Когда нужно написать что-то о медитации, хочется оставить лишь одну фразу: «Будь в молчании и наблюдай». Жаль, что невозможно вставить тишину в формат данной статьи. Дело в том, что настоящая медитация – это трансцендентный опыт внутреннего безмолвия, внимания и созерцания, который очень сложно описать словами. Тем не менее, прежде чем войти в этот расширяющий сознание опыт, овладеть навыком остановки мысленного диалога и обрести ключ к своей истинной природе, необходимо научить, натренировать ум. Благо, для этого существуют специальные техники, описанные в трактатах о йоге. Так же, как физическое тело требует регулярной нагрузки, для того чтобы стать сильным и пластичным, ум необходимо тренировать, чтобы он стал гибким, подконтрольным и, что самое главное, – тихим.
Важно заметить, что с точки зрения восьмиступенчатой йоги Патанджали, где медитативным практикам посвящены последние четыре ступени (Раджа-йога), приступать к ним стоит только при освоении первых четырех ступеней (Хатха-йога), которые включают морально-этические принципы (ЯМА и НИЯМА), работу с физическим телом (АСАНА) и дыханием (ПРАНАЯМА).
«Если человек не следует в своей жизни принципам Ямы и Ниямы (нравственным аспектам), его разум не сможет успокоить своего волнения, и мысли будут стремиться к внешним явлениям. Освоение асан, или поз физического тела, необходимо, чтобы избавиться от физических недугов и научиться длительное время пребывать в устойчивой медитативной позе. Дыхательные практики (Пранаямы) успокаивают хаотичное мыслеобразование и позволяют достичь контроля над мышлением естественным путем», – цитата из «Йога-сутр» Патанджали.
В этой статье мы постараемся вкратце раскрыть основную суть медитации, каждодневная практика которой может привести человека к успокоению, эмоциональной стабильности, контролю ума и самоосознанию.
ПРАТЬЯХАРА (АБСТРАГИРОВАНИЕ ОТ ВОСПРИЯТИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ)
Органы чувств (зрение, обоняние, осязание, слух, вкус) постоянно посылают нам информацию, которую мы «обдумываем». Даже если вы закроетесь в комнате в полном одиночестве, ваши глаза, уши, нос, кожа и язык будут передавать информацию об окружающем пространстве. Эта информация автоматически начнет обрабатываться умом, порождая воспоминания и впечатления из прошлого или мысли о потенциальном будущем. Этот процесс «выбивает» из момента настоящего, не позволяя созерцать его в безмолвии. Внимание становится рассеянным, ум начинает «блуждать» и «перепрыгивать» с одной мыслеформы на другую.
Именно поэтому самым первым шагом к медитации является «Пратьяхара», то есть «отвлечение от восприятия органов чувств». В этой практике человек тренирует умение не связывать восприятие внешних объектов с мыслительным процессом о них. Данную технику можно выполнять поэтапно: вместо отвлечения от всех органов чувств сразу можно направлять свое внимание на один объект восприятия, например, на слух. Если вы будете концентрироваться исключительно на звуке (например, прислушиваться к пению птиц за окном), остальные органы чувств не смогут «войти в эфир» вашего восприятия, потому что в этот момент оно будет однонаправленным. Таким же образом можно концентрироваться на зрении (выбрать объект в комнате, например, свечу, и все свое внимание направлять на него), на аромате (зажечь благовония и концентрироваться на их запахе), на физическом ощущении (например, направить внимание на любую точку тела или концентрироваться на дыхании) и так далее. С ходом практики, когда вы научитесь концентрировать внимание только на одном объекте, отвлекаясь от остальных, можно попробовать перейти к отвлечению от, всех внешних объектов чувств сразу, направляя внимание на «внутренний объект». Как это сделать, распишем ниже.
Попробуем выполнить:
Выделите время на уединение в течение 20-30 минут. На первых этапах очень важно, чтобы вас не отвлекали. Сядьте в удобное положение со скрещенными ногами, закройте глаза. Постарайтесь сосредоточить внимание на точке межбровья. Представьте, что для вас не существует больше ничего, кроме этого места. Вокруг вас могут быть какие-либо звуки, ароматы, кожа может чувствовать холод или жар, но все это неважно для вас, так как существует только одна-единственная точка, в которой собрано все ваше внимание. Каждый раз, когда вы отвлекаетесь от нее на внешние ощущения, возвращайтесь обратно к точке, «сворачивая» свое внимание внутрь, как будто ничего внешнего вовсе нет.
Таким же образом можно концентрироваться на пустоте. Неважно, что именно это будет для вас, смысл в том, что этот «объект» должен быть внутренним, не порожденным мыслями или внешними ощущениями. Получается, что если вы научитесь сначала концентрировать свое внимание на одном органе чувств, отвлекаясь от других, вы прочувствуете, что такое настоящая концентрация, и вам будет значительно проще в дальнейшем сосредоточить внимание на внутреннем объекте, абстрагируясь от мыслей.
