Евгений Бочаров - «Проводник во французский мир», а еще йогин, баянист, гид-переводчик, преподаватель французского языка.
Как вы относитесь к вегетарианству?
В общем позитивно. В моей жизни был этап, связанный с ограничениями в пище и стремлением к здоровому образу жизни. Он продолжался, пока я не осознал искусственность этих ограничений. Мое «вегетарианство от ума» приносило мне больше вреда, так как на тот момент оно не было естественной потребностью тела, но скорее желанием быть «просветлённее». Один из принципов ниямы (второй ступени йоги) предписывает всегда быть довольным тем, что есть. Я часто путешествую, бываю в гостях, иногда оказываюсь в условиях, близких к экстремальным, таких как недавнее большое пешее паломничество по пути Сантьяго де Компостела. Там принципы употребления свежей пищи, которая приготовлена не более трех часов назад, сложно соблюсти. И поэтому основной принцип питания для меня сейчас - быть удовлетворенным тем, что Бог послал. Конечно же, если есть возможность, я всегда выбираю, качественные натуральные продукты. Лучше всего, если они выращены в саду. А вообще, если говорить о здоровом образе жизни, то для меня он заключается в гармонии с самим собой и с миром. Вегетарианство при мудром подходе может здорово помочь в обретении этой гармонии!
Чем вы занимаетесь в жизни?
Я помогаю людям заговорить на французском языке и открыть с его помощью французский мир со всем его богатством. Сейчас преподаю французский язык через скайп и организую языковые путешествия (культурные экспедиции) во Францию. Живу и во Франции, и в России, что дает мне лучшее понимание обоих миров и помогает построить мост между ними. Чтобы захотеть выучить язык, нужен выход к культуре. Нужен взгляд изнутри, чтобы человек имел живые связи с Францией. Поэтому мы не только изучаем языки, но и проводим занятия на практике.
Если говорить в терминах рынка, то я гид-организатор этой поездки, но если просто без купюр, я воспринимаю это как приезд друзей в гости. Мы никогда не бронируем отель, а останавливаемся у друзей, соседей, знакомых. А вообще все то, чем я занимаюсь, сводится к одному знаменателю – самопознанию. И в этом деле грань между работой и не работой уже стерлась, профессия превратилась в служение. После нашего разговора у меня будет урок французского языка, но для меня это не более важно, чем наш с вами разговор, чем позвонить другу. Многие сферы, от музыки до садоводства мне интересны и все одинаково важны.
Во Франции вы принимаете гостей из России?
Нет, не только. На сегодняшний день это в основном русскоговорящие участники, но в будущем планируется сделать проект интернациональным. Человек может быть и англичанином, но учить французский и присоединиться к нашей поездке. Есть идея создать общее пространство, в котором люди из разных стран, культур будут встречаться, и заниматься одним делом, помогать друг другу преодолеть языковой барьер с помощью живого общения.
Благодаря французским друзьям и знакомым, я нахожу людей, которые являются изюминкой региона. Ремесленники, артисты, музыканты. Встречи с ними дают увидеть страну изнутри, а не поверхностным взглядом туриста, понять, чем живет регион, в котором мы путешествуем, так как Франция, она и представляет собой палитру самобытных провинций. Например, после прогулки по средневековой деревушке, мы договариваемся о посещении маленькой сыроварни, мало кто из нас знает, как делается козий сыр. Это интересно, и это и есть соль этого места. По опыту бретонских путешествий мы устраиваем дружеский ужин, куда приглашаем французских друзей, живущих неподалеку. Иногда нас приглашают. Наш приезд это тоже событие для местного населения. Им интересно как мы живем в России, а нам как они живут. Вот так и происходит культурный обмен. После этого у ребят остаются дружеские связи, люди возвращаются во Францию снова, а это значит для меня, что миссия выполнена. Если резюмировать, то это и есть построение моста между культурами, между двумя странами Россией и Францией.
Евгений, вы играли в группе «Вересковый мед», расскажите об этом этапе вашей жизни?
