Тхиен Зуен - хранитель традиции школы Там Куи Кхи-конг, основатель и глава Федерации вьетнамского боевого искусства.
Каким был ваш учитель Зиен?
Ему было за 60 лет, он выглядел и на самом деле был очень скромным человеком. Зиен не совершал никаких подвигов или рекордов. Я думаю, он не смог бы отжаться от пола 30-40 раз, и в беге он не был силён. Бороться на руках – это совсем не его, силой от него не веяло. Но если попробовать встать перед ним и проатаковать… Даже не так, перед ним не возможно было встать, чтоб проатаковать. Внимание, скорость и лёгкость его движений были таковы, что сразу чувствуешь, что он будет быстрей. При этом никакого пота, эмоции или агрессии. Только улыбка. Очень жалею, что нет его фото.
Мы встречались с Зиеном почти каждый день, работали над качеством формы и другими нюансами. Мои вопросы постоянно висели в воздухе, и он это понимал. Просто механически выполнять формы совсем не интересно. Иногда казалось, что нет никакого вопроса, но потом я видел исполнение мастера, и вопрос вставал с новой силой.
Как Зиен выдерживал меня, я не понимаю. Столько вопросов, столько излияний - кошмар. Иногда, во время наших разговоров, он становился очень серьёзным: казалось, что он видит меня насквозь. Иногда мы медитировали вместе, сидя на скамейке или прямо во время прогулки. Обычно он молчал, а потом молчание становилось ещё гуще. Когда мы заканчивали, он говорил: «Ты должен сам, иди сам, меня потом не будет». Я как-то это понимал, но не очень.
Во время очередной встречи я сказал Зиену, что скоро ухожу в армию. А он ответил, что уезжает с учениками на несколько месяцев. Чудо просто, это была последняя встреча, больше мы не виделись. Так просто и легко мы попрощались.
Проводятся ли спарринги в Там Куи Кхи-конг?
В школе Там Куи Кхи-конг практикуются поединки, основное их отличие от спаррингов - отсутствие соревновательного момента. Есть еще и много других особенностей у поединков.
Несмотря на серьёзную подготовку практикующих Там Куи Кхи-конг, поединки очень травматичны. Ещё одна особенность поединков: они не зрелищны, лишены пафоса. Всё происходит в течение нескольких секунд. Нет ринга, нет судьи, нет возможности уйти на дистанцию. Правил нет, и, если нет броска, поединок опять начинается по команде из низкой стойки «черепаха». Когда пропадает новизна, нужно менять противника или использовать несколько противников по очереди. Важна именно новизна и непредсказуемость. Только так развивается истинное видение внутри боя, без предварительной оценки ситуации.
В поединках используется весь арсенал техники Там Куи: удары всеми частями кисти, удары локтями, коленями, головой, предплечьем. Захваты за любые части тела: горло, глаза и т. д. Также используются удары по всем болевым точкам человеческого тела. Подсечки и броски с добиванием, кроме длительной борьбы на полу.
Невозможно постоянно побеждать, особенно если противников несколько. Специфика такова, что пропустить сильнейший удар, несмотря на уровень мастерства, может каждый. Авторитетов нет. Но взрывной боевой дух и состояние отрешённости превыше всего.
Мой учитель, мастер Зиен, рассказывал, что в старину в поединках Там Куи участвовали даже старики. И это всё для развития себя и своего боевого духа. Не для победы над противником, а исключительно для развития духа. Если это понять, то для практикующего Там Куи Кхи-конг открывается широчайшая перспектива постижения в течение всей жизни. Нет победителя, нет побеждённого – пустота в основе всего. Для осознания и непосредственного переживания этого факта служат поединки Там Куи. Другими словами – это Путь.
Практикующие дзен понимают, о чём здесь речь. Ум не видит что-то в отдельности, всё видится единым, непрерывным. Спортивные единоборства предполагают противопоставление участников соревнований друг другу. Для этого и существуют соревнования. В Там Куи соревнований нет, есть множество особых парных упражнений, обучающих чувствовать противника, как себя самого. Понимая и чувствуя противника, мы становимся неуязвимыми. Поединки – это способ утвердиться в правильном состоянии сознания.
Сам мастер Зиен в 1983 году в возрасте за 60 с легкостью атаковал крепышей из вооруженных сил, и было видно, что он их жалеет. Пока человек исполнен духом – он чист, он здоров. Ещё нужно понимать, что физическая форма и глубокое понимание техники Там Куи также имеет большое значение. И осознать всё это нужно в реальном поединке. Поединки лишены жестокости, хитрости, различных закулисных интриг. Все равны. Исключений нет.
Что такое «железная ладонь», «железная рубашка»?
