«У тебя не получится», «это не твое» – как часто подобные фразы, скользя как по льду, добираются до нашего подсознания и тем самым тормозят развитие. Профессор по математике Стэндфордского университета Джо Боулер утверждает в своей книге «Безграничный разум: учиться, учить и жить без ограничений», что если разобраться в работе мозга, то освоить можно любую область и в любом возрасте.
Миф о необходимости иметь врожденные наклонности и талант для того, чтобы познать определенную сферу и добиться в ней успеха, не только научно не обоснован, но и негативно влияет на процессы обучения и другие жизненные события. В своей книге Джо Боулер также упоминает, что ошибочные представления о «вселенских дарованиях» приводят к расистскому и сексистскому отношению между учениками. Например, девочкам внушают, что математика – это не их конек, и преуспеть в работе с цифрами они не смогут. Это порождает неравенство полов. Аналогичная история происходила ранее с цветными детьми, которым педагоги открыто намекали на их «особый» интеллект, не склонный ко многим познаниям.
6 ключевых принципов в обучении, которые выделила Джо Боулер:
1. Понять, что мозг постоянно меняется
«Каждый раз, когда мы учимся, наш мозг формируется, укрепляется или соединяется нервными путями», – пишет Боулер. Это объясняет, почему нельзя просто родиться с определенными способностями и все. Убежденность учителей же в особую одаренность мешает ученикам преодолеть этот штамп-барьер и поверить в себя.
В школе часто практикуется разделение детей на группы по их скорости чтения или математическим способностям. Такое сегментирование приводит только к худшим результатам. Мозг постоянно меняется, у него нет пределов достижимого. Фраза «ограничения лишь у тебя в голове» имеет твердую почву под ногами.
2. Полюбить ошибки, трудности и неудачи
Считается, что правильные ответы отражают, что дети учатся. На самом деле, когда ученики практикуют сложные вещи, выходящие за рамки их способностей, мозг работает усерднее и фиксирует новые знания лучше.
Концентрация на том, что дети уже умеют делать, только мешает им учиться. В то время как они трудятся и допускают ошибки, ученики сосредотачиваются на различных способах рассмотрения проблемы. Такой подход ведет к обучению.
Многие успешные люди расплываются в лучезарной улыбке, вспоминая свои неудачи и промахи, которые и привели их к высоким результатам в своей профессии и личной жизни.
3. Поменять образ мыслей
Изменение представлений о себе влечет за собой изменение тела и мозга. Эксперимент ученых показал, что люди с негативным представлением о старении – в возрасте от 18 до 49 лет – с большей вероятностью будут испытывать сердечно-сосудистые заболевания в течение последующих 38 лет.
В обучении все аналогично. Если маленькие дети думают, что их успехи в школе связаны с умом, а не усилиями, у них может быть меньше мотивации учиться. Поэтому важно понять, что залог успеха – это труд и позитивный настрой. Убежденность же в том, что мозг не годится для решения каких-то задач, сильно мешает. Любой трамплин можно перепрыгнуть, если поверить в такую возможность.
4. Пробовать разные способы обучения
При разных подходах к обучению задействуется сразу несколько областей мозга, что положительно сказывается на процессе восприятия новых знаний. Даже математические способности развиваются лучше при использовании словесных навыков и тактильного контакта, например, работы пальцами без визуального контроля над ними.
Боулер утверждает, что подход к обучению под разными углами лучше, чем просто попытки сделать все верно одним и тем же способом.
Хороший пример – курсы иностранного языка. Как правило, они включают в себя и книги, и аудиоматериалы, и видеофайлы, и тесты, и сочинения, и живое общение. Такой подход прекрасен для любой сферы обучения.
5. Стремиться мыслить гибко, а не быстро
Как показывают исследования, скорость – не всегда хорошо. Попытка сделать что-то под давлением, например, тест на время, может вызвать стресс. В таком состоянии подрывается рабочая память, необходимая для вызова важной информации.
Боулер считает, что гибкий подход к обучению в размеренном темпе – ключ к успешным знаниям. Не нужно гнаться за цифрами, стоит работать над качеством.
6. Учиться вместе
Совместная работа подкрепляет идею «обучение – это процесс, препятствия здесь общие». Сосредоточение внимания на командной деятельности, а не на индивидуальной проверке учащихся, приводит к сплочению людей и добавляет больше энтузиазма.
Обучение вдвоем или группой показывает, что все испытывают сложности в процессе познания, и все привносят свои уникальные идеи. Нет особо одаренных от природы людей. Совместное обучение наглядно демонстрирует, что каждый человек обладает своими плюсами и минусами. Мы все несовершенны, но на все способны!
Наш разум шире, чем мы думаем. Главное – верить в себя и не сдаваться при столкновении с камнями трудностей. Мозг может все, что зафиксирует в себе как реальное и осуществимое.
Светлана Белова