Меня зовут Третьякова Ирина, мне 41 год. Работаю графическим дизайнером-иллюстратором, занимаюсь йогой, воспитываю двух детей. Вегетарианство – путь нашей семьи уже 15 лет.
Хотите быть звездой вечеринки или занозой на семейных праздниках – станьте вегетарианцем.
– Не едите мясо? – брови возмущенно взлетают вверх. – Почему?
Вопрос не из легких. Так хочется надеть белое пальто и поговорить за чашкой матэ о том, как тяжела судьба зверюшек и планеты, как мы все загадили своим животноводством, а еще добавить перца про цирки и зоопарки, ну и повозить лицом в грязи любителей носить мех. Белое пальто непременно ждет салют из помидоров, яиц или чего-то потемнее оттенком.
Мне повезло. У меня есть уникальный ответ, который не оставляет повода для дальнейших провокаций:
– Я родилась 20 марта. Это Всемирный День без мяса. Это судьба.
Если вы в прежней жизни все кармические узлы проработали, готовьтесь к тому, что родитесь в семье йогов, и вас сразу направят по праведному пути.
У меня было прекрасное детство. Вкусное и радостное. Мама с любовью жарила котлетки и лепила пельмешки, папа ловил рыбу. С аппетитом у меня все было в порядке, а вот со знанием того, что я ем, – не очень. Нам было нормально есть коров, свиней и кур, и при этом любить кошек и собак больше людей. Абсолютно никаких противоречий.
Противоречивые мысли появились гораздо позже, когда были съедены килограммы отбивных и куплены много пар кожаных сапог и туфель. Внутри меня любовь к братьям меньшим была всегда. В свои 26 лет, когда я посмотрела некое количество известных всем вегетарианцам фильмов про ужасы животноводческой промышленности, эта любовь пробудилась и «вся планета распахнулась для меня». Сразу и очень ярко вдруг возникли в уме острые темы и про экологию, и про войны, и про питание, и про систему – сработала красная таблетка Морфеуса.
Была бы я так решительна, если бы начинала путь в одиночку? Не знаю. Со мной рядом много лет мой муж, мы смотрим в одну сторону и вместе меняли пищевые привычки. Родные и близкие до сих пор, уже почти 15 лет, надеются, что это поздний пубертат или ранний кризис среднего возраста. Они уже не спорят, но мило предлагают что-то вкусненькое из мяса и рыбы. Мамы часто вздыхают, ведь нам, «зеленым», так сложно угодить на семейном застолье. Главное – всем принимать друг друга, это и есть любовь. Пусть каждый идет своим путем, будет он вегетарианским или нет.
Мое вегетарианство неидеальное. Это путь: он длится, ты меняешься, становишься выше, быстрее, сильнее, растешь, и вот уже видна вершина Кайласа, и Шива улыбается тебе, почти просветленному.
Я стараюсь быть на пути и одновременно принимать жизнь со всеми ее несовершенствами в моменте. Если в роддоме мне за весь день принесли кашу на молоке, суп на рыбном бульоне и гречку, залитую мясной подливой, я с голоду умирать не собираюсь, я ж мать. Мне надо выжить. И роддом – это не остров с фруктами и водорослями, там и передачку не всегда разрешают.
Ну или вопрос с кожаными ботинками… Дешевый кожзам, быстрый износ и небезопасное производство – так себе забота о планете. Если нет возможности купить качественные боты из современного экоматериала по земной цене, особенно детям, я иду на компромисс с совестью.
С детьми – тема отдельная, острая при обсуждении с противниками вегетарианства или просто с переживающими гражданами. Я осознанная и ответственная мама. Сыну, он до 4 с половиной лет был на грудном вскармливании вдобавок к обычной еде, мясо и рыбу предлагала, как принято. Он сам все выплевывал систематически. Видимо, к нам пришел готовый к вегетарианству персонаж. Дочка пока вообще все выплевывает. Возраст такой, 2 года. Если бабули накормят мясом исподтишка, а она распробует, значит, такой у нее выбор. Ее личный выбор. Я никого не принуждаю. Я лишь могу честно ответить на вопрос, откуда взялась фрикаделька.
На самом деле мой поворот в вегетарианство был только началом больших внутренних перемен: смена профессии, естественное родительство. Сейчас я пришла в йогу, один из принципов которой – ненасилие. И да, я смело, глядя в удивленные глаза вопрошающих, заявляю, что мне жалко живых существ, которые страдают тут и там, потому что люди хотят наслаждений и самоутверждаются в мехах, охоте и кровожадных пиршествах. Нам так повезло родиться и жить в эпоху, когда есть альтернативы, а также информация, как правильно и разнообразно перейти на растительное питание, сохранить и преумножить здоровье, родить физически и ментально здоровое поколение с трепетным отношением к братьям меньшим и нашему общему дому. Свой личный вклад в это я также вижу в неагрессивном отношении к людям с иной позицией, а еще в поддержке тех, кто со мной на одной волне.
Ирина Третьякова