Владимир Зайцев и Ольга Буланова – супружеская пара известных в России мастеров йоги.
Ольга Буланова начала заниматься йогой в 1994 году.
В марте 1999 года начала преподавать хатха йогу.
Обучалась в Индии у Бал Мукунд Сингха (Дели), доктора Мадавана (Карур, Тамил Наду), Венкатеша (Майсор), Шешадри (Майсор).
Автор и ведущая программ по йоге на телеканале «ЖиВи!»
Закончила курс подготовки преподавателей Шивананда Йоги в Нетале (Северная Индия).
Член Международного Йога Альянса с октября 2019 года.
В 2005 и 2006 годах участвовала в проведении тичер-тренинга инструкторов йоги в Аштанга Йога Центре.
В 2008-2016 годах участвовала в создании программы и проведении тичерз-тренинга инструкторов йоги в Центре Йоги «Прана».
С 2017 года проводит подготовку преподавателей йоги на авторском курсе «Ачарья» совместно с Владимиром Зайцевым.
Владимир Зайцев начал заниматься йогой в 1999 году.
Преподаёт – с 2002 года.
Путь в йоге начал с глубокого изучения философии – йога-сутр.
Автор и ведущий программ по йоге на телеканале «ЖиВи!».
Совместно с Ольгой Булановой развивает свою авторскую программу преподавания.
С 2009 по 2016 год участвовал в создании и проведении тичерз-тренинга инструкторов йоги в Центре Йоги «Прана».
С 2017 года проводит подготовку преподавателей йоги на авторском курсе «Ачарья» совместно с Ольгой Булановой.
Хэдлайнер фестивалей, совместно с Ольгой Булановой проводит семинары в Индии.
Интервью брал: Иван Захаров, организатор концертов и фестивалей, семинаров, co-founder Sticky Jam, организатор Free Spirit, организатор концертов и женских семинаров Перукуа в России и др. артистов. Продюсер. Занимается йогой 10 лет.
Иван Захаров: В чем вы находите источник вдохновения? Я имею в виду йогу, практику, преподавание. Что движет вами все эти годы?
Владимир Зайцев: Что движет человеком, когда он идет в магазин, покупает картошку, варит и ест? Или смотрит телевизор, ждет Новый год и как-то его отмечает? То же самое движет нами. Йога – это наш образ жизни, то, без чего жизнь невозможна.
С тех пор как я занялся йогой, все изменилось. Это и движет – я увидел мир по-другому. И я не жду Новый год, пенсию или когда ученые придумают эликсир бессмертия. Я этого не жду и в это не верю. Я ищу свою реализацию, готовлюсь к следующей жизни. Хотел бы родиться не в этом мире, а где-то повыше.
А то, что я преподаю, обучаю преподавателей – это сопутствующая деятельность. Просто я занимаюсь собой, занимаюсь и с другими людьми. Я четко не ответил на вопрос, но источник вдохновения – достижение реализации на другом уровне.
Иван Захаров: Спасибо. Ольга, вы что скажете?
Ольга Буланова: Я тоже думаю, что для любого человека очень важен поиск смысла жизни. Для чего мы живем? Мне кажется, любой человек об этом задумывается.
С ранних лет меня интересовало, какое место занимает мое маленькое «я» в этой огромной Вселенной. Йога как раз дает ответ на этот вопрос. С помощью йоги мы пытаемся установить связь своего индивидуального «я» c чем-то Большим, Космическим.
Йога показывает, что мы должны делать, чтобы гармонично существовать в этом Мире. Поэтому я и практикую. Когда мы хотим в чем-то развиваться, желательно это передавать другим, иначе развитие идет медленнее. Это меня мотивирует преподавать.
Иван Захаров: Спасибо, я думаю, этот фактор жизнеполагающий для многих, кто занимается йогой.
Следующий вопрос, по сути, продолжение вашего рассказа о йоге. Вы стали вегетарианцами, насколько я знаю. Что побудило вас? Что вы едите? Какую разницу вы почувствовали в уме, в жизни?
Владимир Зайцев: Когда я увлекся йогой, спокойно ел мясо.