В популярных фильмах мы видим, как артисты с лёгкостью расправляются с большим количеством противников, нанося удары кулаком в голову. В жизни так не может быть. Если руки, наносящие сильный удар в голову, не подготовлены специальным образом, то после первого же удара возникнет травма – как после удара о стену. Даже те, кто серьёзно занимаются боевыми искусствами, но проводят поединки в перчатках, при столкновении с бойцом, у которого «железная ладонь» и который привык к жёстким тренировкам без перчаток и всякой защиты, испытают замешательство и будут повержены. Это совершенно однозначно и не подлежит сомнению. При жёстком обмене ударами, когда интенсивно атакуют две стороны, возникают постоянные столкновения рук, которые могут быть очень болезненными. Техника Там Куи предполагает постоянную активную атаку. Работа с расстояния и перемещения по рингу вне контакта с противником, как в боксе или других видах единоборств, отсутствуют.
Для занятий комплексом «железной ладони» необходим мешок из двух-трех слоев парусины или кожи с песком или гравием. Далее нужно подвесить мешок и можно приступать к занятиям. Существует определённая методика нанесения ударов по такому мешку. Нужно понять , какой же эффект должны производить данные упражнения. Все упражнения должны вызывать ощущение прилива крови к рукам. Чувствуется как бы опухание рук. Многие совершают грубую ошибку, особенно только начав практиковать упражнения по развитию «железной ладони», стараясь производить сильные удары и пытаясь стоять на кулаках у стены, очень долго превозмогая усталость. Практикуя таким образом, через некоторое время занимающийся получает травмы рук. На какое-то время придётся прекратить тренировки. Есть даже случаи, когда ученик, невзирая на наставления мастера тренироваться полегче, продолжил занятия, в результате чего получил серьёзные травмы, из-за которых пришлось прекратить занятия. «Железная ладонь» – серьёзное упражнение, практикуется под руководством опытного специалиста.
«Железная рубашка» направлена на усиление сухожилий. Как доказывает современная наука, именно сухожилия и связки являются той важной частью организма, которая отвечает за силу и выносливость нашего тела вплоть до глубокой старости. Мышцы можно быстро накачать, но без ежедневной тренировки они очень быстро слабеют. Сухожилия, наоборот, могут служить очень долго, если их правильно тренировать в течение какого-то времени.
С самого начала нужно использовать определенные упражнения для выравнивания костной структуры тела и формирования правильной осанки, заземления и ощущение центра, что позволяет хорошо соединиться с землей и получить от нее мощную силу.
«Железная рубашка» включает в себя также дыхательные техники для наполнения и последующего уплотнения жизненной энергии кхи в железах, органах и фасциях.
С помощью простых техник создания и накопления кхи, энергии жизненной силы, «железная рубашка» развивает внутреннюю энергию и позволяет поддерживать тело в хорошей форме. В результате, вы получаете тело расслабленное и открытое, сильное и здоровое, структурно выверенное по силам неба и земли. Кроме того, техники «железной рубашки» помогают укоренению в земле, что позволяет поддерживать центрированность и уравновешенность тела. В упражнениях «железной рубашки» мы используем дыхание, чтобы заполнить внутренние органы, железы внутренней секреции, мышцы и сухожилия, кости тела таким количеством кхи, которое позволит им оставаться здоровыми и сильными, сопротивляться старению и болезням. Это позволяет также освободиться от долго удерживаемых напряжений. «Железная рубашка» предоставляет средства совершенствования внутреннего «я», способствуя достижению более высокого духовного уровня.
Истинный смысл упражнений и комплексов «железной рубашки» состоит в том, чтобы подготовить тело к получению более высоких духовных энергий. Как уже говорилось, дыхание, как акт сбора энергии из окружающей среды, является одной из важнейших функций нашего организма. В «железной рубашке» оно используется для укрепления внутренних органов и желез внутренней секреции за счет повышения давления кхи вокруг этих органов и желез, а также в кхи-хай и позвоночнике.
Это позволяет значительно укрепить внутренние органы, сухожилия, кости и костный мозг. В практике уплотнённого дыхания мы вбираем воздух, затем, как бы придерживая его внутри, выдыхаем, на задержке дыхания подтягивая вверх живот, анус и половые органы, пока не почувствуем эффект всасывания.
В Там Куи Кхи-конг принято считать, что уровень и характер жизненной силы человека определяется в основном функциональным состоянием его эндокринной системы и, в частности, количеством и качеством половых гормонов.
В общей методологической структуре искусства Там Куи Кхи-конг «железная рубашка» является разделом, внимание в котором сосредоточено на работе с соединительными тканями, внутренними органами, костями и костным мозгом. Методы тренировки мускулатуры относятся к другим разделам.
Что такое «катящиеся камни»?
