25 июня Петербург вместе с 180-ю странами по всему миру отметит Международный день йоги. С часа дня и до позднего вечера на территории Петропавловской крепости будут петь мантры, учиться стойкам на голове и познавать энергию кундалини.
Организатор этого праздника – Людмила Липейко, которая сделала возможным ни один крупный кинематографический фестиваль в Петербурге. Свой опыт по организации фестивалей OpenCinema, OpenIndia и «Артдокфеста-2016» она легко перенесла на организацию мероприятий йогических, сделав возможным Международный день йоги. В преддверии фестиваля мы поговорили с Людмилой о развитии буддизма в России, переписывании от руки йогических трактатов и питании праной.
Международный День йоги проводится в Петербурге, насколько я знаю, уже в третий раз. Будет ли праздник в этом году отличаться от предыдущих?
На самом деле, масштабно Международный день йоги проводится в Петербурге второй год. В этом году, также как и в прошлом, он пройдет на открытой площадке в самом центре Петербурга – на территории Петропавловской крепости. Это очень символично, ведь именно с этого места начинался наш город, и здесь мы констатируем свое единство с народами из 180 стран, празднующих Международный день йоги. В этом году в фестивале примут участие крупнейшие центры и школы йоги города: Центр СФЕРА, Петербургская школа йоги «Поток странствий», центр « Искусство жизни», школа Патанджали и многие другие. Мастер-классы преподавателей будут проводиться со сцены и в шатрах весь день. Причем, среди преподавателей будут также гуру из Индии – мистер Вивек Тивари и брамин Вишну Шарен Шукла.
А совсем новичкам в мире йоги будет чем заняться?
Мы и рассчитываем, что на фестиваль придут, так называемые, новички, которые хотят узнать, что такое йога, чем отличаются ее разные направления. К тому же, на фестивале у них будет реальная возможность не только узнать, но и попробовать себя в разных видах йоги.
Сами пойдете на какой-нибудь мастер-класс на Дне йоги?
Я с большим удовольствием поучаствую в общей медитации, которую будут проводить преподаватели центра «Искусство жизни» со сцены. И если появится такая возможность, я пойду на мастер-класс Яны Мишулиной и на йогу-нидру. Но, к сожалению, у организаторов очень много работы и на самом мероприятии.
То есть, вы сами занимаетесь йогой? И как давно?
Меня интересовала философия и практика йоги еще в студенческие годы. Тогда еще не продавались книги по йоге, и мне приходилось подолгу сидеть в читальном зале библиотеки Академии наук и буквально переписывать «Йогу» Рамачараки, конспектировать труды Вивекананды… А дома я пыталась сама практиковать хатха-йогу. Сейчас я много путешествую по сакральным местам Индии и Непала. Много раз принимала участие в ретритах-медитациях в буддийских монастырях «На благо всех живых существ». В Гималаях мои самые любимые места – это ашрамы Бабаджи и пещерные храмы Горакхнатха. Я могу часами рассказывать своим близким и друзьям о том опыте, который я получаю в путешествиях по местам силы.
Сколько лет вы уже придерживайтесь буддизма?
С 2005 года. В тот год я впервые посетила Непал и попала на 10-ый ретрит, проводимый ламой Чоки Нима Ринпоче в монастыре Канинг Шедруб Линг.
Вы видите развитие дзогчена или других буддийских учений в России?
В последнее время у нас в стране значительно увеличилась численность приверженцев буддизма. Я думаю, это связано, во-первых, с открытостью границ и возможностью общения с буддистами разных стран, а во-вторых, с тем, что буддизм – это очень ясная и логичная система, описывающая пути совершенствования человеческой природы.
Насколько буддизм вообще приемлем и понятен для русского человека? Например, отношение к богу в шиваизме и буддизме серьезно отличается от восприятия понятия «Бог», принятом в христианской культуре. Не приходилось ли вам, когда вступили на этот путь, будто бы что-то в себе «ломать», существенно менять отношение к каким-то вещам?
Действительно, в буддизме, в отличие от христианства, нет понятия «Бог», а утверждается, что божественное уже изначально присутствует в сознании каждого человека. Ответственность за внутреннее совершенствование несет сам человек, а не церковь или религиозная община. Но мне это очень близко.
Буддизм, как таковой, не запрещает употреблять в пищу мясо. Вы едите животные продукты?
Я придерживаюсь вегетарианства. Мне бы хотелось перейти на питание праной, но должна быть длительная подготовка к такому переходу. Пока мне это не удается.
Создалось впечатление, что среди творческой молодежи сейчас модно увлекаться эзотерикой, заниматься йогой и не есть продуктов животного происхождения. Вы, как организатор не одного арт-фестиваля, общаетесь с большим количеством молодых режиссеров страны, это действительно так?
Я считаю, что сейчас замечательная молодежь. Многие занимаются йогой, придерживаются принципа ахимса. И особенно радует, что вегетарианство стало модной тенденцией в России.
Назовите три фильма, которые, на ваш взгляд, стоит посмотреть человеку для духовного развития.
Могу порекомендовать фильмы «Человек» Артюс-Бертрана, «Жизнь прекрасна» Роберта Бениньи и, конечно же, «Самсара» Рона Фрике.
Оля Маркелова