Что такое здоровье? Это состояние тела или ума? Здоровье является в первую очередь естественным, биологическим или же многогранным состоянием? Так как это достаточно философские вопросы, попробуем разобраться в них с научной точки зрения.
Для начала узнаем, что представляют из себя натуралистический и холистический взгляды на здоровье населения. Натуралистическая концепция поддерживает идею о том, что здоровье складывается из физических, природных, биологических или физиологических процессов, которые осязаемы (в материальном смысле), наблюдаемы и измеримы с помощью современных технологий. То есть данный естественно-научный подход рассматривает проблему здоровья, прежде всего, с позиции анатомо-физиологического, психологического и социального компонентов здоровья. Основываясь на натуралистическом подходе, здоровые люди способны удовлетворять свои биологические и социальные потребности на основе нормального функционирования своих физиологических и психофизиологических систем.
Данное направление восходит к трактатам древнегреческих мудрецов. В античном мире культ тела был возведен в рамки государственного права, а система физического воспитания была строго сформирована.
В этот период проявляется первое отношение к здоровому образу жизни: «познай себя», «заботься о себе». В соответствии с этим, у каждого человека должен быть конкретный способ поведения по отношению к самому себе, включая заботу о себе, изменение и улучшение самого себя. Таким образом, можно говорить и о том, что уже в античности зарождается и понятие самоуважения. В целом отличительной чертой данного периода является то, что именно физический элемент здорового образа жизни выходит на первый план, отодвигая ментальный на второй. Еще Гиппократ в трактате «О здоровом образе жизни» акцентировал внимание в первую очередь на физическом здоровье человека.
Идея естественно-научной интерпретации здоровья переживает свой апогей и классическую формализацию в эпоху Нового времени. Главные концепции таких философов данного периода, как Р. Декарт, Ж. Ламетри, П. Кабанис, несут в себе следы механической картины мира, концептуального образа природы, созданного естественными науками. На основании этого утверждается, что жизнь и человек также объясняются с механической точки зрения, а проблема здоровья человека рассматривается через призму научных открытий в биологии, медицине, физике и многих других естественных науках. Лозунгом данного исторического этапа в развитии философии здоровья служит название труда Ж. Ламетри – «Человек-машина». В нем раскрывается влияние механистического материализма на человека.
Заключим, что отношение к здоровью в рамках преимущественно механистического подхода определилось исторически и находилось в первую очередь под влиянием анатомо-физиологических факторов, а затем уже психологических и социальных. В то же время преображение человека скрывает определенные действия, которые он готов осуществлять по отношению к себе.
В рамках другой парадигмы (холистической) акцентируется внимание на духовном аспекте понимания здоровья. Данный подход отражает позицию, согласно которой ценностно-нагруженные явления (например, жизненные цели, смысл и цель) играют центральную роль в здоровье населения, так же, как и постоянное духовное самосовершенствование, выход за пределы самого себя. Рассматриваемая философская модель здоровья была досконально изучена в контексте христианской антропологии. По словам игумена Иоанна, для человека, принимающего христианские ценности, физическое и психическое здоровье – это главная цель, к которой он должен стремиться и подчинять свою жизнь. Он полагает, что духовную красоту не могут уничтожить время, болезни, старость и смерть, она постоянно расцветает, в результате чего человек поддерживает свою душу и помыслы в соответствии с законом Божьим.
Современное философское толкование здоровья человека неразрывно связано с расширением знаний о самом мире, природе человека, направлений его духовной деятельности. В связи с этим появилось интегральное понимание функционирования человеческого тела, причин появления болезней через совокупность духовного, биологического, культурного, космического и социального начал. Важно отметить, что в данном подходе полнота здоровья человека определяется количеством доступных ему активных действий и отношением к самому себе, окружающей действительности и роли в ней.
В соответствии с новым мировоззрением рождается новая парадигма антропогенной цивилизации (информационного общества), которая предполагает глубокие мировоззренческие изменения, связанные как с единением человека с природой, так и развитием человека в обществе. Данная концепция исходит из отечественной философской мысли. Например, в трудах В. Соловьева человек выступает как некое связующее звено между Богом и миром природы в силу того, что он существо нравственное. Так как человеческая жизнь имеет нравственный характер, то она «состоит в служении Добру – чистому, всестороннему и всесильному». Тот, кто стремится к совершенствованию в нравственном добре, тот идет к абсолютному совершенству, так как «само добро непременно есть благо».
Интересно, как поведенческие факторы риска для здоровья человека в каждом из подходов являются уникальными детерминантами здоровья населения. Дело в том, что они одновременно изменяют и биологическое функционирование (хроническое курение изменяет клетки в легочной ткани), и поведенческое (хроническое курение изменяет процесс принятия решений и повседневные привычки), и социальное (хроническое курение создает экономическое, социальное и медицинское бремя для населения). Также подобное «отклоняющееся» от нормы поведение влияет и на поколение населения. Например, если человек злоупотребляет рафинированным сахаром, он может подвергнуть риску не только себя, но и свое будущее потомство. Человек, который выкуривает две пачки сигарет в день, не только способствует развитию у себя рака легких, но и может навлечь на своих соседей по дому ту же опасность из-за пассивного курения.
Исходя из данных примеров, необходимо сказать про понятие «я-концепция», которое включается в представления человека о себе и ситуации вокруг него. Оно косвенно заимствует стимулы из окружающего мира, предопределяет образ действий людей и является основной причиной ощущения ими своей жизни как счастливой или трагичной. Люди с устоявшейся я-концепцией строят свое поведение таким образом, чтобы оно соответствовало их представлениям о себе. «Умный» стремится вести себя так, как полагается умному; «богатый» – соразмерно с известными ему стандартами поведения «богатого».
Таким образом, человек с правильно выработанной я-концепией, здоровым мышлением и уважением к себе и окружающим всегда будет задаваться вопросом о смысле и цели не только своего существования, но и всего общества. Также интересно наблюдать за тем, как проблема человека, его телесного и духовного здоровья волновала мыслителей в разные исторические эпохи, и как особенности периода отражались на философском понятии здоровья и тесно связанном с ним понятии самоуважения. В целом, во многих подходах акцентируется внимание на характере самого поведения человека, его активном отношении к своему физическому и духовному здоровью.
А в диалектике между разными философскими точками зрения и рождается целостное понимание здоровья – человек здоров тогда и только тогда, когда все естественные органы функционируют нормально при стандартных обстоятельствах, и он способен достичь своих жизненных целей.
Ксения Копрева