«Катящиеся камни» – парное упражнение, от осознания которого зависит правильное понимание боевой техники Там Куи в целом. Упражнение имеет несколько степеней сложности, но всё самое важное закладывается с самого начала. Важно помнить, что техника Там Куи зародилась в древности, в те времена, когда любой ценой надо было выжить, одержав победу над противником. В технике отсутствует соревновательный дух, и потому мы не рассматриваем её в рамках спортивного спарринга. Эта техника для реального боя.
Суть упражнения «катящиеся камни» заключается в следующем: два ученика стоят лицом друг к другу в позиции «тан». По очереди каждый из них наносит три удара, стараясь поразить противника, в тоже время другой должен отражать атаки. Между атакой и защитой не должно быть ни малейшего промежутка. Сначала всё происходит медленно, но по мере роста мастерства скорость, сила удара и общая энергетика упражнения должны увеличиваться. У опытных специалистов на проведение трёх ударов по времени затрачивается меньше одной секунды. «Катящиеся камни» не могут рассматриваться как полноценный свободный бой, но для того, чтобы почувствовать свой уровень, достаточно одной минуты. Это упражнение развивает способность не уклоняться от удара и не разрывать дистанцию, а жёстко встречать как можно раньше развивающийся удар противника. Находиться внутри боя, оставаясь при этом в спокойном состоянии, видеть и чувствовать любые намерения противника – вот что нужно развивать при помощи упражнения «катящиеся камни». Защита, кроме капы и бандажа, не применяется, и поэтому важно помнить, что пропущенный удар может нанести серьёзный урон. Постоянная практика этого упражнения формирует характер человека, его бойцовские качества и силу духа.
От каких болезней и каким образом помогает избавиться практика Там Куи Кхи-конг?
С помощью лечебных методик Там Куи Кхи-конг практикующие могут избавиться от различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы и болезней внутренних органов. Преподаватели нашей школы оказывают особую поддержку людям, которые не могут найти в себе силы начать работать над собой.
Кроме самой практики совершенно необходимо чистое вегетарианское питание. Это очень важно. Успех в избавлении от болезней на 50% зависит от питания. Не получая тяжёлой пищи, организм приобретает лёгкость, гибкость, что является базой для правильного развития чистой и сильной энергии при помощи кхи-йоги.
Чистое питание создаёт базу для освоения техники. Освоение техники и регулярные занятия постепенно вызывают у человека желание начать питаться чистой пищей. Очень важно иметь доброе открытое сердце, трезвую оценку своих сил и чёткое понимание своего места в этом прекрасном, гармоничном мире. Обретение человеком искренности и чистоты всеми религиями мира рассматривается как единственный путь к здоровью не только на духовном, но и на физическом уровне.
Все болезни, так или иначе, возникают по вине человека, из-за его поведения, которое нарушает порядок вселенной. Неправильное питание, переутомление или слишком праздная жизнь, внешние травмы, застойная кровь. Поэтому цель кхи-йоги – не оборвать крик больного органа, не устранить боль, а вернуть человеку былую, когда-то утраченную им гармонию.
При помощи практики кхи-йоги организм человека мягко, без насилия, избавляется, прежде всего, от застоя крови, в результате чего постепенно увеличивается жизненная сила, появляется желание активно жить и практиковать кхи-йогу. В таких условиях болезни больше нет места.
Человек – часть природы, и поэтому никаких специальных, а тем более, искусственных средств для лечения болезней не должно существовать, так как природа является самым великим целителем. Кхи-йога включает саморегулирующие процессы, данные нам при рождении. Благодаря этому исчезают старые болезни и не возникают новые.
Если человек болеет – значит, это ему нужно, он сам для себя выбрал такой образ жизни. В нашей школе выбирают другой: в дружественной атмосфере, без лекарств, поправляем свое здоровье, далее приобретаем мастерство.
Есть ли в Вашей школе женские практики, направленные на укрепление именно женского здоровья?
Относительно любого упражнения кхи-йоги без преувеличения можно сказать, что правильное и регулярное его исполнение избавляет как женщин, так и мужчин от всех болезней мочеполовой системы.
В древности на Востоке огромное внимание уделяли работе с мышцами тазового дна, т. к. понимали, что от крепости промежности и ее энергетического наполнения зависит поддержание жизненной силы, вложенной в нас природой при рождении, исключая ее утечку через слабое основание туловища.
Однако, в современном мире очень часто как у мужчин, так и у женщин, мышцы промежности расслаблены, не тренированы, что вызывает опущение внутренних органов. А это, в свою очередь, влечет за собой появление болезней мочеполовой системы, таких, как, бесплодие, опущение матки, нарушение менструальной функции, функции мочевого пузыря (например, недержание мочи), нарушение функции прямой кишки (например, геморрой), нефроптоз (опущение почек) и пиелонефрит.
