О недостатках современного образования в России и преимуществе альтернативного метода воспитания детей мы поговорили с Юлией Боровиковой, которая является Монтессори-педагогом в центре раннего развития ребенка «Большие истории» и ведет практику психотерапевта в Санкт-Петербурге.
Почему Вы решили связать свою деятельность с методом Марии Монтессори?
Я исследовала этот вопрос с точки зрения психологии человека. И нашла для себя очень много факторов, которые говорят в пользу Монтессори-образования, особенно если сравнивать его с традиционным. Во-первых, для меня важна система ценностей и возможность помочь ребенку вырасти счастливым человеком, который знает, чего хочет, умеет реализовывать свои желания и делает это экологично по отношению к окружающему миру. Помимо работы в центре раннего развития детей я консультирую по самым разным вопросам взрослых. И часто сталкиваюсь с тем, что вполне зрелые люди не знают, чем хотят заниматься, чего они хотят от жизни, и не могут даже рассказать о том, что приносит им удовольствие. Мне хочется внести свой вклад в этот мир, помочь обществу измениться в лучшую сторону. Я понимаю, что это можно сделать, лишь воспитав новое поколение людей, а это, в свою очередь, возможно только работая с их родителями.
В чем преимущество метода Монтессори над традиционным образованием?
На сегодняшний день традиционное образование в нашей стране, основанное на тех же принципах, что и сто лет назад, не соответствует потребностям современного мира, который очень стремительно меняется каждый день. Человек, которого формирует система образования, и человек, который может быть успешным сегодня – это два совершенно разных человека. В традиционной системе принято, что за ребенка решается все: дается расписание, по которому он ходит на занятия, упражнения, темы и он мало что выбирает сам, начиная с пеленок и до совершеннолетия. В такой ситуации у него нет возможности нести ответственность. В тот момент, когда его личность формируется, он научается обратному – ориентироваться на внешнее окружение, ждать инструкций, не задавать себе вопрос: «Чего хочу я?». Этот вопрос в традиционной системе образования часто неуместен, так как необходимо следовать плану, а не собственным желаниям и интересам.
Недавно мне попались статистические данные о том, что после детского сада 40% детей уже не стремятся проявлять свою индивидуальность и не хотят исследовать окружающий мир, свои возможности. Представьте, что происходит с ними к окончанию школы! Ни один человек не может знать того, что сейчас действительно нужно другому человеку, будь то взрослый или ребенок, в чем он нуждается и что для него будет полезнее всего освоить в данный момент – это всегда индивидуальная работа. Главное преимущество Монтессори-системы над традиционной в том, что здесь нет классно-урочной системы, когда все садятся и выполняют одно и то же задание. В Монтессори работа идет индивидуально или в мини группах, если находится несколько человек со схожим интересом. Но это не значит, что обучаясь по методу Монтессори, все дети будут более развиты во всем – нет. Но у них есть возможность познакомиться со всеми дисциплинами и выбрать себе ту, которая наиболее созвучна им, и в ней они могут продвинуться очень далеко. Другие, неблизкие им дисциплины, дети освоят достаточно поверхностно. Но самое главное – они смогут понять, чем хотят заниматься, сохранят интерес и любовь к обучению, саморазвитию, а также получат навык самостоятельно приобретать знания – один из самых важных навыков в современном мире.
С какого возраста можно обучать ребенка по методу Монтессори?
Задумываться о Монтессори образовании следует как можно раньше. Все начинается с самого рождения и организации домашней среды. На обучающих семинарах для родителей мы рассказываем, как должна быть обустроена квартира, в которой скоро появится или уже появился малыш. Правильно организованная среда дает возможность ребёнку быть самостоятельным, прислушиваясь к внутренним импульсам, он начинает многое делать сам. Если в доме удобная для ребенка мебель или, к примеру, крючки висят на доступном ему уровне, он пробует вешать одежду самостоятельно, несмотря на то, что он сам еще с трудом ходит. Это помогает ощутить его собственное «Я», почувствовать себя творцом – «Я могу менять этом мир». Таким образом, формируется его уверенность в себе и возникает ощущение успешности. Также, принимая решение заниматься сейчас вот этим, а не другим делом, он свершает выбор самостоятельно и может нести ответственность за свое решение, ведь за чужие решения нести ответственность невозможно.
Всем ли подходит система Монтессори?
На этот вопрос Монтессори-педагоги отвечают так: подходит всем детям, но не всем родителям. Сама по себе методика настолько органична человеку, что она не может не подойти. За 10 лет работы в Монтессори-методе я не встретила ни одного ребенка, кому не подошел бы этот метод. Но если в семье ребенка ценности и уклад жизни сильно отличаются от того, что принято в центре, такому ребенку будет трудно. Счастье ребенка, формирование его умений понимать себя и собственных желаний, уверенности в себе, принятия себя и других – вот что должно быть главной ценностью. Мы не ставим образовательный результат во главу процесса и не стремимся следовать образовательной программе, игнорируя интересы и направленность личности ребенка. При этом большое внимание уделяем заботе об окружающем мире, помогаем детям учиться заботиться друг о друге и бережно относиться к материалу. Если наши ценности совпадают с семейными ценностями ребенка – этой семье подходит Монтессори-метод.
На что следует обратить внимание при выборе детского сада, в котором используют методику Монтессори?
