Термин «синдром дефицита природы» введен писателем Ричардом Лувом для описания последствий современного образа жизни, когда люди проводят больше времени в помещении, чем на природе. Детское ожирение, ослабление чувств и трудности с концентрацией внимания — самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются дети, когда им не хватает пребывания на свежем воздухе. Прогулки и времяпрепровождение на природе сделают детей более активными и внимательными. Но они узнают намного больше, чем просто любовь к окружающей среде, если озадачиться их экологическим образованием.
Американское Агентство по охране окружающей среды (EPA) определяет экологическое образование не только как пропаганду этичного образа жизни и поведения по отношению к природе, но и «процесс, который позволяет людям изучать экологические проблемы, решать их и предпринимать действия для улучшения состояния окружающей среды». Детям предлагается исследовать, как и почему возникают всевозможные явления, а также формировать собственное мнение по сложным вопросам, вместо того чтобы получать готовую информацию. Природа может оказать глубокое влияние на их физическое и психическое здоровье. Знакомство с природой также способно повысить успеваемость, снизить уровень стресса, улучшить социальные и приобрести личностные навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Среди них:
Лидерство и умение брать на себя ответственность
Лидеры завтрашнего дня должны быть осведомлены о вызовах, с которыми столкнутся впоследствии. Экологическое образование учит детей принимать собственные решения в отношении сложных экологических проблем. Осознавая, что уже сейчас их маленькие действия способствуют глобальным последствиям, дети тренируют ответственность.
Развитое воображение и энтузиазм
Образование в области окружающей среды всегда практическое и интерактивное. Оно пробуждает воображение и раскрывает творческий потенциал. Когда экологическое обучение интегрировано в школьную программу, учащиеся проявляют больше энтузиазма и вовлеченности в исследовательский процесс обучения, что также повышает их успеваемость в других дисциплинах.
Навыки критического и творческого мышления
Экологическое образование дает возможность для экспериментального обучения за пределами классной комнаты, оно также позволяет учащимся устанавливать связи и применять свои знания в реальном мире, помогает увидеть взаимосвязь между социальными, экологическими, экономическими, культурными и политическими проблемами.
Улучшенные социальные навыки
Информирование детей об окружающей среде способствует определению своего места в обществе и связи с ним. Когда учащиеся решают узнать больше об окружающей среде и предпринять меры по ее улучшению, они обращаются к экспертам, волонтерам, донорам и местным учреждениям, чтобы собрать сообщество единомышленников, вникнуть в важные экологические вопросы и решить их.
Стратегический подход к решению проблем
Изменение климата требует долгосрочных решений — его не преодолеть за день, месяц, год. Знакомство детей с окружающей средой поможет им смотреть на вещи глобально и научит вырабатывать устойчивые полезные привычки, которые, вероятно, останутся с ними на долгие годы.
Работа в команде
Заниматься экологическим образованием можно как в образовательном учреждении или группе, так и в кругу семьи, что предлагает уникальную возможность совместного качественного времяпрепровождения для детей и их родителей. В России, где указанная дисциплина не распространена систематически, вот несколько идей для родителей, как привлечь ребёнка к вопросам экологии и окружающей среды:
· Утилизация отходов и сортировка мусора
· Отказ от использования целлофановых пакетов и пластиковых бутылок
· Отключение воды и света, когда в них нет необходимости
· Использование энергосберегающих приборов
· Покупка натуральных и экологически чистых моющих средств
· Отказ от быстрой моды
· Совместный поиск в интернете экологически чистых продуктов, содержащих ингредиенты, безопасные для здоровья и окружающей среды
· Поддержка этичного бизнеса
В Европе и США экологическое образование значительно сильнее сформировано и развито. Природоохранные организации ведут обучающие ресурсы как для учащихся, так и для учителей, где предлагаются планы уроков, идеи общественно значимых работ, инфографика, руководства по проведению мероприятий и даже список приложений, которые внедряют экологическое образование на мобильные устройства.
Есть и специальные учреждения, для которых изучение вопросов экологии – одна из ключевых сфер. Ярким примером служит Центр инженерного образования Morphy Richards в Шотландии, Великобритания. Центр основан совместными усилиями фонда Dumfries House Trust, который занимается благотворительностью и вопросами наследия, и высококлассных специалистов компании-производителя электрических бытовых приборов Morphy Richards, имеющей успешную 85-ти летнюю историю. Одноименный инженерный центр занимается обучением и популяризацией естественных наук, техники, инженерии и математики среди учащихся начальной и средней школы.
Центр Morphy Richards обеспечивает экспериментальное обучение в помещении и на открытом воздухе, участие в практических занятиях по ключевым дисциплинам под руководством реальных профессионалов и мониторинг задач будущего. Открытый игровой парк «Гармония», окружающий инженерную мастерскую, предлагает уникальный опыт обучения, который помогает детям и посетителям воссоединиться с миром природы и архитектурным наследием Шотландии. Темы семинаров для младших групп сосредоточены вокруг природных элементов — Земли, Воды, Воздуха и Огня, включенных в ландшафтный дизайн парка. Вступая в контакт с ними, детям предлагается использовать высококачественное инженерное и научно-исследовательское оборудование в игровой форме. Таким способом можно исследовать элементы, используя песок, гравий и воду, в этом мультисенсорном комплексе, расположенном в лесистой местности.
Программы семинаров и воркшопов для учащихся средней школы включают знакомство с реальными проблемами на стыке естественнонаучной, технической, инженерной и математической отраслей. Им предлагается попробовать решить проблемы наводнений, распространения космического мусора, разработки технологий получения экологически чистой энергии с помощью навыков, приобретенных в инженерном центре, и инновационных технологий.
Следует отметить, что к обучению детей привлечены не случайные люди. Morphy Richards, представленные в частности и на российском рынке, британские разработчики и производители инновационной техники из экологически чистых и биоразлагаемых материалов. Они специализируются на производстве портативных кухонных приборов из BPA-free (бесфенольного) пластика, который при нагревании не выделяет токсичных веществ. А также бытовой техники для глажения и уборки в доме с тройной системой очистки жесткой воды. Компания периодически запускает «зеленые» акции. Сейчас такая акция действует в российском интернет-магазине – покупателям предлагается сдать свой старый пылесос в пункты приема вторсырья, получив за это скидку 30% на приобретение нового пылесоса от Morphy Richards.