Практика кхи-йоги с самых первых упражнений направлена на укрепление и развитие мышечно-связочного аппарата тазового дна, живота и поясницы, что улучшает кровоснабжение органов малого таза, восстанавливает их анатомию. Тренировка этой группы мышц является профилактикой и лечением застоя венозной крови, хронических воспалительных процессов и опущения стенок влагалища, проблем с вынашиванием беременности, недостаточной чувствительности при половой жизни. Подобные упражнения используются и для подготовки к родам и необходимы для нормального восстановления после родов.
Есть ли в школе рекомендации по питанию?
И Благодатный молвил ему так: «Махамати, бодхисаттвы, милосердные по сути своей, не едят какого-либо мяса в силу неисчислимых причин, но всё же дам тебе некоторые наставления. Здесь, в этом мире, Махамати, в длинной цепи смертей и рождений сансары среди чувствующих существ нет такого воплощённого существа, кое некогда не было бы твоим отцом или матерью, или братом, или сестрой, либо неким иным родственником иль близким. Либо — в другом существовании — они явятся среди диких зверей, домашних животных, птиц либо им подобных, но жаждущих возвратиться к изначальной пробуждённой природе всех существ. Так как же бодхисаттва-махасаттва, желающий постижения всеми существами Дхармы будд, может использовать в пищу мясо какого-либо чувствующего существа? Также, Махамати, ибо порождена плоть спермой и кровью, бодхисаттва, воспринимающий всё с любовью к чистоте, мяса не ест. Также в силу трепета, вызываемого у существ насилием над плотью, бодхисаттва, будучи йогином, исповедующим доброжелательность, мяса не ест» (Ланкаватара-сутра). Этот отрывок из одной наиболее авторитетной сутры буддизма красноречиво свидетельствует о том, как относился к поеданию мяса и всех живых существ сам Будда Шакьямуни.
Там Куи Кхи-конг – система, развивающая человека и его духовную сферу, и питание играет очень важную роль. Невозможно, питаясь мясом и ведя грязный образ жизни, добиться высоких результатов. Но новичкам не следует сразу отказываться от своих привычек, лучше сначала направить все силы на овладение техникой и развитие тела, а уже потом постепенно отказаться и от вредного питания.
Принимать пищу надо тогда, когда появляется чувства голода. Если есть не хочется, то следует пропустить запланированный прием пищи. Прежде всего, надо ориентироваться на собственный аппетит. Нужно ограничить употребление сахара, поваренной соли, крепкого черного чая, кофе, шоколада, консервированных продуктов, маргарина, кулинарных жиров, животных жиров. Люди часто принимают пищу не потому, что голодны, а потому, что при помощи этого процесса, который доставляет удовольствие, они подавляют полученный стресс. Это очень важный момент, на котором нужно остановиться подробней.
Приём пищи, особенно обильный приём жирной высококалорийной пищи, стабилизирует нашу психику. Получая стресс, мы пытаемся подавить его воздействие на нашу нервную систему при помощи еды. Возникает замкнутая система, из которой практически нет выхода. Стресс-еда. Стресс-алкоголь. Стресс-наркотики. Единственный выход – это медитация. Медитация и практика Там Куи Кхи-конг постепенно укрепляет и приводит к гармонии наше тело и нашу психику. Постепенно практикующий человек замечает, что пропало желание много кушать, появилась лёгкость и способность к быстрому восстановлению сил.
Расскажите, пожалуйста, о Тхиен (дзен) медитации.
Люди, в силу привычки, делят реальность на части и поэтому не могут увидеть взаимозависимость всех явлений. Увидеть всё взаимосвязанным означает пробить стену, ограничивающую восприятие мира. Люди заблуждаются, веря в нечто, существующее постоянно и не связанное с остальным миром. Избавление от такого взгляда освобождает от всякого рода фобий и тревог.
Человеку необходимо сделать всё, чтобы жить, ощущая себя частицей всего мира. Человек не является некой отдельной сущностью, пребывающей независимо во времени и пространстве, и отгороженной от остального мира некой преградой. Каждый человек подвержен влиянию множества жизненных факторов, и каждый также влияет на многие события. Боль, радость и вся гамма чувств окружающих пронизывают нас постоянно. Мы живём взаимопроникновением.
Истинный Тхиен заключается в тихом сидении в правильной позиции. Это не какое-то специальное состояние, это нормальное состояние: молчаливое, спокойное, без рвения и возбуждения. Тхиен означает успокоить ум и сконцентрировать ум и тело. В тихом сидении нет цели, нет стремления что-то получить, нет специального усилия или воображения. Это не знание, которое нужно постичь умом. Это только практика, являющаяся истинными вратами в счастье, покой и свободу.