Я начал с йога-сутр. Там написано, что нужно соблюдать ахимсу, но я же никого не убиваю, поэтому рассуждал так: уже убили, чего не съесть.
Потом мне попалась книжка Алистера Кроули про йогу. Там была описана очень простая поза, в которую я тут же сел. Это была ваджрасана, но нужно было еще руки опустить вдоль тела. Он сказал, что надо так сесть, смотреть в одну точку и постараться остановить ум. И еще надо выбрать изображение, которое очень нравится. Мне нравилась богиня Кали. Есть книга «Упанишады йоги и тантры», там была очень красивая фотография Богини Кали. Я ее поставил, сел и думаю: «Нормально получилось». Всем домашним сказал, что если через три часа я из комнаты не выйду, вы не думайте, что я умер, это самадхи.
Я, как любой начинающий йог, был уверен, что все сделаю. Сейчас сяду и буду входить в самадхи. Сел и что-то есть захотелось. Пойду, думаю, колбаски отрежу, съем бутербродик. Вспомнил, что вроде где-то читал, что не надо есть перед йогой. Думаю: «Покурю тогда», я еще и курил в то время, а вроде тоже не надо перед йогой. Решил: ладно, потом покурю, колбаски поем.
Сел и через полчаса встал с чувством полного поражения. Не удалось сохранять неподвижность, слезы текли, моргать пришлось. Ум вообще не остановил. Всего полчаса просидел. Только потом я понял, что полчаса – не так мало. Долго у меня после этого опыта не получалось просидеть больше десяти минут.
Так вот, в расстроенных чувствах я пошел на кухню, наконец отрезал кусок колбасы, положил на хлеб, попытался откусить и понял, что у меня сильное отвращение. А я читал, что йоги мяса не едят. Думаю: «Ничего себе. Ладно, пойду покурю». И не смог.
Работал я тогда машинистом тепловоза. Думаю: «Что же теперь я есть буду на работе?» Обычно я пельмени брал, что-то еще, разогревал. Пошел в магазин, купил капусты морской в жестяной банке, а работал я сутками. Сутки мучился, наесться не мог, так все было ужасно. Приехал после работы к теще. Теща меня любила, налила суп с мясом. Я думаю: «Мясо есть не буду, похлебаю». Не смог. В общем, я мучился недели две, не мог наесться, что бы ни ел. Пока, как сейчас помню, не увидел в магазине массу творожную с изюмом. Я ее поел, и первый раз за две недели наелся.
Так что я совершенно не думал о полезности вегетарианства, еще о чем-то. Я полчаса посмотрел на богиню Кали, и у меня до сих пор отвращение к животной пище. Все, выбора никакого не было с тех пор. 22 года не ем мясо.
Иван Захаров: Интересный опыт. Сейчас, конечно, уже есть понимание, что без мяса легче думается?
Владимир Зайцев: Мне все говорили: «Какой ты молодец, что бросил мясо». А я отвечаю: «Даже не собирался. Так получилось».
Иван Захаров: А вы Ольга, какой у вас путь?
Ольга Буланова: У меня совсем другая история. Когда я только начала заниматься йогой, я мясо ела. Мне говорили, что йоги мясо не едят. Причем говорили те, кто йогой совсем не занимался. Порой слышала от них фразу: «Ты же йог, а ешь мясо». Я отвечала: «Мы живем в холодном климате, нам мясо нужно, и отказываться я не буду».
Потом прочитала книжку Йогананды Прамахамса «Автобиография йога». Он там говорил о насилии, о том, как убивают животных ради мяса. И я, девушка впечатлительная, решила отказаться от мяса. Но я пошла умеренным путем и решила, что сначала буду есть как можно реже.
В моей семье мясо ели очень много. Я решила, что буду есть мясо раз в неделю. Потом перешла на раз в месяц. И когда ела раз в месяц, то прямо чувствовала, какое вкусное мясо. Реально отказываешься, а потом ешь и так вкусно. Затем решила, надо есть раз в три месяца. И тоже нормально, нравилось.
