Практически все люди делятся на две большие группы. Одни умеют плавать и любят воду во всех ее проявлениях, другие предпочитают отдыхать и принимать солнечные ванны на берегу, лишь слушая шум прибоя.
Трудно оценить, но это имеет свои причины, берущие начало с первых дней жизни. С момента первых купаний в детской ванночке и решения родителей сохранить или нет рефлекс «свободы в водной стихии».
Каждый новорожденный ребенок провел первые девять месяцев своей жизни в утробе матери, а значит, в водной среде. Она для него является родной, привычной, знакомой. Малыши прекрасно чувствуют себя, когда находятся среди больших водных пространств на руках у матери – как над поверхностью воды, так и погруженные в нее. Они сохраняют врожденный рефлекс и могут самостоятельно затаить дыхания на протяжении первых 3-4 месяцев (уже после 4-х месяцев рефлекс нужно вырабатывать снова). Некоторые недоношенные младенцы по определенным методикам проводят большую часть времени суток, будучи погруженными в теплую воду, и со временем легко компенсируют отставание в развитии. Вода – это их стихия, их среда обитания.
Но что же разделяет нас с ней после рождения?
Бывает интересно послушать истории взрослых людей о том, как они учились плавать. Это обычно очень страшные или смешные рассказы. И всегда они касаются обучения плаванию уже в том возрасте, когда человек себя прекрасно помнит. Чаще всего именно эти люди после неудачного опыта обучения плаванию становятся любителями солнечных ванн на берегу и душа в номере.
Когда же они потеряли связь со средой обитания, в которой провели первые девять месяцев своей жизни? Скорее всего, по каким-то причинам они были лишены возможности купаться в больших водоемах в течение первых четырех месяцев (будь то море, бассейн или большая домашняя ванна – в первые месяцы жизни ванной, расположенной в городской квартире, ребенку вполне хватит). А уже в 6-8 месяцев малышу, который не знает, что такое большая вода, очень трудно понять, что в воде можно не только ходить по дну, но еще и плавать.
Можно не показывать новорожденному ребенку простор «большой воды», но важно сохранить врожденную связь с этой средой. Новорожденным этого никто не объясняет, но они прекрасно плавают под водой с открытыми глазами и ртом. Они чувствуют себя как дома. Как рыба в воде.