С 15 по 17 июля в подмосковном «Этномире» проходил крупнейший в России йога-фестиваль Free Spirit. В этом году он был еще грандиознее и ярче, фестиваль набирает силу и становится удивительным местом встречи мастеров, практикующих учеников и всех, кто только начинает интересоваться йогой и другими духовными практиками.
В фестивале приняли участие мастера со всего мира, для мастер-классов было обустроено целых 10 площадок. Гости могли практиковать разные направления йоги, восточные единоборства, разные виды танца, динамичные крии, петь мантры, принять участие в семинарах и круглых столах, а также научиться стоять на гвоздях, готовить итальянский салат или украинский борщ… В целом, фестиваль – это лучшие практики в разных духовных традициях, вкусная вегетарианская еда плюс насыщенная концертная программа.
В этом году на фестивале было очень много гостей с детьми любого возраста. Для юных участников были организованы замечательные площадки и игры. Удивительным образом в беседах многими мастерами была поднята тема детства (возможно, весь секрет в том, что организатор фестиваля Марина Хромова недавно сама еще раз стала мамой). Одну из историй о детстве мы перескажем в этом материале.
Нам удалось побеседовать с Русланом Клейтманом, основателем интегрального стиля йоги Акхила йога. Руслан рассказал немного о себе и о том, каким был его путь в йоге.
В детском саду его воспитательница закрывала детей в темном чулане. И Руслан видел в этом не наказание, а наоборот, ему казалось, что это такая мистика, и там он исследовал впервые практику пратьяхары, о существовании которой тогда понятия не имел. Пратьяхара – это одна из восьми ступеней классической йоги (яма-нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самахи). Будучи зрелым, придя в йогу, он на несколько дней закрывал в доме все окна и щели и практиковал пратьяхару по традициям классической йоги.
Руслан эмигрировал в Америку и тяжело переживал разотождествление с советским прошлым, непринятие эмигрантской жизни, ощущение потерянного поколения и отсутствия корней своей семьи и потерю связи с прошлым. Для того, «чтобы как-то отвлечься», он в то время пробовал легкие наркотики, при всем этом его не покидало чувство общей неудовлетворенности и ощущение себя как инопланетянина.
В какой-то момент ему захотелось переоценить себя, не идти больше по жизни бессмысленно. Пришло осознание, что мир – это не хаос, что есть за этим беспорядком что-то другое, ценное. Он встретил в то время одну интересную женщину, ясновидящую. Она сказала ему, что все дело в том, что он занимается не тем, чем должен, что миссия у него совсем другая в жизни. Так началось исследование духовных традиций в поисках своего пути.
…Этот путь, начавшийся давно, привел Руслана на фестиваль, где он вел мастер-классы по Акхила йоге «Поток героя», «Анатомия тонкого тела», и семинар «Путь к счастью. 4 цели жизни».
Невероятно простые и глубокие практики проводились для детей. Одна из них заключалась в том, что дети сидели в кругу, и им по очереди нужно было надеть другому ребенку на руку веревочку и сказать приятные слова. Дети учились подмечать какую-то особенную черту в другом ребенке, видеть его реакцию. Кто-то смущался, когда слышал о себе приятные слова, а кто-то воспринимал очень глубоко, казалось, эти слова отзывались у ребенка внутри. Дети учились близости, искренности, это было удивительно.
Неожиданный подход к телу раскрыл основатель творческих лабораторий Haza Muna Александр Остапенко на своем мастер-классе «Создание ритмов с помощью тела». Александр с детства любил слушать музыку и простукивать ритмы карандашом. Когда ему было 24, он привез из Египта восточный барабан дарбука и стал учиться на нем играть, ездил к учителям в Турцию, в Индию.
Телесная музыка – это одно из последних веяний в музыке во всем мире. Разные мастера дают разные техники, но по сути – это идеи, которые можно объединять и как хочешь импровизировать. Многие вещи в игре не связаны только с техникой – она, как ни странно, людей отвлекает. Поэтому Александр стал предлагать ученикам отложить барабаны и просто играть ритм пальцами по телу.
Участники чувствовали свое тело как инструмент, создавали ритм телом и звуком, выполняли интересные задания, например, нужно было почувствовать тело как барабан и сыграть на нем свой ритм.
Александр нас очень впечатлил своими качествами внутреннего творца, тем, как он задает ритм, зажигает им учеников. Во время беседы к нам подошел один из участников и высказал интересное наблюдение, что «во время такой телесной импровизации с мозгом происходит что-то интересное, кажется, что разные отделы мозга между собой синхронизируются».
Дина Крошкина провела в этом году мастер-класс по танцу «Мандала». Это удивительная практика для женщин, она возвращает в радость, дает женскую силу, подключает к внутреннему источнику, заземляет.
Дина с детства любила танцевать, но, как часто бывает, решила что танцы – это несерьезно и нужно получать какую-то востребованную профессию. Пришлось отложить танцы на несколько лет. После института она начала заниматься социальными парными танцами – хастл, латина, позже начала практиковать цигун, рисовала мандалы. Однажды она услышала сочетание слов «Танец Мандала» и почувствовала, что внутри что-то зажглось, пришло ясное осознание – это мое.
«Я почувствовала, что могу раскрыть в этом танце очень много. Голова моя на тот момент была перекачана, ум активен, и я как будто себя не чувствовала. Мне хотелось раскрыть свою внутреннюю женщину, исследовать ее, вернуться к своей природе. И я начала длинное исследование себя в танце «Мандала», – рассказала Дина.
Впечатлений у гостей осталось очень много. Сравнивая с другими фестивалями, гости отмечали, что на Free Spirit был очень высокий уровень практик. Понравилась идея и территория «Этномира», ведь это самый большой этнографический парк России, в нем собраны разные культуры, ну а дети в восторге от детского парка. К удивлению, были посетители, которые пожаловались, что вегетарианской и здоровой еды показалось мало.
Один из гостей сказал, что больше всего ему понравился круглый стол, так как практики можно посетить во многих студиях, а вот собрать всех учителей вместе и задать вопросы, которые действительно важны, можно было только здесь.
Марина Хромова, организатор фестиваля, рассказала, что больше всего ей понравились люди – гости и преподаватели, а также порадовала погода и ее собственное состояние в этот день. Марина призналась, что она ни разу не была на классах на своих фестивалях, ведь при таком масштабе всегда есть множество важных дел.
От всей души благодарим организаторов фестиваля и создателей «Этномира» за чудеса, которые происходят в душах благодаря их делу.
Яна Махар-Котилевская, Ольга Татаркина