Мои причины для перехода на растительную диету не были сиюминутны, как у некоторых моих знакомых. По мере того как я узнавала всё больше о разных аспектах, связанных со стейком на моей тарелке, мои предпочтения медленно менялись. Сначала я отказалась от красного мяса, потом от молочных продуктов, курицы, рыбы и, наконец, яиц.
Впервые я столкнулась с промышленной бойней, когда прочитала Fast Food Nation («Нация фастфуда») и узнала, как содержат животных на промышленных фермах. Мягко говоря, я была в ужасе. До этого я и понятия об этом не имела.
Частью моей невежественности было то, что я романтично думала, что моё правительство позаботится о животных, которые пойдут в пищу. Я могла понять жестокое обращение с животными и проблемы экологии в США, но мы-то, канадцы, другие, верно?
В реальности же в Канаде практически отсутствуют законы, которые бы защитили животных на фермах от жестокого обращения. Животных бьют, калечат и содержат в тесноте в условиях, ужасных для их короткого существования. Стандарты, которые Канадское агентство по контролю за качеством пищевых продуктов предписывает соблюдать, часто нарушаются в погоне за наращиванием производства. Та защита, которая ещё законодательно осталась, постепенно исчезает, поскольку наше правительство смягчает требования к бойням. Реальность такова, что животноводческие фермы в Канаде, как и в других частях света, связаны с большим количеством проблем в области экологии, здоровья, прав животных и устойчивости сельского сообщества.
Поскольку информация о промышленном животноводстве, его влиянии на экологию, человека и благополучие животных стала публичной, всё больше людей, включая мусульман, выбирают растительную диету.
Не противоречит ли веганизм или вегетарианство исламу?
Довольно интересно, что идея мусульман-вегетарианцев вызвала определённые споры. Исламские учёные, такие как Гамаль аль-Банна согласны, что мусульмане, выбирающие веганство/вегетарианство, вольны это сделать по ряду причин, влючая их личное выражение веры.
Аль-Банна заявил: «Когда кто-то становится вегетарианцем, он делает это по ряду причин: сострадание, экология, здоровье. Как мусульманин я верю, что Пророк (Мухаммед) хотел бы, чтобы его последователи были здоровы, добры и не разрушали природу. Если кто-то верит, что этого можно добиться, перестав есть мясо, они не попадут за это в ад. Это хорошее дело».
Хамза Юсуф Хасон, популярный Американский мусульманский учёный предупреждает об этических и экологических проблемах промышленного животноводства и о проблемах со здоровьем, связанных с чрезмерным потреблением мяса.
Юсуф уверен, что негативные последствия промышленного производства мяса — жестокое обращение с животными, вредное влияние на экологию и здоровье человека, связь этой системы с усилением мирового голода — идут вразрез с его пониманием мусульманской этики. По его мнению, защита окружающей среды и прав животных это не чуждые исламу понятия, а божественное предписание. Его исследования показывают, что Пророк Ислама Мухаммед и большинство ранних мусульман были полувегетарианцами, потребляющими мясо лишь по особым случаям.
Вегетарианство это не новая концепция для некоторых приверженцев суфизма, таких как Чишти Инаят Хан, который познакомил Запад с принципами суфизма, суфий Шейх Бава Мухайеддин, который не разрешал употребление животных продуктов в
своём ордене, Рабия из Басры, одна из самых почитаемых святых женщин-суфиев.
Окружающая среда, животные и ислам
С другой стороны, есть учёные, например в Министерстве по делам религии Египта, которые считают, что «животные есть рабы человека. Они были созданы нам в пищу, поэтому вегетарианство это не по-мусульмански».
Такой взгляд на животных как на вещи, потребляемые людьми, существует во многих культурах. Я думаю, что такое понятие может существовать среди мусульман как прямой результат неправильного толкования понятия халифа (наместника) в Коране.
Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». (Коран, 2:30)
Он — Тот, Кто сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину, Он — Прощающий, Милосердный. (Коран, 6:165)
Быстрое прочтение данных стихов может привести к заключению, что люди выше других созданий, следовательно, имеют право использовать ресурсы и животных по своему усмотрению.
К счастью, есть ученые, которые оспаривают такую жесткую интерпретацию. Двое из них также являются лидерами в области исламской экологической этики: доктор Сейед Хоссейн Наср, Профессор исламистики в Университете Джона Вашингтона, и ведущий исламский философ доктор Фазлун Халид, директор и основатель Исламского фонда экологии и природоохранных наук. Они предлагают интерпретацию, основанную на сострадании и милосердии.
Арабское слово «халиф» в интерпретации доктора Насра и доктора Халида также означает защитника, опекуна, управляющего, который поддерживает баланс и целостность на Земле. Они верят, что концепт «халифа» — это первое соглашение, которое наши души добровольно заключили с Божественным Творцом и которое управляет всеми нашими действиями в мире. «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее». (Коран, 33:72)
Однако, нужно согласовать понятие «халиф» со стихом 40:57, в котором говорится: «Воистину, сотворение небес и земли есть нечто более великое, чем сотворение людей».
Это значит, что земля — более великая форма творения, чем человек. В этом контексте мы, люди, должны выполнять свои обязанности с точки зрения смирения, а не превосходства, с основным фокусом на защиту земли.
Довольно интересно, что в Коране написано, что земля и ее ресурсы предназначены для использования как человеком, так и животными. «Он установил землю для тварей». (Коран, 55:10)
Таким образом, человек получает дополнительную ответственность за соблюдение прав животных на землю и ресурсы.
Выбирая Землю
Для меня растительная диета была единственным способом соблюсти духовное предписание о защите животных и окружающей среды. Может, есть и другие мусульмане со схожими взглядами. Конечно, такие взгляды встречаются не всегда, потому что не все самоопределившиеся мусульмане движимы только верой. Мы можем соглашаться или не соглашаться по поводу вегетарианства или веганства, но мы можем согласиться, что какой бы путь мы ни выбрали, он должен включать в себя готовность защищать наш самый ценный ресурс — нашу планету.
Анила Мухаммад