Это одно из самых счастливых воспоминаний моей студенческой жизни. Учился я в городе Пятигорске. Путь прошел от восхищенного поклонника до участника группы. Сложилось так, что аккордеонистка Наталья уехала в Санкт-Петербург и место в группе освободилось. Я с детства занимался баяном, однажды Павел Барышников, руководитель коллектива, пригласил меня в группу. Это был ценный опыт. Потому что играть сольно это одно, а в группе – другое дело. Необходимо умение слушать, дополнять, гармонировать. Особенно запоминались наши выездные фестивали. Грушинский, местные ставропольские фестивали. И этот опыт, когда не только сцену делишь, но еще и общее пространство, сплачивал нас. И с тех пор как я ушел из группы, потому что переехал в Санкт-Петербург, мы сохранили теплые дружеские отношения. И каждый раз, когда я приезжаю в Пятигорск, я всегда встречаюсь с ребятами.
Расскажите о Грушинском фестивале?
На Грушинский фестиваль мы попали благодаря Юрию Грушину, нашему другу из Зеленокумска. Это место на берегу Волги, куда на неделю собирается целый город из бардов, условно бардов, потому что фестиваль объединяет все жанры и направления. Атмосфера Грушинского фестиваля даже выходит за рамки музыки. Люди приезжают туда не просто послушать живую музыку (хотя это остается основным поводом собраться). Побывать на природе, совершенно неожиданно встретить необычных людей. Для музыкантов это возможность себя показать и других посмотреть и конечно познакомить людей со своим творчеством. Грушинский фестиваль во многом помог «Вересковому меду» обрести известность за пределами Ставропольского края.
Все еще играете на баяне?
Да, конечно! Баян все время со мной! С самого детства мой отец научил меня играть на гармошке. Потом родители отдали меня в музыкальную школу, и там я научился играть на баяне. Позже освоил гитару. Среди моих друзей здесь, во Франции много музыкантов. Часто мы собираемся вместе либо в кафе, либо дома, во время праздников и фестивалей и импровизируем. На музыкальном жаргоне в России это называют «Джем Сейшн», по-французски говорят faire un boeuf (по названию кафе, в котором когда-то зародилась традиция таких встреч). Это интересное общение посредством музыки и конечно незабываемые эмоции. Ну, а чтобы участвовать в этом, мне необходим баян!
Как сложился жизненный путь? Пятигорск, Санкт-Петербург, Франция, что вело вас этой тропой?
Как любой выпускник с дипломом на руках задается вопросом «Что делать?» Так и я задался этим же вопросом, и решил его радикально. Через 2 часа после сдачи выпускных экзаменов в университете сел на поезд и уехал в Санкт-Петербург. Поступил в консерваторию, но вскоре понял, что учиться музыке мне, хоть и интересно, но втискивать себя в рамки учебного процесса с массой лишних или уже пройденных предметов, больше не было сил. И спустя неделю я оставил консерваторию. Потом один из крупных языковых центров в Санкт-Петербурге предложил работу. Так я стал работать преподавателем французского языка, делал переводы. Потом набирал свою группу, для изучения французского с нуля. Это был замечательный опыт. Летом я оставлял Петербург и возвращался во Францию, что-то меня туда тянуло. Я путешествовал, открывал для себя новые места, обрастал друзьями, пускал корни. На сегодняшний день образ жизни номада, когда я живу и во Франции и в России, хотя и имеет свои неудобства, но психологически меня устраивает, потому что позволяет объединять два мира. Если бы я работал в офисе в туристической фирме где-нибудь в Москве и организовывал поездки во Францию, это было бы не настоящим. Нужна связь с местом. Здесь, во Франции у меня есть огромное поле для творчества. Я рад делиться с французами своей русской культурой, через музыку и фольклор, и людям это интересно. Вдобавок, я все глубже узнаю саму Францию, и это меня чрезвычайно вдохновляет.
Что такое путь Сантьяго?
