Их не чествуют в специализированных пабликах в социальных сетях. Их не объедияняет ни идеология, ни субкультура. Но именно они одним своим количеством определяют судьбы рынков продовольствия и миллиардов животных по всему миру. Речь пойдет о так называемых полувегетарианцах.
Полувегетарианцы (semivegetarians) — явление не вполне новое, зато замеченное сравнительно недавно. На Западе социологи, маркетологи и экономисты только сейчас начинают обращать внимание на эту необычную, но с каждым днем набирающую силу группу. В двух словах ее представителей можно определить как людей, которые по той или иной причине сознательно едят меньше мяса и/или других продуктов животного происхождения.
Дабы понять, с какой могущественной силой мы имеем дело, обратимся к данным исследований: согласно им, число людей, которые утверждают, что сократили количество употребляемого мяса, в четыре раза превышает число людей, которые называют себя вегетарианцами. В США большинство общенациональных исследований определяли, что от 1/4 до 1/3 респондентов сейчас едят меньше мяса, чем раньше.
В психологическом плане полувегетарианцы находятся в куда более комфортном положении, чем вегетарианцы и веганы, потому что им куда проще встраиваться в общество. Их позиция для окружающих более понятна и удобна («сегодня не ем мясо — завтра ем»). И этот подход не только оберегает психику самих полувегетарианцев, но и служит подспорьем для «вербовки новых кадров».
Но прежде чем сетовать на «беспринципность» полувегетарианцев и соответствующее влияние на судьбы животных и общества, нужно признать, что число людей, которые действительно сокращают количество съедаемого мяса, куда больше числа людей, действительно являющихся вегетарианцами.
Эффект бабушки
Если вам интересно, какой эффект оказывают полувегатарианцы на жизнь сельскохозяйственных животных, то вам нужно обратить внимание на последние изменения рынка. Например, в США уровень потребления мяса на душу населения упал примерно на 10% в период 2006-2012 годы. И это коснулось не только красного мяса: свинина, говядина, курятина и индюшатина – спрос обрушился на все типы. А кто устроил такой провал? Полувегетарианцы. Несмотря на то, что показатели по «новоприбывшим» вегетарианцам увеличились в период 2006-2012 годы, этот рост не идет ни в какое сравнение с числом людей, способных на 10% снизить уровень потребления мяса по стране. Бо́льшая часть этого спада объясняется количеством полувегетарианцев, которые вслепую бьют по мясным показателям продаж и бьют довольно неплохо.
Даже коммерсанты получили послание. Производители вегетарианских заменителей мяса уже вовсю нацеливают свою рекламу на полувегетарианцев, потому что они представляют собой куда более многочисленную группу, чем вегетарианцы и веганы.
Полувегетарианцы похожи на вегетарианцев по ряду параметров. Например, среди них преобладают женщины. По результатам ряда исследований, женщины с вероятностью в 2-3 раза чаще становятся полувегетарианками, чем мужчины полувегетарианцами.
В 2002 году исследователи пришли к выводу, что люди, не состоящие ни с кем в отношениях, люди, у которых есть дети, и люди, у которых есть высшее образование, тоже чуть более склонны наслаждаться едой без мяса. Авторы двух других исследований обнаружили, что, как и вегетарианцы, полувегетарианцы более подвержены заботе о здоровье и принятию ценностей равенства и сострадания для всех.
Если говорить о возврастной категории, то основу полувегетарианства составляют люди постарше, особенно за 55. Это вполне логично, учитывая, что именно эта группа наиболее склонна сокращать количество потребляемого мяса (зачастую по соображениям здоровья, пусть даже и без существенной причины).
Также непонятно, связано ли полувегетарианство с экономией средств и вообще с уровнем дохода. Результаты двух исследований говорят о том, что полувегетарианцы более склонны иметь низкий уровень дохода. С другой стороны, по итогам проведенного в 2002 году финского исследования становится ясно, что большинство людей, заменяющих красное мясо куриным, относятся к среднему классу. Результаты еще одного исследования предполагают, что люди с высоким уровнем дохода более подвержены идеям полувегетарианства. В рамках этого исследования, по мере увеличения уровня дохода респондентов росли и шансы, что человек ест меньше блюд, не содержащих мясо, чем раньше.
