Художник-экспериментатор Лейза Рич создает произведения искусства из кусочков ткани, пластика и других мелочей, которые мы обычно отправляем в мусорное ведро.
Лейза Рич родилась глухой. После долгого лечения слух частично восстановился, но чтобы компенсировать недостаток звуков, она еще ребенком научилась обращаться к тактильным ощущениям: могла подолгу играть со своим атласным одеялом, которое было ее главным богатством в больнице, обожала одежду, сшитую её матерью для кукол. В больнице она научилась рисовать пальцами: её вдохновляли облака и верхушки деревьев, которые виднелись из больничного окна.
В 5 лет Лейзу наконец выписали из больницы. Самой большой радостью для маленькой девочки стали те дни, когда её отец, работавший в магазине электротоваров, брал ее с собой, и в её распоряжении оказывались провода, трубы, катушки с проволокой, гайки и болты. В ее воображении они превращались в алмазные диадемы, сказочные грибы, чайные столики и маскарадные костюмы.
В 15 Лейза заболела мононуклеозом, и ей пришлось бросить увлечение танцами и игрой на пианино – вместо этого она научилась шить. По ее словам, она влюбилась в нитки и ткани, и эта любовь переросла в дело всей жизни.
Дети способны находить вокруг гораздо больше удивительных вещей – взрослые их просто не замечают. Свою концепцию Лейза связывает именно с этим: «Бешеный темп городской жизни, неизбежное вторжение технологий в повседневную жизнь, нечеловеческие условия труда – все это ослабило нашу способность чувствовать природу и наслаждаться мимолетными, но важными моментами. Поэтому мне захотелось вернуться в детство – вновь начать замечать, улавливать, воссоздавать это чувство красоты и мимолетности».
В 1989 году Лейза попала в автокатастрофу и оказалась прикованной к кровати. По ее словам, после долгих месяцев изнуряющей боли, в течение которых ей вновь пришлось учиться ходить, в ней окончательно укоренилось осознание того, что жизнь коротка, и её нельзя прожить бесстрастно и бесцельно. Впоследствии, когда спустя пару лет она выжила после схода сели в горах Индонезии в сезон проливных дождей, она в очередной раз убедилась в своей идее. «Как кошка, я уже использовала пару своих жизней, так почему бы не прожить на полную и оставшиеся?», – говорит она.
Лейза Рич называет мир своего творчества Утопией – страной, сотканной из ее детских воспоминаний и тактильных ощущений; утопия, раскрашенная в самые разные цвета и вдохновляемая природой. Она использует в своём творчестве всё, что попадается под руку: ткань, пластик, природные материалы. «Маленький камушек, отскочивший от ноги во время прогулки, осколок стекла в воде или на песке, кусочек проволоки, ракушки, мох – мне хочется сделать из этих обыденных вещей неординарное», – признается Лейза. На швейной машинке она сшивает подготовленные детали и получает двухмерную картину – диораму. Преподаватель с 40-летним стажем, она вкладывает в свои произведения не только любовь к творчеству и представление о прекрасном, но и образовательный посыл. Результатом её творчества стала азбука для детей под названием «Animal Alphabet Traveling Twisters», где для каждой буквы подобрана скороговорка: с помощью этой книги ребенок может не только учить буквы, но и развивать свою дикцию и произношение.
Идея создать такую книгу появилась у Лейзы, когда у неё родился внук. Трёхмерные картины, созданные ею, стали иллюстрациями к алфавиту. Благодаря им ребёнок мог не только запомнить, как пишется та или иная буква, но и наощупь исследовать мир – ведь в основу изображений были положены впечатления Лейзы от её многочисленных путешествий. Когда у ребёнка обнаружились проблемы с речью, Лейза решила добавить в книгу скороговорки. Она вспоминала те проблемы со слухом и произношением, которые были в детстве у неё самой, и старалась учесть их в своей книге, таким образом помогая внуку справиться со всеми трудностями. Так в течение шести лет и создавалась азбука. Когда Лейза Рич решила издать получившуюся книгу в виде печатной версии, она сфотографировала свои инсталляции и добавила к ним фотографии скороговорок, выложенных из различных предметов. Например, одна из них – для буквы G – была написана с помощью мячиков для гольфа на газоне у дома Лейзы. Каждую букву представляет животное – так ребёнок познаёт окружающий мир.
Сейчас Лейза Рич преподает в университетах и колледжах, активно участвует в выставках современного искусства и пишет статьи о творчестве. Она также осваивает технику 3D-печати, хотя основными материалами для творчества, по её словам, всё равно остаются пластик, нитки, ткани и осколки различных предметов.
По материалам сайтов http://monaleisa.com/ и http://www.animalalphabettravelingtwisters.com/