По легенде после казни апостола Иакова его останки были помещены в лодку и пущены в море и через некоторое время были принесены в Галисию на северо-западе Испании. Там после их захоронения построили церковь, и постепенно в это место началось паломничество. Апогей пришелся на Средневековье. То есть изначально это был религиозный путь паломничества. В конце 18-19 веков путь был позабыт и стал возрождаться последние 10-15 лет. И поток увеличился с двух тысяч в год до полутора тысяч в день. Но не это меня привлекло, а то, что это путь души, путь освобождения, молитвы, тишины. Я начал им идти два года назад из Франции. Общая протяженность полторы тысячи километров. Но не всем удается пройти за раз этот путь, и я разбивал его на этапы по шестьсот, семьсот километров. El camino es la meta - путь есть цель. Историки говорят, что наличие останков апостола - это выдумка и там ничего нет. Но, если идешь по Пути Сантьяго с устремлением к очищению, к размышлению и самопознанию, то «историческая правда» становится неважна. Потому что основная работа, трансформация происходят по пути. А прибытие в культовое место, «конец пути» воспринимается как спортивный финиш.
Как появился ваш творческий псевдоним Евграф Вольхофф?
Интересный вопрос. Евграф появился после первого опыта длительного путешествия автостопом от Страсбурга до Средиземного моря. Как в фильме «Достучаться до небес». Мне казалось, что это путешествие изменит мою жизнь, была такая романтическая мечта. По пути я останавливался в разных городах у моих друзей и коллег. И по приезду оттуда мне очень захотелось поделиться опытом, и я написал свои первые заметки. И подписал я их псевдонимом Евграф. И только потом выяснилось, что Евграф означает «хорошо пишущий» в переводе с греческого языка. А Вольхофф в переводе с одного из германских языков означает «любитель вольных странствий». Так называли одно из кельтских племен.. Не стану ручаться за этимологию слова, но мне понравилось имя и я вложил в него именно этот смысл. Евграф Вольхофф – писатель, любитель вольных странствий.
То есть имя влияет на судьбу человека?
Да, конечно. Но, наверное, степень влияния зависит от того, насколько мы себя идентифицируем с этим именем. Не скажу, что моя жизнь изменилась с появлением Евграфа. Псевдоним создает пространство, в котором удобно реализовывать то, для чего оно было создано. В частности Евграф был создан как литературный творческий псевдоним, и он помогает входить в это творческое пространство. И в тоже время это создает некую дистанцию, чтобы посмотреть со стороны на то, что написано. В этом я вижу смысл наличия псевдонима.
Как познакомились с йогой и восточной философией?
Все всегда начинается с вопросов, которые сами возникают: «Кто я? В чем смысл жизни?» Те вопросы, которые не дают спокойно жить. И начинаешь искать на них ответы, для начала в книгах, потом ищешь людей, которые обладают опытом, знаниями. Потом этого становится недостаточно, и начинаешь практиковать работу с телом. И ближе всего оказалась индийская традиция, в частности хатха-йога. Очень хорошо понимаю китайцев, даосов, буддистов. Со временем заново открыл для себя Православие. Йога она вне религии, помогает гармонизировать свою жизнь, очистить сознание, более адекватно воспринимать окружающий мир. В моей жизни йога и православие дополняют друг друга так как служат одной цели – единству с Богом. Это не микс и не поппури из религий и практик, это образ жизни. А еще я очень люблю читать и особенно ту литературу, которая близка к истокам.
Что бы вы посоветовали прочесть?
Сатпрем «Шри Ауробиндо, или Путешествие Сознания». Фундаментальный труд на мой взгляд. Автор – француз, заключенный в лагерях во время второй мировой войны и когда у него в жизни не осталось ничего, он получил опыт Пробуждения. Позже он жил в джунглях Амазонии, путешествовал по Индии в качестве садху, учился у тантрических учителей, пока не встретил Шри Ауробиндо. Шри Ауробиндо это великий индийский философ двадцатого века, йогин, революционер. Книга Сатпрема ценна как мировоззренческая работа, она помогла мне упорядочить накопленный опыт восприятия странного.