Потом сделала перерыв еще больше, может быть, на полгода. И когда я попробовала в очередной раз мясо, оно мне не показалось вкусным. Оно было как резина, как что-то несъедобное. И с тех пор меня больше не тянет на мясо. Потом были случаи, друзья подшучивали, подсовывали мясо и говорили, что это соя. Я пробовала и понимала, что это та же самая резина, которая мне не понравилась. Так, постепенно желание есть мясо ушло, оно исчерпалось.
Думаю, что из-за того, что я занималась йогой, мой организм перестроился и решил, что мясо ему не нужно. Причем ведь был период, когда ела его редко, но с таким удовольствием. А потом раз – и нет этого удовольствия. И всё, я перестала есть мясо.
Иван Захаров: Но вы мясо не едите, как раз опираясь на индийскую традицию? Вы не веганы, не сыроеды?
Ольга Буланова: Рыбу я никогда не любила, честно скажу. То, что и рыбу не надо есть, я даже обрадовалась. Яйца я тоже практически не ем. Сама их не готовлю, но если они есть в составе булочек, то от булочек не отказываюсь.
Так что я не ем рыбу, не ем мясо, а также всяких креветок и морепродукты. Что касается молока и молочных продуктов, я это употребляю. Получается, индийское вегетарианство.
Иван Захаров: Насколько я знаю, оно поддерживается как раз и всей историей ведической культуры. Все так питались. По сути, йога из этого и выходит.
Следующий вопрос возникает у многих людей, особенно у молодого поколения, кто только начинает что-то изучать. Это вопрос медитаций и практик. Куча всего в интернете. Открываешь YouTube, там и карма-йога, и крийя-йога, и медитация намерения, и медитации на будущее, на прошлое. Один мастер, другой мастер.
Как современному человеку, который начинает поиск пути в йоге, медитации и в глубоких знаниях, не тратить много времени на просмотр всех этих роликов и поиск информации? Особенно это актуально сейчас, когда появилось много людей, дающих сомнительные знания. Что вы посоветуете из вашего опыта, на какие критерии обратить внимание?
Владимир Зайцев: Все зависит от того, что человек ищет. Медитация медитации рознь. Если человек хочет достичь высшего Атмана, то ему нужно идти последовательно от мантра-йоги к раджа-йоге. Первое, что нужно сделать – найти мантру, которая ляжет на душу и повторять ее. Повторение мантры – это и есть джапа. Это самая простейшая медитация, которая создает связь с божеством и начинает вести по этому пути.
Постепенно берутся более сложные мантры. Сама по себе мантра, особенно когда человек повторяет сутру избранного божества, приводит к тому, что божество начинает вести адепта по этому пути. Даже без руководства гуру и без посвящения. Это я по своему опыту могу сказать.
Если человек ищет что-то другое, хочет медитировать, чтобы больше денег зарабатывать, чтобы уйти от стресса и так далее, сейчас на рынке достаточно продуктов: светский буддизм и прочее, хорошо отработанные психологически… Психологи прекрасно продают медитативные практики йоги для успешной жизни. Наш современный мир, в котором правят вайши (торговцы), предоставляет большие возможности. Все перерабатывается, упаковывается и продается.
Современные люди, как правило, являются адептами религии, которая называется трансгуманизм, где место Бога занимает наука. Им важно, чтобы все было научно. Ученые – это такие великие риши. Мы не знаем, правда, кто конкретно, имя, фамилия, но не важно, они есть. Великие риши-ученые сказали, что это работает, и мы этим путем идем. Если человек так настроен, и ему так легче и проще, он все равно будет двигаться, и, вполне возможно, найдет свой путь. Если же человек мистического плана, то я советую искать мантры.
Иван Захаров: Ольга, вы что скажете?
Ольга Буланова: Я согласна с Вовой, самое главное – с чего-то начать. Взять какую-то мантру и повторять – это нормальный путь.
Другой путь – следовать за конкретным учителем. Не так давно я поглубже узнала шивананда-йогу. Неплохое направление, и там все дается: от азов до вершины. Если человек действительно хочет найти себя именно в каком-то индийском направлении, я посоветовала бы обратить внимание на шивананда-йогу, потому что там все есть: мантры, асаны, пранаяма, медитация. И доступно для начинающих. Если уходить глубоко в эту систему, можно двигаться и развиваться.