«При отсутствии связи со своими объектами органы чувств следуют внутренней форме сознания – это и есть отвлечение. Благодаря ему достигается полное подчинение органов чувств», – цитата из «Йога-сутр» Патанджали.
ДХАРАНА (УДЕРЖАНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ)
Когда Пратьяхары освоена, вы научились не отвлекаться на внешние ощущения и чувства и концентрироваться на внутреннем объекте, можно перейти к практике Дхараны. Слово «Дхарана» с санскрита переводится как «удержание». По сути, это означает, что практикующий не только концентрируется на объекте (будь то внутреннее состояние, образ божества или просветленного), но и может удерживать это сосредоточение без лишних колебаний и перенапряжения. Считается, что Дхарана может быть выполнена только при успокоении ума, когда человек в достаточной степени научился абстрагироваться от внешних чувств и мыслительных процессов (здесь важно подчеркнуть, что «абстрагироваться» вовсе не означает «сопротивляться». Мысли и внешние ощущения не нужно «прогонять» или пытаться от них «спрятаться»). Смысл в том, чтобы позволить этим процессам происходить, но концентрировать внимание на другом.
Дхарану рекомендуется выполнять только опытным практикам (кстати, Пратьяхара и Дхарана являются подготовительными шагами к медитации).
«Дхарана есть удержание сосредоточения на каком-нибудь определенном предмете», – цитата из «Йога-сутр» Патанджали.
Попробуем выполнить:
Устройтесь удобно в положении сидя со скрещенными ногами. Для начала выберите внешний объект для сосредоточения внимания, как в практике Пратьяхары. Например, зажгите свечу и постарайтесь пристально смотреть на нее (кстати, это весьма полезно для глаз, практика называется «Тратака» и является очистительной). Рассматривая пламя свечи, не давайте ему никаких названий, оценок. Постарайтесь полностью сосредоточиться на огне, не отвлекаясь ни на что другое. После 10-минутной настройки, закройте глаза и постарайтесь представить это же пламя в форме образа. Продолжайте концентрироваться на этом образе, без отвлечений. Если же вы отвлекаетесь, и мысли «уносят» вас в прошлое и будущее, не ругайте себя, – спокойно возвращайтесь к процессу сосредоточения. Удерживайте все свое внимание на образе так долго, как это только возможно.
В качестве внутреннего объекта концентрации можно выбрать мантру, мысль о божестве, образ учителя. Важно, чтобы этот образ был приятен для вас, тогда практика будет происходить проще.
ДХЬЯНА (МЕДИТАЦИЯ, СОЗЕРЦАНИЕ)
Практикуя Дхарану искренне и регулярно, человек переходит в состояние, которое называется «Дхьяна» и является медитацией. Если в процессе Дхараны практикующий может осознавать тот факт, что он концентрируется на объекте, то в Дхьяне возникает осознание взаимосвязи того, кто воспринимает, и того, что воспринимается. То есть наблюдатель и объект наблюдения становятся как бы одним целым. Происходит проникновение в суть наблюдаемого объекта и объединение с ним, эдакое состояние «отсутствия двойственности». Данное переживание можно назвать «чистым осознаванием» или «чистым восприятием». Мысли, образы, внешние отвлечения перестают беспокоить практикующего, все его сознание является однонаправленным и «соединенным» с объектом наблюдения. На самом деле, в процессе Дхъяны уже нет «отдельного объекта» и «наблюдателя». Есть лишь чистое наблюдение, не омраченное никакими колебаниями ума.
Впервые войдя в это состояние, человек может ощутить волну блаженства и глубокого спокойствия. Очень важно не останавливаться на этом этапе и двигаться дальше, не привязываться к этим проявлениям. Практика Дхьяны дает глубинное ощущение присутствия в настоящем моменте, гармонии, подлинного, ничем не обусловленного счастья. Синонимом этого состояния является понятие «Дзен».
Регулярная практика медитации делает человека более сосредоточенным, умиротворенным, радостным и открытым к любви и состраданию. Углубляясь в процесс Дхьяны, практикующий может осознавать более тонкие аспекты бытия, открывая всю широту и полноту бесконечности.
Попробуем выполнить:
На самом деле, нельзя специально «выполнить» Дхьяну, ведь она возникает из предыдущих двух техник. Нет смысла форсировать процесс, пытаться как можно скорее войти в это состояние. Спокойно и размеренно практикуйте Пратьяхару и Дхарану, тогда прогресс в медитативной практике произойдет естественным образом, без чрезмерных усилий.
Будьте в меру усердны, и помните, что хоть и важно изучать литературу о медитации, читать, общаться на эту тему, но найти ответы на глубинные вопросы и осознать себя можно только в молчании, в уединении, в практике. Искренне надеюсь, что этой статьей удалось вдохновить вас на самоисследование.