Долевой стимул
В России полувегетарианство продолжает захватывать позиции не хуже, чем на Западе. Если задуматься, это не удивительно. Вспомните всех ваших родственников, которые, наслушавшись ваших страшилок про скотобойни, стали есть намного меньше мяса (или даже отказались от многих его видов), но, скажем, продолжают есть рыбу и время от времени не отказываются, допустим, от курятины. Вспомните всех знакомых, которые хотели бы похудеть или поправить здоровье внутренних органов, поэтому стараются избегать такой жирной пищи как мясо. Вспомните пожилых коллег с мудреными диагнозами, которые уже не хотят употреблять в пищу ничего тяжелого.
Все эти люди по миру образуют сотни миллионов тех, кто сегодня влияет на то, сколько мяса будет производиться завтра, а, следовательно, и на судьбы наших соседей по планете. Но что движет ими?
В своих мотивациях полувегетерианцы заметно отличаются от вегетарианцев. Согласно результатам исследований, в каких-то вопросах проявления их личностей и жизненных выборов попадают примерно посередине между вегетарианцами и всеядными. В иных аспектах они куда ближе к всеядным, чем к вегетарианцам.
Разница между полувегетарианцами и вегетарианцами особенно ощутима, когда дело доходит до причин отказа от мяса. Если среди вегетарианцев здоровье и животные идут практически ноздря в ноздрю, как основополагающие мотивации, то в случае с полувегетарианцами результаты большинства исследований показывают огромный отрыв фактора здоровья как основополагающего. Ни один другой аспект даже близко не стоит по показателям. Например, в ходе исследования, проведенного в США в 2012 году на людях, которые старались есть меньше красного мяса, выяснилось, что 66% из них упоминали заботу о здоровье, 47% — экономию денег, при этом про животных говорили 30% и 29% — про окружающую среду.
Результаты других многочисленных исследований подтвердили вывод ученых о том, что полувегетарианцы, обеспокоенные не только аспектами здоровья, но и этическими аспектами отказа от мяса, куда более склонны отказываться от различных типов мяса и двигаться в сторону полноценного вегетарианства. Иными словами, если вы хотите помочь полувегетарианцу избавиться от кулинарных пережитков, вы можете рассказывать ему, как влияет вегетарианство на судьбы животных.
И хотя забота о здоровье явно лидирует среди мотиваций для сокращения объемов потребляемого мяса, эффект, оказываемый на них этическими факторами, очень ощутим. Так, в США исследователи сельского хозяйства в Университете штата Канзас и Университете Пердью проанализировали влияние СМИ на уровень потребления мяса в обществе. Исследование было сфокусировано на том, какое освещение получали проблемы животных в индустриях производства курятины, свинины и говядины в промежуток 1999-2008 годы в ведущих газетах и журналах США. Затем ученые сравнили данные с изменениями потребительского спроса на мясо в этом временном отрезке. Большинство сюжетов представляли собой отчеты о расследованиях на предприятиях промышленного животноводства или обзоры правового регулирования в индустрии, либо общие истории о промышленном животноводстве.
Исследователи выяснили, что в то время как спрос на говядину остался неизменнным (несмотря на освещение в СМИ), спрос на мясо птицы и свинину действительно изменился. Когда истории о жестокости к курам и свиньям попадали в заголовки, общественность начинала есть меньше продуктов, сделанных из этих животных. При этом люди не просто переключались с одного типа мяса на другое: они в целом сокращали потребление плоти животных. Падение спроса на мясо птицы и свинину продолжалось последующие 6 месяцев после появления новостей на тему жестокости в промышленном животноводстве.
Все это в очередной раз оживляет в памяти слова Пола Маккартни о том, что если бы у скотобоен были прозрачные стены, все люди давно стали бы вегетарианцами. Оказывается, даже если для кого-то эти стены становятся хотя бы полупрозрачными, такой опыт не проходит бесследно. В конце концов, путь к состраданию долог и тернист, и каждый проходит его по-своему.
Олег Озеров