Иван Захаров: Какие-то вещи, уже проверенные временем, классические, как раз именно с некой преемственностью?
Владимир Зайцев: Если ко мне такой вопрос, то мне кажется, что шивананда-йога сохранила зерна настоящей йоги. Сейчас они тоже выходят на рынок, пытаются быть конкурентоспособными, но при этом стараются сохранить то, что заложил туда Шивананда. Потому что многие направления сейчас действительно работают просто на продажи – главное упаковать и продать. В шивананда-йоге все-таки остается то, что было заложено изначально.
Иван Захаров: У вас есть курс преподавателей йоги. Я знаю, что этот курс разносторонний и в каком-то роде уникальный. По своему опыту могу сказать, что многие люди не понимают, что входит в курс преподавателей, что в нем разбирают не только правильное выполнение асан, а еще очень много разных предметов. Можете про это рассказать?
Владимир Зайцев: База у большинства курсов в России опирается на Международный Йога Альянс. Там заявлено, какие предметы должны быть на курсе подготовки. На нашем курсе именно эти предметы. Мы взяли их программу, но сделали по-своему.
Отличительная черта нашего курса «Ачарья» прежде всего в том, что мы не берем всех. Наш курс является анти-бизнес-идеей. Мне Ольга все время говорит: «Давай рекламу выложим». А какой смысл? Мы не работаем с неподготовленными людьми.
Так как сейчас время купли-продажи, многие пишут про свои курсы: «Даже если вы никогда не занимались йогой, приходите, и вы не только начнете практиковать йогу, но приобретете прекрасную профессию. Будете зарабатывать по 100 000 рублей». Знаете, главное пообещать… В реальности, если человек бросает свою работу, когда начинает преподавать йогу, то становится нищим и ничего заработать не может.
Наш курс – прежде всего про саморазвитие. Он для людей, которые уже практикуют йогу, которым это интересно. Сейчас многие ищут что-то новое, и часто к нам приходят люди, уже прошедшие несколько разных курсов. Хотя есть и те, кто никогда не преподавал.
Мы не берем всех, и когда проводим экзамены, сертификат даем только лучшим.
Само название «Ачарья» говорит о том, что это за курс. Ачарья – это тот, кто показывает путь. И мы своим примером показываем, как мы проводим занятия, как преподаем. Мы это передаем людям. Вот и все. У нас команда та же, что была в «Пране». Дима Демин, с которым мы создавали свой первый курс в «Пране», Юля Синявская.
Иван Захаров: А вы, Ольга, что расскажете?
Ольга Буланова: Действительно, если посмотреть, что собой представляют курсы для преподавателей, то все отталкиваются от требований йога-альянса, поэтому нельзя сказать, что программы везде разные. Анатомия, философия и навыки проведения занятий – это должно быть. Другое дело – как это преподается.
Философию можно прочитать по-разному. Володя – адепт этих идей, и он раскрывает философию йоги через свою призму. Есть люди, которые читают предмет «Философия Йоги», исходя из академического подхода, они рассказывают о йоге как ученые. Вова пытается увлечь всех этими идеями, потому что он живет ими, а есть люди, которые преподносят все очень отстраненно, вещая как бы со стороны.
Анатомия тоже должна быть везде обязательно, но и она по-разному может даваться. У нас Дима очень хорошо соединяет анатомию с асанами. Он же ведет у нас предмет «Отстройки и правки асан». Он сразу нацеливает людей на то, зачем нужно знать все эти анатомические мелочи и как их можно использовать в асанах. Я считаю, что у нас анатомия дается очень хорошо, в прикладном ключе.
В нашем курсе есть работа с голосом – предмет «Речевые практики». Юлия Синявская объясняет, как работать с голосом, чтобы человек мог громко и четко выражать свои мысли. Это важно для проведения занятий. Она объясняет, как поставить голос, чтобы использовать его не для пения, а для разговора, как включается диафрагма, резонаторы и все остальное. Кроме того, она еще и разбирает все это по чакрам. Это уже прямо нада-йога – йога звука. Рассказывает, какие звуки какие чары включают.
