Давайте представим взрослого, который выполняет всё, что ему скажут. Например, вы едете по узкой дороге, где есть поток машин в обе стороны, и на встречу вам машина, вы останавливаетесь, так как мешаете проезду друг друга. Представим далее ситуацию: вы просите другого водителя отъехать, и он отъезжает. Вы довольны, потому что вам так удобнее, проще, и вы считаете себя правым, потому что в итоге ваш оппонент отъехал. Однако в другой ситуации, более реалистичной, вы ещё долго будете спорить со вторым водителем на тему того, кто будет уступать, пока обстоятельства не заставят вас или его уйти в сторону.
Похожая ситуация происходит и с воспитанием детей. Каким образом? Будучи в главенствующем положении родителя, вам хочется, чтобы ваши требования выполнялись, забывая о том, что ребёнок – тот же водитель со своей стороной, и различия между вами минимальны.
Если вы заинтересованный родитель, то будете требовать от ребёнка то, что удобнее, проще и вернее: сделать уроки, почистить зубы, вынести мусор и так далее (разумеется, это всего лишь примеры требований, чистить зубы нужно).
При формировании сознания и восприятия ребёнка, выполнение задач необходимо, тем самым вы создаете границы или обучаете ребёнка реагировать на ориентиры, которые вы приобрели с жизненным опытом. С этой точки зрения, это начало вложений вас как родителя в будущее ребёнка (какие интересы будут формироваться, какие люди будут в его жизни, за какие границы он никогда не переступит, какими качествами будет обладать).
Но в образовании детей участвуете не вы один («двор», другое окружение, школа, интернет), со временем в его сознании начинают появляется другие вводные (ориентиры). Ваша задача как родителя не только обучить выполнению требований, просьб или обязательств, но и сформировать умение анализировать. Для этого нужно давать свободу, показывать степень своего доверия и уважения.
Почему нехорошо избыточное послушание? Потому что это признак отсутствия навыка анализа, а значит адаптации к окружающей среде. Выполняя ваши просьбы, ребёнок не задумывается о последствиях, смыслах и своём мнении, он слепо повинуется. Это опасно с точки зрения даже его жизни, ведь его могут привлечь к опасным или незаконным действиям, а без анализа, планирования и оценки своих собственных действий, он рискует на них нарваться.
Рекомендуется найти золотую середину между «да» и «нет»:
· хвалите ребёнка, когда он выполнил вашу просьбу, делайте аргументированное замечание, когда не выполнил
· давайте возможность принимать решение и отвечать за это решение, поддержите принимаемые решения и в случае ошибок окажите ещё большую поддержку, ведь ребёнок всё ещё учится, а вы его главный руководитель.
Автор: Елизавета Куликова, врач-невролог, клинический психолог, руководитель центра психологического здоровья «МА-МА»