Метод Монтессори – это целая образовательная система, образ жизни, который не может быть элементом и не работает, если нарушаются его основные принципы. Поэтому при выборе Монтессори-сада, следует отличать центры, работающие по методу Монтессори и центры, использующие Монтессори-материал. Обратите внимание на вешний вид: стены и мебель не должны быть яркими, чтобы не перегружать внимание ребенка лишними стимулами и не отвлекать от развивающих упражнений, а сам Монтессори-материал должен быть натуральным, без ярких пластиковых игрушек или громких пищащих пособий. Вся мебель в классе должна соответствовать росту детей, в других зонах центра – туалете, раздевалке, комнате отдыха – все должно быть организованно удобным для детей образом.
Часто перед тем, как пригласить в группу родителей с малышом, взрослых приглашают на вводный семинар или индивидуальное занятие. Специалисты обязательно должны иметь образование Монтессори-педагога, а в идеале – и образование психолога. Там же можно узнать, к кому обращаться за психологической помощью в вопросах воспитания или родительства.
Какие есть классы в Монтессори-образовании?
Монтессори классы для детей разного возраста выглядят по-разному. Класс Nido (с итальянского – «гнездышко») для детей, которые еще не освоили уверенную ходьбу. В этом классе очень много упражнений направленных на развитие крупных и мелких движений. Там есть поручень, держась за который, можно научиться вставать и зеркало, чтобы в процессе обучения наблюдать за своими движениями. Есть разные материалы, стимулирующие ребенка к ползанию и ходьбе, например, брусья.
Когда ребенок уверенно осваивает ходьбу, он переходит в следующий класс под название Toddler, где продолжает совершенствовать свои движения. В этом классе он находит упражнения, формирующие более точные движения и новые причинно-следственные связи, расширяет словарный запас и учится работать самостоятельно. Здесь есть возможность научиться готовить простое блюдо, например, порезать банан, съесть его и помыть за собой посуду. Малыши могут сделать это гораздо раньше, чем обычно им это предлагают сделать родители.
Следующий класс подходит для детей от 3 до 6 лет. В нем появляются более сложные упражнения, направленные на формирование математических представлений, навыка письма и чтения. Упражнения в практической жизни тоже усложняются. Там можно готовить кашу, салат, заваривать чай, выжимать сок из фруктов. А также научиться стирать, гладить и многое другое.
В нашем центре, например, у каждого ребенка в классе «3-6» есть свой цветок, о котором он заботится и за который несет ответственность. Мы собираем мусор и сдаем его в пункты раздельного сбора, проводим проекты на тему экологии. Так как я сама уже много лет являюсь вегетарианкой, я стараюсь знакомить детей с основами полезного питания и в нашем центре есть правило: не приносить ничего сахаросодержащего, например, конфеты или печенья, только фрукты или сухофрукты. Время от времени мы проращиваем разные семена и добавляем их в овощные салаты, которые дети готовят самостоятельно.
Почему в одной группе занимаются дети с большой разницей в возрасте?
Это очень важная особенность Монтессори-метода, так как позволяет сформировать в классе атмосферу сотрудничества, а не конкуренции. Ребенку важно прожить опыт «младшинства» и «старшинства» именно в дошкольном возрасте, когда начинают формироваться социальные навыки. Раньше это происходило естественным образом в семьях, которые, как правило, были многодетными. Когда малыши начинают ходить в группу «3-6» они знакомятся с пространством и новыми людьми, а дети постарше, помогают им, рассказывая, где и что находится, чем и как пользоваться. Старшие дети берут на себя роль педагога, показывая, как работать с Монтессори-материалом, и помогают там, где малыши не справляются.
Ребенку важно в возрасте до 6 лет пройти все эти стадии: научиться обращаться за помощью, учиться у более знающих и умеющих старших детей, а затем и самому побывать в роли старшего, когда он уже все знает, умеет и делится опытом с малышами. Это возможность для него проявить свои лидерские качества.
Как выстраиваются отношения с родителями?
По-разному. Сегодня средний возраст рождения первенца в России – 25 лет, то есть нынешние родители сами были рождены в 80-90-е гг. В тот период представление о воспитании было другим, и они еще в раннем детстве усвоили неправильные по сегодняшним меркам модели поведения родителей. Поэтому многим из них нужно переучиваться.
К сожалению, в нашей стране нет государственных школ родительства, где бы оказывалась психологическая своевременная помощь молодым мамам и папам, давались знания о детской психологии. Но в Монтессори-центрах раннего развития можно получить такую поддержку, главной задачей которой является обучение и психолого-педагогическое сопровождение родителей и ребенка в раннем периоде. Одна из возможностей для родителей при посещении Монтессори-центра – получить обратную связь от педагога, как от стороннего наблюдателя, который может подсказать, что следует изменить во взаимодействии с ребенком, чтобы он лучше слышал взрослого. Если родители ходят в Монтессори-центр вместе с ребенком долгое время, сама среда влияет таким образом, что они получают важный для себя опыт. Они видят, как меняется отклик ребенка, когда педагог начинает взаимодействовать с ним иначе, и здесь может быть много приятных открытий.
Что наиболее важно в образовании детей на сегодняшний день?
Сегодня важно научиться учиться, самостоятельно получать знания и навыки, уметь самостоятельно мыслить, делать выбор, принимать решения, и, конечно, заботиться о нашем доме – планете Земля, которая находится в тяжелой ситуации. Вот это должно быть самыми важными задачами в образовании сегодня!
Оля Гарталова