Затем дыхательные техники – предмет «Пранаяма», куда же без нее. Асаны сейчас много кто дает, к пранаяме меньше внимания, потому что это более тонкая вещь. Как правило, на любых курсах для преподавателей пранаямы больше дается, чем на регулярных занятиях, потому что эти техники актуальны для подготовленных людей, а не для начинающих.
И, конечно, история йоги, ибо мы должны знать, с чего все началось, как развивалось и где наше место во всей этой большой истории. У нас этот предмет называется «Школы Йоги».
Есть и дополнительные факультативные занятия. «Йога и космические циклы», например. Карпинский Володя у нас читает несколько лекций такого плана.
Иван Захаров: Из Индии вы приглашаете ещё мастеров
Ольга Буланова: Во время пандемии это было легко. нас был Шринивас Пуллури, это как раз представитель шивананда-йоги. Он хорошо говорил о мантрах, рассказывал о веданте. А сейчас это невозможно из-за общей ситуации, и мы не можем сделать его нашим преподавателем, поэтому на этом курсе его нет. Будет ли в следующем году, зависит от ситуации в стране.
Иван Захаров: Вопрос про ваших учителей, мастеров, кто был на вашем пути. И, может быть, вы посоветуете учения, книги, что-то такое, на что читатели могут опереться и тоже посмотреть, почитать, углубиться в изучение йоги. Кого посоветуете, чем поделитесь?
Владимир Зайцев: Я начинал заниматься по книжкам, поэтому можно сказать, что первым учителем у меня был Шивананда, который умер за шесть лет до моего рождения. Мне очень нравились его книги. Я поставил его портрет и медитировал на него.
Потом я нашёл живых учителей в «Аштанга Йога Центре» и стал учиться у них асанам. Это Денис Заячковский и Ольга.
Очень много книг прочитал. Когда Ольга увлеклась шивананда-йогой, вдруг обнаружилось, что тот задел, который получился, ещё когда я медитировал на Шивананду и читал его книги, очень глубоко пророс через всю мою практику. Можно сказать, что первым учителем был как раз Шивананда. Когда Ольга училась в «Шивананда Йога Центре», в Индии, оказалось, что мантру Ганеши я читаю, которую они там читают. Очень многие вещи ко мне пришли от Шивананды, хотя я этого не осознавал, пока Ольга не стала учиться шивананда-йоге. Потом я уже начал развивать свои идеи.
Когда я перерос книги и стал заниматься у Ольги в «Аштанга Йога Центр», то этот стиль и воспринял. Так что, можно сказать, что моим учителем остаётся Ольга. Она мне всё приносит домой. Можно сказать, я живу у стоп учителя.
Иван Захаров: Ольга, а у вас кто учителями был и остаётся?
Ольга Буланова: Вначале я тоже занималась по книжкам. Мой папа переплетал книжки и журналы. В 1980 году в журнале «Наука и жизнь» был выпуск статей, которые назывались «Хатха-йога. Что мы можем из нее взять?» Папа эти статьи сохранил и переплел. Он обратил мое внимание на йогу, хотя сам ей никогда не занимался. Я же, будучи ребенком, пыталась что-то из этих статей практикововать. Но делала это не регулярно. Что-то у меня получалось, что-то нет.
В 25 лет у меня случились проблемы с позвоночником, он внезапно начал болеть. Я так испугалась, что это может плохо закончится, потому что мой папа последние годы своей жизни провел в инвалидной коляске. У него были парализованы нижние конечности. Врачи убеждали, что это генетическая болезнь. Я подумала, может, и у меня такая генетическая болезнь.
Взялась в очередной раз за статьи из «Науки и жизни» и стала заниматься регулярно. Где-то полгода я занималась без перерыва. Потом, правда, был у меня небольшой перерыв на трансцендентальную медитацию. После чего я опять решила вернуться к асанам и подумала, что надо мне найти живого учителя. При Индийском посольстве в Москве есть Центр Индийской Культуры. В середине 90-х годов занятия по йоге там проводил Джая Кумар Свамишри. Он приехал из Индии, из Майсора. Занятие при Культурном Центре были тогда бесплатными.
