Несмотря на многочисленные предупреждения о рисках, связанных с освоением плохо изученных северных замерзающих морей, норвежская Statoil на днях стала третьей западной компанией, подписавшей соглашение на совместную разработку нефтяных месторождений с российской "Роснефтью". Таким образом, Statoil присоединилась к итальянским ExxonMobil и Eni, которые уже подписали договоры с представителями "Роснефти".
Как пишет в одном из своих редакционных блогов газета The Financial Times, по мере того, как объемы добычи нефти на суше начинают сокращаться, Россия ищет новые месторождения в Арктике, чтобы обеспечить свое ведущее положение в глобальной энергетической системе. Так как в у России пока нет достаточного опыта в работы в оффшорных (то есть расположенных не на континенте, а в море) платформах, "Роснефть" стремится заручиться поддержкой крупных международных партнеров.
Но нефтяная разведка в Арктике - весьма рискованное предприятие. Геологи говорят, что точной уверенности в том, что в арктические территории действительно содержат в себе большие запасы нефти нет. Неизвестно также насколько выгодной может оказаться разработка арктических месторождений c экономической точки зрения.
Но обратного пути, судя по всему, уже нет. Соглашения с "Роснефтью" подписывались по принципу обмена долями участия в различных проектах. Так ExxonMobile пригласила российских нефтяников участвовать в разработке месторождений в Западном Техасе и канадской провинции Алберта, а в Eni пообещали совместную работу в Северной Африке.
В России относительно новых арктических проектов пока царит оптимизм. Игорь Сечин во время своего визита в США высказал мнение, что новый совместный проект "по оценке ряда экспертов, по своему масштабу превосходит такие проекты, как первый выход в открытый космос или полет на Луну".
А теперь, чтобы вы понимали о чем здесь, собственно, речь, позволим себе немного поцитировать сайт российского отделения Greenpeace:
"Бурение в Арктике, особенно на шельфе, крайне опасно: в мире не существует успешных практик по ликвидации нефтяных разливов в ледовых условиях. Если акватория моря покрыта льдами хотя бы на 10%, механические средства сбора теряют свою эффективность. Что тогда говорить о массивах арктического льда?
При экстремально низких температурах нефть становится густой, что может затруднить работу насосов и других механических средств, использующихся при ликвидации разливов. Другой популярный метод уборки нефти — сжигание может не сработать из-за удаленности платформы: необходимое для этого оборудование нужно доставить к месту аварии в течение 50 часов, так как позже разлитая нефть становится непригодной для сжигания.
Очистка водных объектов от нефти — задача сама по себе крайне сложная, а в условиях Арктики — просто невыполнимая: по прогнозам ученых, при ликвидации аварийных разливов в арктических условиях удастся собрать лишь 10-15% от разлитой нефти.
Нефтегазовое освоение арктического шельфа опасно не только на этапе добычи, но также на стадии сейсморазведки и транспортировки углеводородов танкерами или по трубопроводам.
Беда в том, что нефтяные и газовые месторождения на арктическом шельфе своими границами зачастую совпадают или располагаются в непосредственной близости от зон, имеющих высокую биопродуктивность и рыбохозяйственную ценность.
Еще одну опасность представляют айсберги, столкновение с которыми может стать для нефтедобывающих платформ роковым. При этом способы борьбы с ними кажутся смешными в сравнении с той опасностью, которую они представляют. Для ликвидации айсбергов планируется использовать брандеры — корабли, нагруженные горючими веществами, используемые для поджога и уничтожения вражеских судов.
Низкая температура, темнота, которая держится в регионе большую часть года, удаленность поисковых и спасательных служб — все это делает ликвидацию любого разлива практически невозможной.
Кроме того, при сепарации нефти выделяется так называемый попутный нефтяной газ (ПНГ), большая часть которого напрямую выбрасывается в атмосферу либо попросту сжигается. Попутный газ содержит метан — опасный парниковый газ, поэтому отсутствие эффективной системы утилизации ПНГ приводит не только к токсическому загрязнению атмосферы, но также ускоряет климатические изменения".
