С 1 января 2025 года в Узбекистане вводится запрет на использование определённых видов диких животных в государственных и передвижных цирках, а также на их содержание в неволе.
До 1 января 2026 года частные лица и цирки обязаны передать или продать животных, входящих в специальный список, зоопаркам или питомникам по договору. И хотя такая передача вызывает вопросы с точки зрения этики, так как содержание диких животных в зоопарках также ограничивает их свободу и зачастую приводит к страданиям, эта мера может в итоге стать шагом к снижению численности животных, пострадавших от индустрии развлечений.
Согласно новому регламенту, более пятидесяти видов диких животных, включая медведей, волков, львов, тигров, леопардов, гепардов, сов и крокодилов, смогут содержаться только в зоопарках и специализированных питомниках, которые имеют разрешение Министерства экологии.
Общественные активисты продолжают призывать к запрету использования дельфинов в цирках. Однако в списке запрещённых для цирков животных в Узбекистане дельфины не значатся, поэтому на них ограничений не наложено, несмотря на обеспокоенность по поводу их содержания в неволе.
Напомним, как дела с цирками в России. В Госдуме обсуждают законопроект о запрете животных в цирках, но ожидать реальных изменений пока не приходится. Несмотря на инициативу передать животных в реабилитационные центры, прогнозы пессимистичны: заместитель председателя Комитета по экологии Владимир Бурматов призывает не к запрету, а к ужесточению требований, ссылаясь на переполненность реабилитационных центров и сложности с размещением крупных животных. Также предложено оставить вопрос на усмотрение местных властей — что вряд ли приведёт к позитивным решениям. Итог: цирки с животными продолжат работать, и ждать перемен не приходится.