Я посещала их года три. Мне очень нравилось у него заниматься. Как я сейчас понимаю, это была бихарская школа йоги все того же Шивананды. Джая Кумар не говорил тогда ничего про Шивананду, но позже я ездила к нему в Майсор и спросила, что он нам давал в Москве. И он сказал, что это были практики из бихарской школы йоги.
Девушка я тогда была молодая, развитие в асанах шло очень хорошо, а йога при посольстве больше была для пенсионеров. То есть у нас на занятиях были в основном пенсионеры, потому что уроки шли в дневное время по будням. Мне хотелось чего-то поинтенсивней, поэтому я увлеклась йогой Андрея Сидерского. У него тогда вышла книжка «Йога восьми кругов», которую я прочитала и таким образом узнала о нем. Андрей часто приезжал в Москву, я ходила к нему на занятия. Он давал очень мощный энергетический поток.
Занималась потом и у Андрея Лапы. Занятия проходили под музыку. Было очень динамично и бодро. Мне это нравилось. Потом Лапа привез сюда видео кассеты по аштанга-виньяса с Патабхи Джойсом. Я занималась и по ним. И получилось так, что моя личная практика немного отошла от шивананда-йоги.
Но с годами я поняла, что нужно возвращаться к истокам. 2019 году в Индии я прошла курс подготовки преподавателей шивананда-йоги. И сейчас я считаю, что система у Шивананды более цельная. Поэтому могу сказать, что у меня все началось с шивананда-йоги и закончилось. Сейчас я большое внимания уделяю именно этому направлению. Получаю вдохновение от шивананда-йоги.
Иван Захаров: У нас немного примеров, когда мужчина и женщина живут в союзе долго, еще и преподают, вдвоем делают курсы, ведут их. Как вам это удается?
Владимир Зайцев: Гармония в отношениях имеет очень простой секрет, секрет Полишинеля, как говорится. Основная проблема бывает у супружеских пар, когда они конкурируют друг с другом на всех уровнях. А когда ты все время помогаешь во всем, и отношения дружеские, нет никакого желания определять, кто больше, кто лучше или еще что-то…
У нас уникальный случай. Из-за того, что Ольга мой учитель, и она женщина не эмансипированная и раньше меня занялась йогой, я вижу, как от нее многие вещи идут ко мне, поэтому нет такого, чтобы я как мужчина как-то слишком сильно над ней превалировал.
У нас традиционные индийские отношения. Мужа в Индии называют Свами, то есть господин. Она относится ко мне как к господину, а я отношусь к ней как к госпоже, а не слуге. Мы помогаем друг другу во всем. Как могут быть разрушены отношения, если рядом человек, который тебе во всем помогает?
Вот что такое польза? Польза – это когда кто-то кого-то может использовать. И у нас считается, что это плохо, но если тебя не могут использовать, то от тебя и пользы нет никакой. Например, я прихожу, приношу продукты, а Ольга мне готовит еду. И она довольна, что я продукты принес, я доволен, что она меня накормила. У нас очень удобный брак, который устраивает и меня, и Ольгу, мне так кажется, поэтому мы так живем и вместе это все делаем.
Плюс к этому важная вещь – у нас одинаковые взгляды. Я не хочу машину, она не хочет машину. Я не хочу покупать дом за городом, она не хочет покупать дом за городом. У нас нет каких-то чрезмерных желаний имущества или еще чего-то.
Второй фактор, что у нас цели одинаковые. Я стремлюсь к духовному просветлению, и она стремится. Мы живем одной жизнью. У меня первый брак тоже был нормальный. Жена – режиссер, а я у нее актер. Видите, у меня такая карма. И пока мне это было интересно, брак был. А когда я увлекся йогой, все. Это очень быстро разрушило брак, потому что режиссеру йог не нужен, а йогу режиссер не нужен. С Ольгой мы два йога и нам удобно. Мы живем вместе.
