Философия потока
Сто лет назад, 11 июня 1910 года во Франции родился знаменитый исследователь Мирового океана, автор множества фильмов о море – Жак-Ив Кусто. Молодой Жак-Ив начал нырять в глубокое синее море еще в двадцатые годы прошлого столетия. Быстро пристрастился к подводной охоте. А в 1943 году вдвоем с гениальным конструктором подводного оборудования Эмилем Ганьяном создал одноступенчатый регулятор подачи воздуха для системы жизнеобеспечения водолаза (по сути, это был младший брат современного двухступенчатого). То есть Кусто фактически подарил нам акваланг, каким мы его знаем сейчас - безопасное средство для погружения на большую глубину.
Кроме того, Жак Кусто, фотограф и режиссер, стоял у самых истоков подводных фото- и видеосъемок. Он сконструировал и опробовал на глубине двадцати метров первую 35-миллиметровую видеокамеру в водонепроницаемом корпусе для подводных киносъемок. Он разрабатывал специальное осветительное оборудование, позволявшее снимать на глубине (а в то время чувствительность фотопленки достигала лишь 10 единиц ISO), изобрел первую подводную телевизионную систему… И много что еще.
По-настоящему революционной была созданная под его руководством и напоминавшая летающую тарелку мини-субмарина «Ныряющее блюдце» (первая модель, 1957 г.). Аппарат оказался самым удачным представителем своего класса. Кусто любил называть себя «океанографическим техником», что, конечно, лишь отчасти отражает его дарование.
Ну и, конечно же, Жак-Ив создал за свою долгую плодотворную жизнь десятки потрясающих научно-популярных фильмов. Первый же, рассчитанный на массового зрителя, фильм этого непрофессионального режиссера и океанолога-выскочки (как его называли маститые ученые) ― «Мир тишины» (1956 г.) получил «Оскар» и «Пальмовую ветвь» Каннского фестиваля (это был, кстати, первый научно-популярный фильм, получивший «Пальмовую ветвь»). Второй фильм («История красной рыбы», 1958) тоже получил «Оскара», доказав, что первый «Оскар» не был случайностью…
В нашей стране исследователь завоевал народную любовь благодаря телесериалу «Подводная одиссея Кусто». Однако мнение, что в массовом сознании Кусто остался только как создатель серии популярных фильмов (да изобретатель современного акваланга) ― не верно.
Кем Жак-Ив был на самом деле так это первопроходцем.
Капитан планеты
Товарищи недаром называли Кусто актером и шоуменом. Он поразительно умел находить спонсоров и всегда получал то, что хотел. Например, свой корабль «Калипсо» он нашел задолго до его приобретения, буквально следуя за ним (со своей семькй) несколько лет, куда бы тот ни поплыл… и, наконец, получил судно практически в дар от ирландского миллионера Гиннесса. Пивной магнат, впечатленный деятельностью Кусто, в 1950 году внес большую часть суммы, необходимой для выкупа вожделенной «Калипсо» у британских ВМС (это бывший минный тральщик), и сдал Кусто в аренду на неограниченный срок за символический один франк в год…
«Капитан» ― так его величают во Франции, иногда называют «Капитан планеты». А товарищи звали его просто – «король». Он умел привлечь к себе людей, заразить своим интересом и любовью к морским глубинам, организовать и сплотить в команду, вдохновить на поиск, граничащий с подвигом. И потом привести эту команду к победе.
Кусто отнюдь не был героем-одиночкой, он охотно использовал таланты окружавших его людей: инженерный талант Э. Ганьяна и позднее А. Лабана, литературный дар соавтора его знаменитой книги «Мир тишины» Ф. Дюма, опыт профессора Эджертона ― изобретателя электронной вспышки ― и влияние тестя в компании Air Liquide, производившей подводное оборудование… Кусто любил повторять: «За обедом всегда выбирайте лучшую устрицу. Таким образом, до самой последней все устрицы будут самыми лучшими». В работе он всегда использовал только самое передовое оборудование, а чего не было ― изобретал. Это был настоящий Победитель в американском смысле слова.
Его верный товарищ Андре Лабан, которого Кусто взял матросом с недельным испытательным сроком и который потом плавал с ним 20 лет, до самого конца, сравнивал его с Наполеоном. Команда Кусто любила своего Капитана так, как лишь наполеоновские солдаты могли любить своего кумира. Правда, Кусто воевал не за мировое господство. Он воевал за спонсорскую помощь программам подводных исследований, за изучение Мирового океана, за расширение границ не только родной Франции, но всей ойкумены, обитаемой человеком Вселенной.
