Тренд на экологичность завоевывает мир. Компании задумываются о своем экологическом следе, влиянии на природу, климат и меняют в соответствии с этим свою политику. Однако немало и таких организаций, которые не прочь «позеленеть» только на словах, в расчете получить лояльность клиентов, а вместе с тем и прибыль. Теперь, когда мы знаем если не все, то почти все о тех экологических катастрофах, которые происходят в мире, нас сложнее обмануть.
Пока некоторые корпорации в сфере красоты, здоровья, питания, спорта или развлечений пытаются заниматься «гринвошингом» (форма экологического маркетинга, в которой обширно применяется «зеленый» пиар и методы, задача которых — ввести потребителя в заблуждение относительно целей организации), важно обратить внимание на локальные проекты, которые продвигали тему экологичности и 3ОЖа еще задолго до того, как это стало модным, и занимаются этим по сей день.
Так, одним из примеров организации фестиваля с разумным, бережным отношением к природе можно назвать «Тайболу». Северный арт-фестиваль «Тайбола» прошел в шестой раз в Архангельской области 12-14 июля 2019 года. Он является одним из главных туристических и культурных событий Поморья. С самого начала своего существования (2012 год) «Тайбола» позиционирует себя как мероприятие, свободное от алкоголя, где люди отдыхают на природе без спиртных напитков (сравните с большинством фестивалей, площадки которых «украшены» лейблами алкогольных брендов, а сами напитки продаются в огромных количествах). Из «вспомогательных средств» на «Тайболе» – живая музыка, белые ночи и свежий воздух! Кстати, это еще и визуально красиво и эстетично: ничто не мешает глазу наслаждаться природой, никакой кричащей навязчивой рекламы. Локации, сделанные вручную художниками и волонтерами фестиваля, гармонично сочетаются с северным ландшафтом.
Итак, на примере нынешнего фестиваля разберем, какие шаги могут сделать мероприятие экологичнее.
РА3ДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА
Раздельный сбор появился еще во времена первых фестивалей. В этот раз урны для мусора были поделены на категории: бумага, алюминий, пластик, крышечки, стекло. В итоге было собрано 3870 пластиковых крышечек, средства от переработки которых пойдут в фонд помощи детям. Также был собран 240-литровый мешок (0,24 куба) с алюминиевыми банками, который передали для дальнейшей сдачи в местную управляющую компанию, и 12 мешков по 240 литров (2,88 куба) пластика, который был сдан на переработку в ООО «СП-Полимер».
Гуляя по территории фестиваля, нельзя было увидеть брошенной бутылки или бумажки – повсюду на тропах были организованы урны. Сейчас, когда в Архангельской области тема мусорной катастрофы стоит особенно остро, как никогда важно, чтобы местные фестивали и мероприятия поддерживали тренд на переработку и раздельный сбор. Все начинается с малого, с первого шага. Человек, который не сортирует мусор у себя дома, выехав на фестиваль и привыкнув в течение трех дней к раздельному сбору, может задуматься, изменить свое поведение и начать свой экопуть. 3дорово, что на фестивале экопросвещение ведется не только через лекции, но и через пример: везде стоят урны с описанием, что в них можно и нельзя бросать.
Шведская экоактивистка Грета Тунберг как-то сказала: «Я хочу, чтобы вы вели себя так, как будто наш дом горит. Потому что как раз это сейчас происходит». Да, наша планета уже находится в критической экологической ситуации, тем не менее, важно дать человеку выбор, дать возможность самостоятельно принять осознанное решение, чтобы оно пришло к нему изнутри. Это мягкая сила, которая на протяжении многих лет влияет на людей.