Ольга Буланова: Да, я согласна абсолютно с Вовой. У меня это единственный брак, и для меня главное было найти партнера. Для меня было важно, чтобы у нас были общие цели и задачи. Некоторые люди сильно влюбляются, поддаются страстям. У меня понимание партнерства выше какого-то эмоционального фактора. Может быть, я человек не слишком эмоциональный. Вова, конечно, мне нравится.
Но я направленно занималась поиском йога. Причем, более того, для меня примером были Шэрон Геннон и Дэвид Лайф – основатели Дживамукти Йоги. Я подумала: надо найти своего Дэвида Лайфа. Ну разве Володя не похож на Дэвида? Похож же? Даже внешне. Для меня это был осознанный поиск, осознанный выбор. И когда я поняла, что это ОН, то и любовь возникла.
Поэтому я считаю, залог нашей хорошей семейной жизни, с одной стороны, это наш осознанный выбор, а с другой стороны, абсолютно верно Вова говорит, мы смотрим в одном направлении. Это самое главное.
По моему мнению, в современном мире женщине, чтобы развиваться, нужно опираться на мужчину. Я никогда не хотела ничего делать одна. Я всегда понимала, что хочу развиваться именно в йоге, поэтому мне нужен мужчина-йог. И Володя является именно тем человеком, на которого я могу рассчитывать. Это залог нашего хорошего брака.
Иван Захаров: Что такое йога? Кто-то думает, что йога – это просто асаны или изучение лекций. Другие думают, что надо полы подметать. Можете вы объяснить с позиции опыта?
Владимир Зайцев: Для меня йога – это поиск своего истинного Я. Если по-простому говорить, каждый человек, чем бы он ни занимался в мире, любой из 8 миллиардов является йогом, потому что каждый человек ищет себя. И с этой позиции нет человека, который не занимается йогой.
Просто индийская йога дает метод для этого поиска, а ищут все. Любой алкоголик, который валяется на улице, ищет йогу. Абсолютно любой человек, какого бы уровня он ни был. И когда мы берем систему йоги, которая выработана в Индии, то мы просто получаем методы для этого поиска. Вот и все.
Ольга Буланова: Да, ты исчерпывающе сказал. Йога – это метод поиска себя, именно метод. И многие люди под йогой понимают что-то разное. Йога в сутрах Патанджали – это одно. Потом говорят, что в Бхагават Гите дано другое определение йоги. Однако это все методы, а они могут быть разными. На самом деле йога – это именно поиск места в этой Вселенной. Это единение нашего маленького Я и космического большого.
Владимир Зайцев: Я могу добавить такой опыт. Я же, когда занялся йогой, был еще мужем режиссера, и довольно долго. И как вы понимаете, к нам в гости все время приходили актеры. Что они делали? Они, естественно, пили. А я был йог. Мне вначале казалось, это все люди неосознанные и так далее, занимаются всякой ерундой. Но выбора не было. Они пришли, я же не буду их выгонять, тем более они меня все знают, я их знаю.
И вот я посижу с ними, что-то съем, и ухожу заниматься своими медитациями. Они сначала пьют. Напились – орут, танцуют. Это неинтересный момент. Потом они затихают. Возвращаешься – и там все йоги. Закончилась эта алкогольная «УХ!», и все ищут смысл жизни. Все. Нет ни одного человека, который не думает о своей жизни, не существует. Я тогда так четко понял, что нет человека, который бы не искал. Все только об этом и думают, но не каждый день, не каждый раз.
Иван Захаров: Посоветуйте несколько простых шагов, как людям начать заниматься йогой? Два-три действия назовите для тех, кто сейчас прочитал нашу статью, и захотел начать. Что он должен сделать?
Ольга Буланова: На первом шаге записаться на йогу в любой йога-центр и все. Очень легко. Либо интернет открываешь, в YouTube набираешь: «хатха-йога для начинающих» и занимаешься. Лучше, конечно, в центр пойти куда-нибудь, на курсы под названием «Первые шаги», «Азбука йоги» и т.д. Таких курсов очень много. На них хорошо объясняют, с чего надо начать. Не просто в какую-то группу, на именно на специальные курсы для начинающих. Это будет очень хороший вход в практику.
Иван Захаров