто мы уже на него встали, но, на самом деле, нет. Зная, что ты живешь в одной из самой неэкологичных стран, становится как-то дико грустно от этого. Не знаю, не могу сказать, что приходит смирение с этой тревогой. В какой-то момент ты тревожишься меньше, ты что-то сделал для экологии. Но потом понимаешь, что этого мало.
Иногда тебе помогает отвлечься то, что ты причастен к этому, и что-то может поменяться. Я себя успокаиваю изготовлением экологичных вещей, например, губок для посуды. Я вычитала, что можно вязать на дому джутовые мочалки, которые дольше служат и лучше очищают. Есть заморочки с уходом за ними, но мы пытались попробовать, очень понравилось.
Анастасия, Москва
– Когда вы начали сортировать мусор, и почему?
– Мы сортируем мусор несколько лет. Начали, потому что это меньшее, что можно сделать для окружающей среды, и не требует особых усилий.
– Как сортируете отходы?
– Мы разделяем опасные отходы: батарейки, аккумуляторы. А также бумагу, съестные отходы, одежду и ткани. Стекло и пластик по его видам.
– Есть ли инфраструктура рядом с местом вашего жительства?
– Я живу в квартире, в обычной брежневке, во дворе только недавно появились баки для раздельного сбора мусора, да и то, весьма условного: смешанные отходы и вторсырье. Если туда заглянуть, видно, что весь мусор упакован в пластиковые пакеты, что сводит на нет даже такую попытку сортировки.
– Где вы искали информацию о сортировке?
– Информацию по сортировке сейчас можно найти за минуту, забив этот запрос в поисковике. Отдельно советую «Собиратор»:: и как информационный портал, и как место, куда можно сдать отходы.
– Какие были сложности, когда вы начали сортировать отходы?
– Раньше мы просто выбрасывали мусор в общий мусоропровод, но приучить себя складывать разные отходы в разные отсеки и увозить их чуть дальше, до точек приема, оказалось проще, чем думали. Это такая же привычка, как чистка зубов или стирка одежды, вам просто нужно потратить немного времени на свой быт. А в итоге планете от этого только легче.
Александр Козлов