Работники, матросы Кусто понимали, что они на корабле больше, чем наемные служащие. Они были его боевыми товарищами, соратниками, которые всегда готовы пойти за ним в огонь и, разумеется, под воду, где работали, бывало, сутками, часто за символическую плату. Вся команда «Калипсо» ― любимого и единственного корабля Кусто ― понимала, что они аргонавты двадцатого века и участвуют в историческом и, в своем роде, мифическом плавании, в открытии столетия, в крестовом походе человечества в глубины океана, в победном наступлении на глубины непознанного…
Пророк морских глубин
В молодости Кусто испытал потрясение, которое изменило его жизнь. В 1936 году он служил в морской авиации, увлекался автомобилями и большими скоростями. Последствия этого увлечения были для молодого человека самыми печальными: он попал в серьезную автомобильную аварию на спортивной машине отца, получил смещение позвонков, множество сломанных ребер, пробитое легкое. Руки его парализовало…
Именно там, в больнице, в тяжелейшем состоянии молодой Кусто испытал своего рода просветление. Как в свое время Гурджиев после пулевого ранения осознал недопустимость применения «исключительной силы», так и Кусто после неудачного гоночного опыта решил «прийти оглядеться по сторонам, взглянуть на очевидные вещи под новым углом. Подняться над суетой и посмотреть на море впервые...» Авария поставила большой жирный крест на карьере военного летчика, зато подарила миру вдохновенного исследователя, даже больше ― своеобразного пророка моря.
Исключительная сила воли и жажда жизни позволили Кусто оправиться от тяжелейшей травмы и уже менее чем через год встать на ноги. И с этого момента его жизнь была связана, по большому счету, только с одним ― с морем. А в 1938 году он знакомится с Филиппом Тайе, который станет его крестным отцом в свободном погружении (без акваланга). Кусто потом вспоминал, что вся его жизнь перевернулась в тот момент, и он решил всецело посвятить себя подводному миру.
Кусто любил повторять своим друзьям: если хочешь чего-то добиться в жизни, не стоит разбрасываться, двигайся в одном направлении. Не стоит стараться чересчур, лучше прикладывать постоянное, неослабевающее усилие. И в этом было, пожалуй, кредо его жизни. Он посвятил исследованию глубин моря все свое время и силы ― до грана, до капли, поставив все на одну карту. И его усилия стали действительно священными в глазах сторонников.
По свидетельствам современников, он обладал волей пророка и харизмой революционера. Он сиял и слепил своим величием, как знаменитый французский «король-солнце» Людовик XV. Соратники считали своего Капитана не просто человеком ― создателем настоящей «религии дайвинга», мессией подводных исследований. Этот мессия, человек не от мира сего, человек за бортом, за гранью, очень редко оглядывался в сторону суши ― только когда не хватало средств на очередной проект и только до тех пор, пока эти средства не появлялись. Ему как будто не хватало места на земле. Капитан планеты вел свой народ ― дайверов ― в глубины океана.
И хотя Кусто не был ни профессиональным водолазом, ни ученым-океанографом, ни дипломированным режиссером, он совершал рекордные погружения и открыл новую страницу в исследовании Мирового океана. Он был Капитаном с большой буквы, рулевым Перемен, способным отправить человечество в большое плавание.
Главная его цель (к которой Кусто шел всю жизнь) ― расширить человеческое сознание, и в итоге завоевать новые пространства для обитания людей. Подводные пространства. «Вода занимает семьдесят процентов поверхности нашей планеты, ― говорил Андре Лабан, ― и там достаточно места для всех людей». На суше же «слишком много законов и правил, свобода растворяется». Понятно, что Лабан, произнося эти слова, озвучивал не просто личную заморочку, а идею всей команды, идею, двигавшую вперед всю команду Кусто.
Именно так понимал Кусто перспективы освоения Мирового океана: расширить границы человеческого обитания, построить города под водой. Научная фантастика? Беляев? Профессор Челленджер? Возможно. А может быть, миссия, за которую взялся Кусто, была не такой уж и фантастичной. Ведь его амбициозные проекты по изучению возможности долговременного пребывания под водой (а в конечном итоге полноценной жизни там) увенчались определенным успехом. «Подводные дома», «Преконтинент-1», «Преконтинент-2», «Преконтинент-3», «Гомо акватикус». Опыты проводились на глубине до 110 метров. Были освоены гелиево-кислородные смеси, отработаны основные принципы жизнеобеспечения и расчёта режимов декомпрессии… В общем, создан прецедент.
Стоит отметить, что опыты Кусто не были какой-то сумасшедшей, никому не нужной идеей. Подобные эксперименты проводились также в других странах: в США, на Кубе, в Чехословакии, Болгарии, Польше, в странах Европы.
Человек-амфибия
Кусто никогда не думал о глубинах меньше 100 метров. Его просто не привлекали несравненно легче реализуемые проекты на малых и средних глубинах 10―40 метров, где можно использовать сжатый воздух или азотно-кислородные смеси, на которых выполняется подавляющая часть подводных работ в обычное время. Как будто пережив Вторую мировую, он ждал мощного глобального катаклизма, готовился к тому, что придется надолго уйти на глубину… Но это только догадки. В то время власти отказались от продолжения исследований, отметив их чрезвычайную дороговизну.