3АПРЕТ НА АЛКОГОЛЬ, КУРЕНИЕ
Это одно из значимых правил фестиваля. На «Тайболу» запрещено провозить спиртные напитки, распивать алкоголь в открытую. Кстати, это действительно приятно удивляет некоторых гостей из крупных городов России и заграницы: Ого, все слушают музыку у сцены, танцуют, но ни у кого нет бутылки пива в руках! Да, на такое стоит посмотреть! Отдыхать можно и без «веселящих» веществ, проверено. Вместо алкоголя на фестивале можно познакомиться с традиционным китайским чаем (на каждом фестивале открыта чайная с мастером, проводящим чайные церемонии) и с северными морсами из ягод. Для курения отведены специальные места в отдалении от пешеходных троп. Одно из объяснений таких строгих правил, нетипичных для музыкальных фестивалей: здоровый образ жизни – не просто дань моде, а действительно стиль жизни организаторов фестиваля.
ЭКОФОТОСУШКА
Помимо личного примера и бесед эковоспитание на фестивале проводится через наглядные изображения. Увидеть, что же станет с нашей планетой, если человечество не опомнится, можно было на фотосушке, которая в этот раз приняла экологическую направленность. Так, на фотосушке гостям фестиваля были представлены серии снимков на тему окружающей среды: фотографии от WWF, серия снимков «Реквием по еде» от фотостудии 100%ART о содержании микропластика в продуктах, фотопроект «Боги мусора» Фабриса Монтейро, показывающие масштабы мусорной проблемы планеты.
ЭКОПРОСВЕЩЕНИЕ
Просветительской деятельностью на тему окружающей среды на фестивале занималась «Экополяна» – локация, в которой проходили лекции, дискуссии, мастер-классы на тему экологии. Среди мероприятий «Экополяны» – пошив экомешочков, экологическая упаковка подарков, создание экокормушки. Участвуя в мастер-классах, гости фестиваля могли получить памятный брелок, сделанный из переработанного пластика. Прививать экологичное отношение к природе нужно с младшего возраста. Детям на фестивале показывали мультики на экологическую тематику. На площадке даже работали солнечные панели, от которых можно было зарядить телефон или вскипятить чай. Также на фестивальной ярмарке можно было приобрести товары, которые помогут встать на путь «нуля отходов»: многоразовые бахилы, экомешочки из хлопка и органзы, восковые салфетки, стальные трубочки.
КАПШЕРИНГ
На фестивале работала система капшеринга (тары с возвратом). Это прокат пластиковых многоразовых стаканов объемом 400 мл с крышечкой и другими дополнительными аксессуарами. Заказывая напиток, гости могли выбрать не обычный «бумажный» стакан или свою походную кружку, а многоразовую тару от фестиваля с логотипом. Залоговая стоимость стакана – 100 рублей, им можно было воспользоваться во всех точках питания фестиваля. Перед отправкой домой гости фестиваля могли вернуть стаканчик и забрать залог либо увезти его в качестве сувенира.
Для чего нужен капшеринг? Таким образом, сокращается количество одноразовой посуды на фестивале и уменьшается объем мусора после. К тому же, многоразовые стаканы – это стильно, экологично и практично.
ВЕГЕТАРИАНСКАЯ ЕДА
В нескольких работающих на фестивале кафе предлагается большой выбор еды для вегетарианцев.
ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ
Уже стала традицией для «Тайболы» и ее отличием от других фестивалей постройка арт-объектов и локаций из природных материалов. При этом зачастую эти материалы буквально валяются под ногами: топляк (затонувшее бревно, полено, которое вынесло на берег моря или реки приливом), ветки, корни. Также среди природных материалов – сено, доски, камни, ракушки. Берег моря богат на материалы для творчества, было бы желание, фантазия и умелые руки.
СБОР/РА3БОР ФЕСТИВАЛЯ
Также одна из особенностей фестиваля – строительство с нуля каждый раз на новом месте, будь то берег моря, поле, остров, при этом с преобладанием натуральных материалов. А после фестиваля все сооружения разбирают, увозят, чтобы место осталось в том виде, каким оно было до людей – нетронутым, и чтобы ничто не мешало природе восстановиться. Мы были гостями здесь и за собой надо убрать.
Наталья Хаметшина
Фото: Валерия Бабанская, Елена Давыдова, Ирина Ефимова,
Ирина Минина, Наталья Хаметшина