«В основе пессимизма лежит беспомощность»
М. Селигман
Для того, чтобы обрести желаемое, порой нужно приложить немало усилий и обладать определенным набором качеств: упорство, уверенность в своих силах, усидчивость, целеустремленность, вера в позитивный результат. Но далеко не у каждого человека есть все вышеперечисленные качества. На кого-то повлияло воспитание, кто-то в принципе пессимистично смотрит на мир. В таком случае развивается беспомощность и чувство безысходности.
В 1967 году выдающийся ученый и основоположник позитивной психологии Мартин Селигман открыл миру такое явление как выученная беспомощность. Это психическое состояние, при котором у индивидуума пассивное отношение ко всему происходящему, у него опускаются руки, он не чувствует, что может достичь желаемых результатов, происходит нарушение мотивации.
Предпосылкой к появлению термина послужил эксперимент Мартина Селигмана и Стивена Маейра. Психологи помещали собак в клетку, где через цельнометаллический пол подавались удары электрическим током, которого они не могли избежать. Собаки убедились в безысходности, поэтому, когда их помещали в другие клетки, где уже было возможно избежать ударов, собаки забивались в угол и начинали скулить. Примечание: данный эксперимент, проводимый над животными, является жестоким. Но не упомянуть о нем было бы невозможно, так как он является материалом для более подробного понимания такого феномена как выученная беспомощность.
Позже гипотезу проверил немецкий ученый Юлиус Куль. Он предлагал студентам решить задачи, которые не имели решения. Студенты не знали об этом. Весь процесс сопровождался негодованием педагога и нелестными отзывами об умственных способностях «подопытных». Когда студентам предложили решить уже простые задачи, они с ними тоже не справились.
Еще один эксперимент провели психологи Эллен Лангер и Джудит Роден. Участниками являлись пенсионеры из дома престарелых, которых разделили на две группы. Первой группе поручили самостоятельно принимать решения: какую обстановку комнаты сделать, когда устроить киносеанс, каким будет досуг. Другой же группе предоставили пассивную роль: за них все решал персонал. В ходе эксперимента выяснилось, что люди, которые брали инициативу в свои руки, чувствовали себя более счастливыми и радостными, чем те, кто принимал пассивную роль.
Психолог Дональт Хирото провел следующий эксперимент. Первая группа была вынуждена слушать громкий раздражающий звук, а у второй была возможность его отключить. Когда звук прекратился, испытуемых попросили поместить ладонь в коробку, при соприкосновении с которой снова раздавался этот раздражающий звук. При этом никто не был осведомлен, что если коснуться одной из стенок коробки, звук прекратится. Группа, которая изначально могла освободить себя от раздражителя, занималась поисками «спасения», вторая же – демонстрировала «беспомощность» перед сложившейся ситуацией.
Данные эксперименты доказали, что у индивидуума, который не сумел своими действиями повлиять на положительный исход событий, блокируется мотивация, нарушается эмоциональный фон, возможно появление депрессии, повышенного уровня тревожности, неврастении, чувства никчемности.
Важно понимать, что выученная беспомощность является не заболеванием, а состоянием, защитной реакцией личности на ту или иную ситуацию.
Российский ученый, доктор психологических наук Н.А. Батурин выделяет два вида беспомощности: личностную и ситуативную. Ситуативная беспомощность – это временное состояние, которое проходит через какое-то время по прошествии негативных событий. Личностная беспомощность – это постоянное состояние субъекта, которое не зависит от внешних событий, влияющих на субъекта, и формируется вследствие пессимистичного отношения к себе и к миру в целом.
Каковы же причины данного состояния? Каждый из нас хотя бы раз в жизни испытывал на себе воздействия данного явления: кто-то не понимает, почему не может собраться и взять себя в руки, другой думает, что не справится с поставленными задачами. Но данные чувства не появляются просто так. Становление личности начинается с родительского воспитания. Часто родители контролируют каждое действие ребенка и пытаются сделать из детей послушных и покорных, забывая предоставлять ребенку самостоятельно принимать решение, брать на себя ответственность за поступки, право на свое собственное мнение. Именно так зарождается пассивность и зависимость от чужого мнения. Вспоминаются кадры из фильма «Притворство» (The Act), который основан на реальных событиях. Мать – типичный представитель деспотичного горе-родителя. Дочери на протяжении всей жизни внушалось, что она имеет ряд заболеваний и без матери ей не выжить, хотя ребенок был полностью здоров. В итоге выученная беспомощность сыграла злую шутку с героями в конце фильма.
Российский ученый-психолог и доктор психологических наук Д. А. Циринг пишет, что при формировании личностной беспомощности у ребенка матери стараются удовлетворить любые потребности чада, превращая его желание в закон, и его воспитание чаще становится самым важным делом в их жизни. Отцы не особо требовательны к поведению ребенка, не привлекают его к домашним делам, но при этом склонны к жесткому стилю воспитания. И матерям, и отцам беспомощных детей свойственна проекция на ребенка собственных нежелательных качеств. Родитель в этом случае склонен видеть в ребенке те черты, наличие которых не хочет признавать в самом себе.
Мартин Селигман считает, что выученная беспомощность может сформироваться по следующим причинам:
· перенесенный опыт переживания неблагоприятных для ребенка событий, от которых он не имел возможности защититься (например, обид, нанесенных родителями или учителями);
· испытанное эмоциональное потрясение от смерти любимого человека или животного;
· перенесенное серьезное заболевание, деструктивные взаимоотношения между родителями;
· наблюдения за беспомощностью других людей (в фильмах, пенсионеры в доме престарелых, больные в больницах и т. п.);
· постоянное желание родителей все делать за детей (убирать в комнате, одевать, обувать, убираться в шкафу, собирать разбросанные вещи, мыть посуду).
Для того, чтобы изменить механизм выученной беспомощности, нужна помощь специалиста, но большинство людей как-то не особо спешат с этим делом, потому что уже привыкли пожизненно терпеть. Можно попытаться самостоятельно справиться с этим синдромом. Вот несколько советов:
· для начала стоит понять, что та или иная ситуация не поменяется, если просто сидеть сложа руки, а какие-то хорошие возможности можно таким образом упустить;
· попытайтесь вспомнить свои успехи, выпишите их на листе бумаге и повесьте на видное место, сфокусируйтесь на этом положительном опыте;
· обратите внимание на систематичность происходящих ситуаций: при каких условиях повторяется то или иное событие, какие люди вас в этот момент окружают, о чем вы думаете в этот момент и где находитесь; возможно вы избежите какого-то негатива, поменяв направление, место и обстоятельства;
· начните с малого – заведите дневник; записывайте туда список небольших выполнимых задач и свои маленькие шаги; так вы поймете, что поставленные цели весьма реализуемы.
· возьмите лист бумаги, конкретизируйте и запишите свою главную цель (она необязательно должна быть сиюминутно реализуема), затем подведите к ней стрелочки и под каждой напишите действия, которые могут к ней привести, к этим действиям нарисуйте еще стрелочки и напишите уже конкретные шаги, которые вы можете сделать уже сейчас; помните: техника step by step показывает, что главное – это двигаться, и неважно, в каком темпе.
Многие говорят, что ноги растут из детства, но я считаю, что все в руках человека. Если люди хотят меняться, они меняются, и тогда выученная беспомощность сменяется «выученным оптимизмом».
Дарья Асташенкова