Возможно, их отпугнули некоторые совсем уж «забортовые», «челленджерские» идеи Кусто. Так, он мечтал об изобретении специальных легочно-сердечных автоматов, которые вводили бы человеку кислород прямо в кровь. Вполне современная идея. Вообще Кусто стоял на стороне оперативного вмешательства в организм человека, с тем чтобы приспособить его для жизни под водой. То есть хотел в конечном счете создать «сверхчеловека-амфибию» и поселить его в «водный мир»…
Кусто всегда привлекала глубина не как естествоиспытателя или спортсмена, а как пионера новых жизненных горизонтов. В 1960 году он участвовал в подготовке исторического (единственного, совершенного людьми!) погружения швейцарского океанолога профессора Жака Пикара и лейтенанта ВМС США Дональда Уолша на батискафе «Триест» в самую глубокую из известных областей океана («пучину Челленджера») ― Марианскую впадину (глубина 10 920 м). Профессор погрузился на рекордную глубину 3200 метров, отчасти повторив в реальной жизни приключение героя научно-популярной эпопеи Конан Дойля, полусумасшедшего профессора Челленджера из романа «Маракотова бездна» (1929 г.). Кусто в этой экспедиции обеспечивал подводные съемки.
Но следует понимать, что как Пикар и Уолш погружались не ради славы, так и доблестные «аргонавты» Кусто работали не на рекорд, в отличие от некоторых, скажем так, профессионалов. Лабан, например, без обиняков называл таких спортсменов «сумасшедшими». К слову сказать, Лабан, неплохой художник, в конце жизни начал писать свои морские картины… под водой. Не исключено, что «челленджерская» мечта Кусто не дает ему покоя и сегодня.
Экология Кусто
Как известно, «барон славен не тем, что летал или не летал, а тем, что не врет». Кусто нырял не для ради развлечния, чтобы посмотреть, как рыбки плавают между кораллов, и даже не для съёмок захватывающего кино. Сам того не ведая, он приохотил массового зрителя (который весьма далек от преодоления рубежей изведанного) к тому медийному продукту, который сейчас продаётся под брендами National Geographic и «BBC». Кусто был чужд идеи создания всего лишь красивой двигающейся картинки.
Одиссея Кусто сегодня
Легендарное судно Жака-Ива, служившее ему верой и правдой, в 1996 году затонуло в гавани Сингапура, случайно столкнувшись с баржей. В этом году в честь столетия со дня рождения Кусто сего вторая жена Франсин решила сделать своему покойному мужу запоздалый подарок. Она заявила, что в течение года корабль будет восстановлен во всем своем великолепии. В настоящее время судно получает второе рождение, его восстанавливают в доках Консарно (Бретань), причем используя исключительно экологичные материалы (например, корпус будет проконопачен конопляной паклей) ― судно, по модному тренду, станет «зеленым»…
Казалось бы, повод порадоваться и пожелать «шесть футов под килем»? Однако эта новость оставляет двоякое чувство: на сайте «Команды Кусто» говорится, что судно будет снова бороздить голубые просторы в качестве посла доброй воли и надзирать за экологическим порядком в семи морях. Но ходят слухи, что на самом деле после восстановления корабля Франсин собирается устроить из Калипсо спонсируемый американцами музей на Карибах. Именно против такого исхода выступал в 1980-м сам Кусто, обозначив свою позицию чётко: «Я бы предпочел затопить его вместо того, чтобы превращать в музей. Я не хочу, чтобы этим легендарным кораблём торговали, чтобы на него приходили люди и устраивали пикники на палубах». Ну что ж, в пикнике участвовать не будем. Достаточно того, что мы помним мечту Кусто, вызывающую волну беспокойства, ― человек за бортом.
Надежда, как всегда, на новое поколение: а точнее, на сына Жака-Ива, который с детства был везде с отцом, разделял его любовь к морю и подводным приключениям, плавал под водой во всех морях от Аляски до мыса Горн, а когда открыл в себе талант архитектора, стал серьезно подумывать о домах и даже целых городах… под водой! Он даже предпринял ряд шагов в этом направлении. Правда, пока что Жан-Мишель, в бороде которого уже появилась седина, – хотя голубые глаза еще горят глубоким, как море, огнем, ― разочаровался в своем проекте «новой Атлантиды». «Зачем лишать себя добровольно дневного света и усложнять общение людей между собой?» ― резюмировал он свою неудавшуюся попытку переселить людей под воду.
Сейчас Жан-Мишель, по-своему взявшийся за дело отца, активно занимается экологическими проектами, пытаясь сохранить морские глубины и их обитателей от гибели. А работы ему ― невпроворот. В этом году Кусто исполняется 100 лет со дня рождения. В связи с этим Организация объединенных наций объявила 2010 год Международным годом биоразнообразия. По её данным, на грани исчезновения на планете находятся от 12 до 52 процентов известных науке видов...