Как пишет в одном из своих редакционных блогов газета The Financial Times, по мере того, как объемы добычи нефти на суше начинают сокращаться, Россия ищет новые месторождения в Арктике, чтобы обеспечить свое ведущее положение в глобальной энергетической системе. Так как в у России пока нет достаточного опыта в работы в оффшорных (то есть расположенных не на континенте, а в море) платформах, "Роснефть" стремится заручиться поддержкой крупных международных партнеров.
Но нефтяная разведка в Арктике - весьма рискованное предприятие. Геологи говорят, что точной уверенности в том, что в арктические территории действительно содержат в себе большие запасы нефти нет. Неизвестно также насколько выгодной может оказаться разработка арктических месторождений c экономической точки зрения.
Но обратного пути, судя по всему, уже нет. Соглашения с "Роснефтью" подписывались по принципу обмена долями участия в различных проектах. Так ExxonMobile пригласила российских нефтяников участвовать в разработке месторождений в Западном Техасе и канадской провинции Алберта, а в Eni пообещали совместную работу в Северной Африке.
В России относительно новых арктических проектов пока царит оптимизм. Игорь Сечин во время своего визита в США высказал мнение, что новый совместный проект "по оценке ряда экспертов, по своему масштабу превосходит такие проекты, как первый выход в открытый космос или полет на Луну".
А теперь, чтобы вы понимали о чем здесь, собственно, речь, позволим себе немного поцитировать сайт российского отделения Greenpeace:
"Бурение в Арктике, особенно на шельфе, крайне опасно: в мире не существует успешных практик по ликвидации нефтяных разливов в ледовых условиях. Если акватория моря покрыта льдами хотя бы на 10%, механические средства сбора теряют свою эффективность. Что тогда говорить о массивах арктического льда?
При экстремально низких температурах нефть становится густой, что может затруднить работу насосов и других механических средств, использующихся при ликвидации разливов. Другой популярный метод уборки нефти — сжигание может не сработать из-за удаленности платформы: необходимое для этого оборудование нужно доставить к месту аварии в течение 50 часов, так как позже разлитая нефть становится непригодной для сжигания.
Очистка водных объектов от нефти — задача сама по себе крайне сложная, а в условиях Арктики — просто невыполнимая: по прогнозам ученых, при ликвидации аварийных разливов в арктических условиях удастся собрать лишь 10-15% от разлитой нефти.
Нефтегазовое освоение арктического шельфа опасно не только на этапе добычи, но также на стадии сейсморазведки и транспортировки углеводородов танкерами или по трубопроводам.
Беда в том, что нефтяные и газовые месторождения на арктическом шельфе своими границами зачастую совпадают или располагаются в непосредственной близости от зон, имеющих высокую биопродуктивность и рыбохозяйственную ценность.
Еще одну опасность представляют айсберги, столкновение с которыми может стать для нефтедобывающих платформ роковым. При этом способы борьбы с ними кажутся смешными в сравнении с той опасностью, которую они представляют. Для ликвидации айсбергов планируется использовать брандеры — корабли, нагруженные горючими веществами, используемые для поджога и уничтожения вражеских судов.
Низкая температура, темнота, которая держится в регионе большую часть года, удаленность поисковых и спасательных служб — все это делает ликвидацию любого разлива практически невозможной.
Кроме того, при сепарации нефти выделяется так называемый попутный нефтяной газ (ПНГ), большая часть которого напрямую выбрасывается в атмосферу либо попросту сжигается. Попутный газ содержит метан — опасный парниковый газ, поэтому отсутствие эффективной системы утилизации ПНГ приводит не только к токсическому загрязнению атмосферы, но также ускоряет климатические изменения".
фото: The Telegraph
оригинал статьи в The Financial Times здесь
материалы "Гринпис" об опасностях нефтяного освоения Арктики здесь