Профессор Чжоу Вэнь (Wen Zhou) из Института психологии (Institut of Psychology) Китайской академии наук в Пекине и ее коллеги из Китая и США построили этот эксперимент на известном явлении бинокулярной конкуренции.
Исследователи наложили друг на друга изображения красной розы и двух зеленых фломастеров-маркеров и демонстрировали их испытуемым через красно-зеленые анаглифические очки, которые используют для просмотра стереоизображений. Красный пластик фильтрует только красное изображение, зеленый — только зеленое, в результате человек разными глазами видит смещенные конкуры предметов, а в целом получается объемное изображение. В данном случае в правый и левый глаза поступали совершенно разные изображения, поэтому испытуемый видел то более отчетливую розу, то маркеры. Видимый им в данный момент объект надо было отмечать кнопкой.
После того как 38 испытуемых прошли тренировку с очками, начали первый эксперимент, в котором участвовали 12 человек. Участники не только смотрели на предметы сквозь очки, но еще и ощущали запахи, которые достигали ноздрей по специальным проводящим трубочкам. Первый запах создавался 0,5−процентным раствором фенилэтилового спирта в пропиленгликоле, он имитировал аромат розы. Второй — 0,25−процентный раствор бутанола в пропиленгликоле — обозначал запах маркерных чернил.
Изображения предъявляли испытуемым на фоне то одного, то другого запаха. Оказалось, что розовый запах достоверно увеличивает время, в течение которого испытуемые видят розу, а запах бутанола достоверно повышает время, когда люди видят маркеры. То есть запаховые стимулы изменяли восприятие зрительных стимулов.
Получив такой результат, ученые задумались, реальна ли обнаруженная ими связь или испытуемые догадались о цели эксперимента и невольно подыгрывают им. Второй эксперимент с другими 12 участниками проводили по той же схеме, за исключением того, что запахи взяли мнимые. В одном пузырьке с дистиллированной водой, как сказали испытуемым, содержался слабый запах розы, а в другом — слабый запах маркерных чернил. Испытуемые поверили и даже стали говорить, что они ощущают эти запахи, но эксперимент доказал обратное. Воображаемый запах что одной, что другой воды не изменил времени, в течение которого люди видели розу и маркеры.
Еще одну проверку явлению устроили в третьем эксперименте с 14 испытуемыми. В этом случае на доминантный глаз подавали зрительный шум — мелькание, а на другой глаз — изображение предмета с постепенно усиливающейся контрастностью. Измеряли время, за которое испытуемый, несмотря на мелькание, опознавал розу или маркеры. В этом эксперименте достоверные различия получены только с запахом РЕА: он сокращал время распознавания розы, но не маркеров. Бутанол не оказал значимого влияния.
Наконец, в дополнительном эксперименте на 24 испытуемых ученые поменяли одно изображение и один запах. В паре с розой они демонстрировали банан, а его запах обозначили, соответственно, веществом с банановым запахом — изоамилацетатом. Соответствующий запах вызывал преимущественное видение либо розы, либо банана.
Ученые объясняют полученные результаты тем, что между зрительными и обонятельными зонами коры мозга имеется связь, поэтому запаховая информация взаимодействует со зрительной. Причем, как показали опыты, это происходит бессознательно. Глаз склонен видеть то, что ощущает нос