Шведская компания напитков помогает фермеру перейти от животноводства к производству овсяного молока и снизить воздействие на окружающую среду.
27-летний Адам Арнессон – не обычный производитель молока. Во-первых, у него нет скота. Во-вторых, он владеет полем овса, из которого и получается его «молоко». Еще в прошлом году весь этот овес шел на корм для коров, овец и свиней, которых Адам выращивал на своей органической ферме в Эребру – городе в центральной Швеции.
При поддержке шведской компании Oatly, занимающейся производством овсяного молока, Арнессон начал отходить от животноводства. Пока оно по-прежнему обеспечивает большую часть доходов фермы, поскольку Адам работает в партнерстве со своими родителями, но он хочет полностью изменить это и сделать дело своей жизни гуманным.
«Для нас естественным было бы увеличить количество скота, но я не хочу иметь фабрику, – говорит он. – Количество животных должно быть правильным, поскольку я хочу знать каждого из этих животных».
Вместо этого Арнессон хочет выращивать больше растительных культур, таких как овес, и продавать их для потребления человеком, а не для кормления скота для производства мяса и молочных продуктов.
На выращивание скота и производство мяса приходится 14,5% глобальных выбросов парниковых газов. Наряду с этим, сектор животноводства также является самым крупным источником метана (от крупного рогатого скота) и выбросов закиси азота (от удобрений и навоза). Эти выбросы являются двумя самими мощными парниковыми газами. По нынешним тенденциям к 2050 году человек будет выращивать больше сельскохозяйственных культур для кормления непосредственно животных, а не самого человека. Даже небольшие сдвиги в сторону выращивания культур для людей приведут к значительному увеличению доступности продовольствия.
Одной из компаний, которая предпринимает активные действия на решение этой проблемы, является Oatly. Ее деятельность вызвала большие споры и даже стала объектом судебных исков со стороны шведской молочной компании в связи с ее нападениями на молочную индустрию и связанными с ней выбросами в атмосферу.
Генеральный директор компании Oatly Тони Патерссон говорит, что они просто доносят до людей научные подтверждения необходимости потребления растительных продуктов. Шведское продовольственное агентство предупреждает, что люди стали потреблять слишком много молочных продуктов, спровоцировав этим выбросы метана от коров.
Арнессон говорит, что многие фермеры в Швеции считают действия компании Oatly демонизирующими. Адам связался с компанией в 2015 году, чтобы узнать, могут ли они помочь ему выйти из молочного бизнеса и направить бизнес в другую сторону.
«У меня было много споров в социальных сетях с другими фермерами, потому что я думаю, что Oatly может предоставить лучшие возможности для нашей индустрии», - говорит он.
Oatly сразу отреагировала на просьбу фермера. Компания закупает овес у оптовиков, поскольку у нее нет возможностей для покупки мельницы и обработки зерна, но Арнессон стал возможностью помочь переходу животноводческих фермеров на сторону гуманности. Уже к концу 2016 года у Арнессона был свой собственный органический ассортимент фирменного овсяного молока от компании Oatly.
«Многие фермеры нас ненавидели, – говорит глава отдела коммуникаций Oatly Сесилия Шёлхольм. – Но мы хотим стать катализатором. Мы можем помочь фермерам отойти от жестокости к производству растительной пищи».
Арнессон признается, что он столкнулся с совсем небольшой враждебностью со стороны своих соседей из-за сотрудничества с Oatly.
«Это удивительно, но другие молочные фермеры были в моем магазине. И им понравилось овсяное молоко! Один сказал, что ему нравится коровье молоко и овес. Это шведская тема – есть овес. Гнев не такой сильный, как кажется на Facebook».
После первого года производства овсяного молока исследователи из Шведского университета сельскохозяйственных наук обнаружили, что ферма Арнессона производила вдвое больше калорий для потребления человеком на гектар и уменьшила влияние каждой калории на климат.
Сейчас Адам Арнессон признает, что выращивание овса для молока является жизнеспособным только благодаря поддержке Oatly, но он надеется, что с ростом компании это изменится. В 2016 году компания произвела 28 миллионов литров овсяного молока и к 2020 году планирует увеличить показатели до 100 миллионов.
«Я хочу гордиться тем, что фермер вовлечен в изменение мира и сохранение планеты», – говорит Адам.
Екатерина Романова
Источник: The Guardian